Уолтер Крайслер
Уолтер Перси Крайслер (1875–1940), основатель Chrysler, родился в Вэймего (Канзас). С юности увлекаясь техникой, он начал карьеру на железной дороге, став к 22 годам квалифицированным механиком. Позже, возглавив American Locomotive Co., он купил первый автомобиль, что определило его переход в автопром.
С 1908 года начинается его карьера в автомобилестроении. У Крайслера с детства наблюдался организаторский талант — он умел подбирать специалистов для решения конкретной задачи.
Крайслер присоединился к General Motors, где за 4 года увеличил суточное производство Buick с 20 до 550 машин, став вице-президентом.
Президент GM Уильям Дюрант предложил Крайслеру пост вице-президента с окладом 500 тысяч долларов. За 8 лет работы в автопроме он получил солидный опыт управленческой работы и имел на банковском счету 10 миллионов долларов. Из-за разногласий с Дюрантом Крайслер ушел из GM.
В 1920–1924 гг. Крайслер создал компанию Chrysler, объединив убыточные фирмы «Виллис-Оверленд» и «Максвелл Мотор». Дебютная модель Chrysler Six разошлась тиражом 32 000 экземпляров уже за первый год, а к 1925 г. сеть дилеров достигла 4 тысяч, обеспечив доход $17 млн.
Журнал Time назвал Крайслера «человеком года», а его компания вошла в тройку лидеров американского автопрома вместе с Ford и GM.
Строительство Крайслер-билдинг
Строительство началось в 1928 году, первоначально проект принадлежал бывшему сенатору США Уильяму Х. Рейнольдсу, однако вскоре его выкупил автомобилестроительный магнат Уолтер П. Крайслер, решивший сделать здание штаб-квартирой своей корпорации.
История Крайслер-билдинг берёт своё начало в 1928 году, когда Уолтер П. Крайслер приобрёл участок у Уильяма Х. Рейнольдса, известного застройщика Кони-Айленда, за два миллиона долларов.
Крайслер решил, что на этом месте должен появиться самый высокий небоскрёб в мире, и нанял архитектора Уильяма Ван Алена, который ранее проектировал небоскрёб для Рейнольдса. Архитектор должен был создать здание в стиле ар-деко, сочетающем элементы, вдохновлённые автомобильной тематикой.
Строительство по проекту Крайслера началось в 1929 году и было завершено в 1930 году. Под руководством Уильяма Ван Алена строительство продвигалось с невероятной скоростью — четыре этажа возводились всего за семь-десять дней.
Достигнув высоты 323 метра, включая 38-метровый стальной шпиль, Крайслер-билдинг превзошёл Вулворт-билдинг и Уолл-стрит, 40 в Нижнем Манхэттене, в знаменитой «Гонке за небоскрёбами» и стал самым высоким зданием в мире.
Шпиль Крайслер-билдинг
Шпиль Крайслер-билдинг был смонтирован внутри купола, а затем поднят. Это произошло 23 октября 1929 года: четыре отдельные части шпиля были подняты на купол здания и соединены воедино. Монтажные работы заняли всего 90 минут.
В 1930 году небоскрёб был торжественно открыт для публики. На момент завершения строительства Крайслер-билдинг был самым высоким зданием в мире, его высота составляла 319 метров.
С 1930 по середину 1950-х годов в здании находился главный офис корпорации «Крайслер».
На этой фотографии, сделанной в январе 1931 года на Балу изящных искусств, изображен Уильям Ван Ален — счастливый, талантливый и подающий большие надежды архитектор. Он построил самый высокий небоскрёб на Манхэттене, одержав, как писали газеты, победу в "гонке в небо".
Никто не сомневался, что карьера Ван Алена будет столь же блестящей, как и шпиль Крайслер Билдинг, отливающий сталью. Однако, как показала история, его превосходство было недолгим. Уже через полгода, 1 мая, состоялось торжественное открытие Эмпайр-стейт-билдинг — нового лидера в "гонке по вертикали", который надолго сохранил за собой титул самого высокого небоскреба.
