Бум на создание, строительство и применение дирижаблей в различных сферах жизнедеятельности человека во всём мире пришёлся от начала ХХ века до конца тридцатых годов. Этот период можно назвать Золотым веком для дирижаблей. Немецкие цеппелины осуществляли трансатлантические рейсы, ВМС США использовали жёсткие дирижабли L-класса в разведке, а в Советском Союзе строился гигант «СССР-В6».
Однако ряд катастроф и аварий с дирижаблями привели к потере массового интереса к этим летательным аппаратам. Катастрофы «Р-101» (1930), «USS Akron» (1933) и особенно «Hindenburg» (1937), а затем страшная авария с советским дирижаблем "СССР-В6", который летел с Кольского полуострова на выручку папанинцам, среди полярной ночи налетел на гору и разбился, причём погибло 13 человек, поставили точку на дирижабле строительстве.
Эта катастрофа 1938 года фактически поставила крест на советском
дирижаблестроении, которое и без того уже «дышало на ладан». Во всём
мире от дирижаблей отказывались как от ненадёжных средств передвижения. В 1940-м году программа строительства дирижаблей в Советском Союзе была свернута.
Новый ХХI век вернул пытливые головы к новому этапу в создании дирижаблей, подогревая интерес к этой теме новыми технологиями, разработками и повсеместное внедрение ИИ (искусственный интеллект). Последние
20 лет мировые НИОКР( Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) вернули внимание к «аппаратам легче воздуха»: российский «Атлант», NOVA-01, китайская CAIGA VD-8 и ряд других проектов обещают новую эру «гибридных» аппаратов, сочетающих подъёмную силу газа и аэродинамическую подъёмную силу крыла/корпуса. Кроме этого, достаточно широк круг применения дирижаблей: доставка тяжёлых грузов в труднодоступные районы,
экологические логистические цепочки, туристические круизы, платформы связи, долговременное наблюдение, а также удобный вид транспорта для транспортировки водорода или турбин ВЭС.
Целесообразность возрождения дирижаблей сегодня становится актуальной и востребованной.
В ползу возрождения дирижаблей в наше время появилось очень много положительных и важных тенденций, которые будут способствовать совершенству и перспективности новых модернизированных цеппелинов.
Материалы
Композитные мембраны с многоосной арматурой повышают герметичность в 5–6 раз против нейлона 30-х годов.
1.Панельные угле пластиковые фермы заменяют дюралюминий.
2. Отражающие покрытия снижают нагрев и конвекцию.
Двигатели и энергетика
Тандем дизель-электрических генераторов с батареями: на маршевом режиме
используются экономичные дизели; на взлёте, посадке и в экологически
чувствительных районах — электротяга.
1. Возможность интеграции водородных топливных элементов или прямого сжигания аммиака: экономия CO₂ до 90 %.
2. Солнечные панели на верхней поверхности (до 3000 м²) обеспечивают пик мощности дирижабля.
Автономика и управление
1. Современные системы глобального позиционирования + лидары позволяют удерживать позицию с дрейфом.
2. Автоматические балластные системы с гелием и перемещением жидкостей исключают традиционный сброс газа.
Рынок гелия и водорода
1. Мировое производство гелия - 160 млн м³/год. Цена на спотовом рынке
> 80 долларов за м³ (2023). Для дирижабля грузоподъёмностью 60 т
нужно 40 000 м³ гелия (≈ 3,2 млн долларов). Потери при годовом цикле - 5
%.
2. Вариант — водород (H₂) с многоуровневой ПБ (Многоуровневая противопожарная защита): композитные перегородки, инертная среда, активное пожаротушение. Страховые коэффициенты пока в 3–4 раза выше, но динамика положительна.
ДОВОДЫ «за»
1.Топливная эффективность
При гибридной схеме уменьшается расход на 70 % по сравнению с Ан-124.
2.Экологический след
Снижение выбросов CO₂ на 70–90 % . Положительный момент — минимальный шум.
3. Отсутствие необходимости в наземной инфраструктуре
Грузоподъёмные аппараты вертикального старта/посадки способны доставлять 20-60-т грузов, доставляя их прямо к точке строительства без дорог, портов, ВПП. Экономия CAPEX (капитальные расходы) северных проектов — миллиарды долларов.
4. Доступ к труднодоступным районам
Арктика, Сибирь, Аляска, Гвианское плоскогорье, Гималаи, джунгли Борнео — места,где, как говорят в народе: " ворон не кугукал"
№5. Низкая скорость как маркетинговое преимущество
Для туристического сегмента 100-метровые люксы с панорамными окнами
становятся небесными отелями с видом на облака. Платёже способная аудитория готова платить тысячи долларов за воздушный круиз.
6.Возможность служить источником доступной на высоте информации
На высоте 20 км (стратостат) аппарат может удерживаться месяцами, заменяя
группу низкоорбитальных спутников связи/ДЗЗ по малой цене. Компания Sceye представила платформу связи HAPS (High-Altitude Platform System) в виде огромного дирижабля для предоставления интернет-доступа на высоте около 20 километров. Технология предназначена для восстановления связи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и может оказаться полезной в развитии мобильных сетей следующего поколения.
7.Безопасность при отказах
При полной остановке двигателей аппарат не будет падать камнем вниз, а медленно теряет высоту, сохраняя техническую возможность аварийной посадки.
8.Геополитическая гибкость
Страны, не обладающие сильной авиастроительной школой, могут быстрее освоить технологии "легче воздуха".
ДОВОДЫ «против»
1. Низкая скорость
Крейсер 90–120 км/ч против 800 км/ч у Boeing 747F: время — деньги для скоропортящихся грузов.
2. Метеозависимость
Ветер > 25 м/с в верхних слоях делает маршрут «пилой»; грозовые фронты влияют на электростатику и управляемость.
3. Стоимость гелия и его дефицит
4. Безопасность водорода
Общественное восприятие водорода как «взрывоопасного» остаётся.
5. Ограниченная грузоподъёмность по сравнению с перевозками по морю и жд
Супертанкер перевозит 200 000 т нефти, поезд с 80 вагонами — 6000 т угля.
6. Высокий CAPEX (CAPEX (capital expenditure — капитальные расходы) опытных образцов
7. Необходимость сертификационного прорыва. Длительные и дорогие испытания.
Таким образом, подводя итог и отвечая на вопрос : надо ли возвращаться к дирижаблем, надо сказать, что дирижабли не станут универсальной заменой самолётам или кораблям, в настоящее время, тем более железнодорожному транспорту.
Но это будет нишевый транспорт объёмом в десятки миллиардов долларов в год с явным экологическим и энергетическим преимуществом. Такая перспектива вполне реальна уже в ближайшие десятилетия.
Вы можете внести свой вклад в создание новых и совершенных образцов безопасных дирижаблей, которые привнесут в нашу жизнь новизну и новое восприятие окружающего мира и действительности. Это благородное и важное дело для будущих поколений.