Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Елабуга отказалась от электросамокатов. Казань на очереди?

Оглавление

В двух российских городах решили полностью отказаться от сервисов кикшеринга - это Благовещенск и Елабуга. Эксперты отмечают, что это лишь признание собственного бессилия. А самокаты снова вернутся - в частном порядке и с новыми проблемами.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

За последние годы прокатные электросамокаты превратились в отдельный вид транспорта. Для некоторых и наравне с привычным автобусом, троллейбусом и метро. Однако вместе с этим появились и проблемы . Как и весь транспорт, электросамокаты повышают аварийность и попросту мешают пешеходам - это подтверждает и статистика с аварийностью.

В стране вопрос с самокатами решают по-разному. В Москве, например, сервисами кикшеринга можно пользоваться лишь через подтверждение личности. В Елабуге и Благовещенске решили полностью отказаться от транспорта. А в столице Татарстана еще весной у жителей были сомнения насчет того, начнется ли в этом году сезон - в итоге в Казани решили ограничить проезд на электросамокатах в центре города.

- Я к электросамокатам отношусь очень негативно. Огромная ошибка была, когда в центре города столько туристов, столько людей – и какой-то сумасшедший на этом самокате едет. Должно быть место, где они будут ездить. Я не против, но их нужно разделять, - рассказывал раис республики Рустам Минниханов во время встречи с подростками.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Запретят ли кикшеринг в Казани?

Самый главный вопрос - что будет с электросамокатами в столице Татарстана? Как сообщили «Вечерней Казани» в городской мэрии, «полный запрет электросамокатов в данный момент не обсуждается». Кстати, руководство республики нейтрально относится к решению Елабуги. У муниципальных властей есть полномочия отказать в работе кикшеринговым сервисам на своей территории.

«Каждый муниципалитет сам принимает решение, это их полномочия», - отметила руководитель пресс-службы главы Татарстана
Лилия Галимова.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Урбанист Василь Закиев считает, что такой запрет это не забота о безопасности, а перекладывание ответственности. И в Елабуге, и в Благовещенске самокат дополнял транспорт. Например, в татарстанском городе самокаты помогали справиться с нехваткой автобусов. Если в городе нет инфраструктуры, это повод её строить, а не запрещать транспорт, уверен эксперт. Теперь на место регулируемого сервиса будет приходить тысячи личных электросамокатов - будет хаос.

- В Елабуге в прошлом году в ДТП погибло 8 человек, в Благовещенске — 22. Но почему-то запретили не автомобили, а самокаты. Почему? Причем запрет самокатов подают как «спасение от угрозы», хотя угрозу создали сами — узкими тротуарами, невниманием к общественному транспорту, заборчиками и отсутствием связной сети велодорожек, - подчеркнул Закиев.

С этим согласен и юрист ФАР в Татарстане Владлен Копвиллем. По его словам, подобный запрет вообще можно принимать за ограничение свободы передвижения.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Такое решение говорит о бессилии. Честно, была бы у меня власть, я бы автора такого решения просто уволил. По сути, человек просто расписался в том, что не знает, как с этим работать. Запретить - это самое простое, но через какое-то время это все равно вылезет, - считает собеседник.

Автоэксперт Максим Кадаков полагает, электросамокаты невозможно отрегулировать. В случае запрета сервисов кикшеринга любители подобного транспорта просто пересядут на обычные самокаты и проблема вернется «на круги своя», в свою очередь отмечает автолюбитель Дмитрий Золотов.

- Когда в Москве не было электросамокатов, все катались на обычных самокатах. Проблемы начались после того, как самокаты стали везде валяться. Запрет кикшеринга коснется компаний, организаций, которые на этом зарабатывают, коммерсантов. Но потребитель в любом случае найдет способ себе помочь, - резюмировал Золотов.

Вернутся ли электросамокаты обратно или тенденция продолжится?

В небольших городах самокаты не вернутся, считает урбанист Тим Апелов. Вместе с тем, запретить сервисы кикшеринга могут и в других городах страны, считает собеседник.

- Я очень надеюсь, что руководство Казани умеет смотреть в завтрашний день. В городе пошли на серьезный компромисс, убрав самокаты из центра города. И как будто бы сейчас для балансировки мнений этого достаточно.Единственное, что можно сделать, чтобы транспорт стал комфортнее - это создать велоинфраструктуру, хотя бы расширить тротуары, - считает Апелов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Более оптимистичный прогноз дает урбанист Закиев. По его словам, возврат произойдет прокатных самокатов в городах, где они попали под запрет, произойдет через 1-2 сезона. Именно тогда придет осознание, что от запрета ничего не улучшилось. Личные СИМ останутся, ДТП — тоже, а вот порядка и контроля станет меньше, уверен урбанист. Альтернативой этому всему может стать лишь адекватное регулирование, например, верификация и штрафы за нарушения. Однако это требует усилий, а не огульных запретов, считает эксперт.

Автор материала: Дилия Мингазова