Декоративные элементы фасада Крайслер-билдинг
Здание выполнено в стиле арт-деко. Его фасад украшают металлические скульптуры орлов, расположенные на 31-м этаже. Эти скульптуры были вдохновлены радиаторными решётками автомобилей марки Chrysler, которые были популярны в то время. На 61-м этаже находятся фигуры горгулий, выполненные из нержавеющей стали.
Снаружи первый этаж облицован полированным чёрным гранитом из Шастоуна, а три верхних этажа — белым мрамором из Джорджии. Нижние стены облицованы белым кирпичом, который прерывается полосами из белого мрамора, напоминающими плетёную корзину.
Резиденты Крайслер-билдинг
Первым жильцом был Уолтер Крайслер. В шпиле когда-то располагалась его квартира, хотя он провёл там всего несколько ночей. На самом верхнем этаже Крайслер распорядился установить санузел, который стал самым высоким туалетом в мире на тот момент.
Он стремился обладать самыми высокими апартаментами в Нью-Йорке, чтобы возвышаться над всеми в буквальном смысле этого слова. Известна его цитата, в которой он говорил, что даже в своей уборной он выше всех остальных горожан.
К сожалению, фотографий интерьеров, созданных Крайслером, не сохранилось.
Знаменитая фотограф Маргарет Бурк-Уайт стала вторым резидентом Крайслер-билдинг, проведя несколько лет на 61 этаже, где находится терраса с орлиными головами.
Компания-издатель журнала Лайф договорилась о том, что Бурк-Уайт будет арендовать помещение в небоскребе для своей студии, а та решила там жить. Интересно, что по условиям контракта ей запрещалось пользоваться террасой, но она, конечно же, нарушала это правило.
В 1934 году её выселили за неуплату. Это произошло не столько по вине фотографа, сколько из-за наступившего финансового кризиса.
На фотографии ниже, она как раз на орле на том самом этаже, на котором жила, на 61.
Интерьер
При строительстве здания использовались уникальные в то время сочетания дерева, стали и цветного мрамора. В отделке использованы самые дорогие и редкие материалы. Стены облицованы огромными пластинами красного африканского гранита. Полы покрыты плитами итальянского известкового туфа.
Вход в Крайслер-билдинг
Центральный холл Крайслер-билдинг
Мраморный вестибюль, имеющий треугольную форму, открывает перед посетителями прекрасный вид на изящные архитектурные элементы и уникальные интерьеры. Панели, на которых установлены вертикальные светильники, выполнены из бельгийского белого мрамора и мексиканского янтарного оникса, что создает приглушенное освещение с неповторимыми оттенками.
Особого внимания заслуживает потолок, украшенный огромной фреской размером 34 на 20 метров под названием «Транспорт и воля человека» (Transport and Human Endeavor). Эта фреска посвящена научно-техническому прогрессу в период между двумя мировыми войнами, который также известен как «Золотой век авиации». В это время первые летательные «этажерки» с деревянными крыльями превратились в быстрые и прочные монопланы. В центре фрески изображен «мускулистый гигант, мозг которого направляет всю свою безграничную энергию на технические достижения». На картине можно увидеть несколько серебристых самолетов, сталеплавильные печи, строительные краны, а также рабочих и инженеров, которые являются творцами прогресса. В центре композиции художник разместил небоскреб Крайслер-билдинг.
Лифты в Крайслер-билдинг
Небоскреб Крайслер-билдинг оснащен 32 лифтами. Они разделены на 4 группы по 6 и по 8 кабин каждая. Лифты расположены в холле в отдельных нишах. Двери и внутренняя отделка лифтов – такое же украшение интерьера, как фреска на потолке и светильники в вычурных абажурах.
