Рождение легенды
В 2021 году Эркюль Пуаро, самый знаменитый сыщик Агаты Кристи, отметил свой 100-летний юбилей. Он появился на свет в 1921 году, словно Афина из головы Зевса, — уже зрелым мужчиной с безупречными манерами и педантичным умом. За век своего существования он расследовал преступления в 33 романах и 59 рассказах, став символом не только детективного жанра, но и целой эпохи — межвоенного периода, окутанного блеском ар-деко.
Пуаро и ар-деко: Слияние стиля и характера
Пуаро, в отличие от мисс Марпл, чьи расследования разворачивались в пасторальных деревнях, был урбанистом до мозга костей и глубоким эстетом. Его мир — это роскошные поезда, модные отели и современные квартиры, отражающие эстетику 1920–1930-х годов. Однако парадокс в том, что сама Кристи редко подробно описывала интерьеры. Её внимание было сосредоточено на интриге, а не на декоре. Тем не менее, в массовом сознании Пуаро неразрывно связан с ар-деко. Почему?
Стиль ар-деко в Англии в 30-х годах был стилем эстетов, гедонистов и провокаторов. Англия оставалась достаточно традиционным обществом, и это сказывалось на архитектуре. Ар-деко был вызовом для общества, это был стиль разбогатевшей, но прогрессивной буржуазии.
Аристократия, в массе своей, не принимала ар-деко. А Пуаро был иностранцем, у него не было аристократических корней, но при этом у него был очень развит вкус, интеллект, он был эстетом и гедонистом. И этот стиль, как никакой другой, отражал все перипетии его внутреннего мира.
Роль сериала ITV (1989–2013)
Ключевую роль сыграл культовый сериал с Дэвидом Суше в главной роли. Продюсеры сознательно «заморозили» действие в середине 1930-х, несмотря на то, что книги охватывают период с 1910-х по 1970-е годы.
Открывающие титры, созданные под влиянием кубизма Хуана Гриса и плакатов Кассандра, сразу погружали зрителей в мир геометрических линий и блеска. Даже старение актёров не меняло «вечность» Пуаро — он оставался эталоном элегантности, словно экспонат под стеклом.
Архитектура, интерьеры как персонаж
Съёмочная группа превратила британские здания в соучастников преступлений.
Элтхэм-Палас с его круглым холлом.
Фабрика Hoover в ацтекском стиле.
Здание Гувера на Грейт-Вестен-роуд. Построено в 1933 году по проекту бюро Wallis, Gilbert & Partners. Hoover Building использовался в качестве места съёмок двух серий «Пуаро» Агаты Кристи — «Мечты» и «Короля треф».
Здание Гувера на Грейт-Вестен-роуд. Построено в 1933 году по проекту бюро Wallis, Gilbert & Partners. Hoover Building использовался в качестве места съёмок двух серий «Пуаро» Агаты Кристи — «Мечты» и «Короля треф».
Декор спа-отеля Midland в Моркамбе, где Пуаро поправлял здоровье и где опять было совершено убийство. Кстати, при желании в отеле Мидланд вы можете остановиться и сейчас, интерьер изменен, но выдержан в традициях ар-деко. Все эти прекрасные здания стали декорациями для расследований.
Особое место занял павильон Де Ла Варр в Бексхилле (подробнее о нем мы говорили в первой статье на эту тему), фигурировавший как в сериале «Суше», так и в более поздних адаптациях.
Эрих Мендельсон и Серж Чермаев — архитекторы павильона De La Warr в Бэксхилл-он-Си (Восточный Суссекс, Великобритания). The ABC Murders — первая серия четвёртого сезона сериала «Пуаро Агаты Кристи», в которой снималось здание De La Warr Pavilion в Бэксхилл-он-Си.
Даже разрушенные здания, как отель Midland, восстанавливали ради съёмок, воссоздавая утраченные фрески Эрика Рэвилиуса.
Иногда киношникам для драматизма приходилось немного искажать реальность предметов, так в 7 серии 5 сезона «Зеркало мертвеца» появляется роскошная ваза выдающегося французского дизайнера Жана Дюнона.
В какой-то момент, когда Гастингс бросился за убийцей, ваза эффектно и с грохотом разбивается… Но дело в том, что эта ваза не могла разбиться, в оригинале вазы металлические.
Еще одна милая локация, о которой не могу не упомянуть, — это пингвинятник в Лондонском зоопарке. Бассейн для пингвинов был построен в 1934 году. Проект разрабатывал архитектор, эмигрант из России Бертольд Любеткин со своим бюро Tecton и инженер-конструктор Ове Аруп. Павильон стал знаковым сооружением для только появлявшегося тогда на свет британского модернизма, но и ар-деко.
Новаторским было и его инженерное решение: авторам удалось продемонстрировать пластичность и конструктивные возможности железобетона. Единственный нюанс — сейчас он не функционирует. В 2004 пингвинов, страдавших инфекцией, вывезли из бассейна Любеткина: это заболевание распространено среди птиц, живущих в неволе.
От ходьбы по бетонному полу на лапах у пингвинов появлялись ссадины, которые становились очагом для инфекции и начинали кровоточить. В 2011 животных поселили в новый просторный вольер. Какое-то время в освободившемся «пингвинариуме» жили крокодилы, но они задержались ненадолго.
Квартира в Whitehaven Mansions
Резиденция Пуаро, снятая в лондонском Флорин-Корт, — шедевр стиля стримлайн (более модернистская версия ар-деко). Продюсер Брайан Истман подчеркивал: интерьеры были ар-деко, но сама Кристи считала этот стиль слишком экстравагантным для педантичного бельгийца.
Однако в 2005 году дизайнеры «перевезли» Пуаро в более роскошные апартаменты с французским шармом, добавив бронзовые статуэтки и тёмное дерево, чтобы подчеркнуть его европейское происхождение.
Сама Кристи жила в авангардных пространствах. После бомбёжки её дома в 1941 году она переехала в Изокон-билдинг — бетонный «лайнер» в Белсайз-парке, где ранее жили баухаусцы Гропиус и Бройер. Здесь царил дух модернизма, который, возможно, повлиял на её восприятие современности. Отель Burgh Island в Девоне, где она писала «Десять негритят», стал ещё одним источником вдохновения с его сохранившимися интерьерами ар-деко. В этом же отеле проходил один из эпизодов сериала.
Ар-деко в кино: От «Восточного экспресса» до «Стеклянной луны»
Связь ар-деко с детективами укрепили экранизации. Фильм 1974 года «Убийство в „Восточном экспрессе“» с Альбертом Финни воссоздал подлинные интерьеры поезда 1920-х, тогда как версия 2017 года с Кеннетом Браной выбрала более строгий «модерн» 1930-х. Сериал с Суше, напротив, сохранил дух оригинальных романов, используя аутентичные локации и винтажный реквизит — от лакированных чемоданов до бакелитовых радиоприёмников.
Вечность стиля
Пуаро, как и ар-деко, преодолел время. Его образ — это не просто ностальгия по «ревущим двадцатым», но символ порядка в хаотичном мире. Сегодня, когда неоклассика уступает место хай-теку, ар-деко остаётся мостом между прошлым и будущим, а Пуаро — его самым элегантным проводником.
Екатерина Серёжина