Двери и внутренняя отделка лифтов являются таким же важным элементом интерьера, как фреска на потолке и светильники в замысловатых абажурах. Двери лифтов выполнены из металла и украшены восемью видами экзотической древесины со всего мира. Кабины также инкрустированы деревом. Орнаменты, которыми оформлены двери и кабины лифтов, навеяны египетскими мотивами, создавая атмосферу роскоши и изысканности.
С самого начала строительства в здании Крайслер-билдинг были установлены самые быстрые лифты в городе. В то время скорость лифтов ограничивалась до 210 метров в минуту, но в этом здании были лифты, которые двигались со скоростью 270 метров в минуту или 4,5 метра в секунду. Благодаря этому посетители могли добраться до самого верхнего этажа небоскреба всего за минуту.
«Облачный клуб» (Cloud Club) в Крайслер-билдинг
Ресторанный комплекс «Облачный клуб» (Cloud Club) располагался на 66-м, 67-м и 68-м этажах здания Крайслер-билдинг в период с 1930 по 1978 год — «заоблачный» трехэтажный элитарный клуб времен «Сухого закона». Долгие годы этот клуб был одним из самых желанных для посещения заведений, располагающихся в знаменитых небоскребах Нью-Йорка и поднятых высоко над землей. «Нью-Йорк Таймс» считал «Облачный клуб» «вдохновением для многих и многих».
Уильям Ван Ален и Уолтер Крайслер по-разному представляли себе, каким должен быть «Облачный клуб». Первый отдавал предпочтение модернистскому стилю, а Крайслер — псевдосредневековому и баронскому стилям. Чарльз МакГрат из The New York Times писал, что окончательный проект «отражал своего рода компромисс» между этими двумя людьми. Кристофер Грей из The New York Times заявил, что «Облачный клуб представлял собой любопытное сочетание исторического и современного».
Интерьер клуба представлял смесь стилей, начиная от футуристического в главной столовой, до тюдоровского в гостиной и старого английского в гриль-зале. Возможно, из-за этой эклектики клуб никогда не считался эталоном стиля и не был супермодным, как, к примеру, Rainbow Room в Рокфеллер-центре.
Смотровая площадка Крайслер-билдинг
До 1945 года на 71-м этаже небоскреба находилась смотровая площадка, которая носила поэтичное название «Небесная» (Celestial). С этой площадки открывался великолепный 360-градусный вид на Манхэттен, Ист-Ривер, Центральный парк, Таймс-сквер и Центральный вокзал.
Посетители могли пройти по галерее, стилизованной под планетарий. С потолка свисали стеклянные планеты, подвешенные на ниточках. Рекламная брошюра 1930 года обещала, что в ясную погоду видимость отсюда составит 160 километров.
Однако у павильона были и недостатки: узкие треугольные окна не позволяли насладиться панорамным видом. В 1931 году, когда появились более высокие и удобные смотровые площадки на Эмпайр-стейт-билдинг, вершина Крайслер-билдинг перестала быть популярной. Вскоре галерею закрыли, а на её месте установили радио- и телевещательное оборудование.
Офис в Крайслер-билдинг
Экспозиция автомобилей Крайслер в небоскребе
Крайслер-билдинг — это один из самых ярких и узнаваемых примеров архитектуры ар-деко в мире. Это здание не только стало символом Нью-Йорка, но и оказало огромное влияние на развитие архитектуры XX века.
Ар-деко — это стиль, который сочетает в себе элегантность, роскошь и функциональность. Он характеризуется использованием геометрических форм, зигзагообразных линий, а также дорогих материалов, таких как мрамор, бронза и стекло. Крайслер-билдинг является одним из лучших образцов этого стиля.
Это здание поражает своей высотой, красотой и величием. Оно возвышается над городом, словно гигантский корабль, и привлекает внимание всех, кто его видит. Крайслер-билдинг стал настоящим шедевром архитектуры, который продолжает восхищать людей по всему миру.
Екатерина Серёжина