«Или - как мы все однажды выезжали с полным энтузиазмом и сдутыми колёсами…»
Есть покатушки, которые запоминаются из-за пейзажей, возможности как следует разогнаться, крутой компании. А есть те, что остаются в памяти, потому что после них ты не можешь сесть неделю, ноги сводит от боли, кисти «ноют».
Если ты давно в теме - узнаешь себя в прошлом. Если только начинаешь - узнаешь себя в ближайшем будущем.
Итак, вот 6 ошибок, которые совершают почти все на своей первой осознанной покатушке.
1. Перекачать или не докачать амортизатор
Первая покатушка часто начинается с фразы: «Да вроде норм, пощупал - твёрдое».
Новичок на подвесе может встретиться в байк-парке. Он хорошо заметен по яркому, еще не царапанному ЛКП, а руль еще без отметин от тарелки.
Что не так:
Первый подвес - это всегда ошибка. Я имею в виду ошибку в настройке. Колеса дубовые, СЭГ не настроен: или вел просто «сел» под райдером, или никак не сработал. В результате, первый спуск - не прикатка, не изучение спуска, не понимание техники, а борьба с велосипедом. Байк очень скользкий, каждый камень новичка выкидывает из седла. Если подвеска накачана не достаточно, то она пробивается. К подъемнику новый велосипед приезжает уже мертвым...
Как правильно:
Везите байк в мастерскую, настраивайте подвеску и давление в колесах. Очень желательно поставить бескамерки, чтобы иметь широкий диапазон давления для разных трасс. Самостоятельно без опыта настроить байк под первые трейлы сложно.
2. Не настроить под себя бар
На заводе угол наклона тормозных рычагов и их расстояние от грипс не выставляется. Потому что их положение - есть настройка.
Что не так:
Тормозной рычаг стоит близко к грипсе, он не заведен под один указательный палец, в результате место давления на рычаг тормоза - середина ручки, а должен быть край, там где рычаг имеет форму курка (изгиб). Естественно, что на край рычага давление требуется меньше, чем на середину, для качественной работы.
Как правильно:
Настроить бар под себя, сев на седло, поставив ноги на педали, прислониться к стене. Кисти - продолжение предплечий без изгибов, без угла, рука прямая. Наклон рычагов выставляется так, чтобы они были продолжением кисти-предплечья, то есть, на одной прямой. Можете снять видео на телефон сбоку, сесть в седло, а потом проверить посадку. Расстояние от грипс выбирается так, чтобы тормозной рычаг находился своей курковой частью (изгибом) под указательным пальцем. Расстояние до манетки такое, чтобы она не упиралась в кисть, рычаги были четко под пальцами, но без упора.
3. Ехать в чем попало
Первая покатушка - это момент, когда ты узнаёшь, почему джинсы и кеды не лучшие друзья велосипедиста. Особенно после трения шва о седло на 17-м километре.
Что не так:
Обычная одежда - это дискомфорт: все натирает, ограничивает движения, плюс не выводится влага и лишнее тепло.
Спортивная одежда, кроме свободы, это еще и защита от падений. Она не так быстро стирается, когда падаешь на корни или камни, она спасает от ссадин, да и вообще, в джерси падать не так больно как в футболке.
Обувь - отдельная статья, потому что сейчас среди новичков популярны контакты по ряду причин. На контактах надо учиться кататься, это занимает время. Есть альтернативная обувь для велосипедистов: жесткая подошва, хорошая фиксация, быстрая шнуровка, небольшой вес и влагоустойчивость.
Как правильно:
Нужно подбирать экипировку под задачи. Скажем, равнинным МТБ-шникам можно посоветовать кататься в лосинах. Они спасут от клещей, как минимум, как максимум - ноги не покарябают ветки, хорошая защита от падений. Сверху можно надевать джерси, можно даже для трейлов. Они и от комаров спасают, и от солнечных ожогов. Да, спортсмены, кто катает МТБ, гоняют в обтягивающей форме, но это актуально для гонок, для хорошего темпа, делать акцент на стрейч - не обязательно.
Тем, кто катает шоссе - да, велоформа нужна, на шоссе в оверсайз неудобно, слишком большое сопротивление ветру, велосипедист всегда на открытых участках, в отличие от МТБ.
На трейлы, само-собой, джерси и штаны. Есть специальная велоформа. Есть для ДХ, но ее лучше использовать именно в этой дисциплине, так как она не эластична, жесткая, в ней жарко летом, потому что много вставок и ребер жесткости.
Простые трейлы можно катать просто в плотных велосипедных штанах.
4. Слишком быстрый старт и сразу «в агонию»
Ноги крутят, ветер свистит, ты герой фильма «На перегонки»… а через 15 минут хочется лечь в придорожные кусты и вызвать скорую.
Что не так:
Новички часто начинают слишком быстро - на эмоциях. Итог - высокий пульс, перегрев, потеря сил, невозможность поддерживать темп дальше.
Как правильно:
- Разогревайся 10–15 минут в умеренном темпе;
- Держи каденс в пределах 80–95 об/мин;
- Следи за пульсом - не выше 75–80% от максимального в первые 30 минут.
5. Забыть воду и еду
Потому что: «я не надолго»
Это ошибка с прогнозируемым финалом: «Сначала был лёгкий голод, потом - темнота в глазах…»
Что не так:
Даже при лёгкой покатушке через 40–60 минут организму нужно восполнение энергии. Без воды теряется концентрация, растёт риск судорог. Новичок думает, что можно купить по дороге что-нибудь... Да, сухарики или шоколадки, орешки и кола подойдут, когда организм истощен, но проку мало. Далеко на этом не уедешь, плюс тяжесть в животе, а еще хуже - изжога. Еда нужна такая, чтобы организм восстановился и у тебя не оставалось никаких неприятных ощущений. Нужно, чтобы ты просто восстановил силы в дороге.
Как правильно:
Существуют изотоники, специальные батончики. Спортивная еда для быстрого восстановления во время физических нагрузок. Много обзоров на фирмы, изготовителей можно найти в сети. На чем-то конкретном заострять внимание не буду - у всех свой вкус. Но, пренебрегать такими продуктами не стоит, действительно, спортивное питание значительно упрощает жизнь, легко помещается в ланч-бокс, а главное - дает больший запас сил, по сравнению с любым фаст-фудом.
6. Быть невнимательным к байку
Во всех приличных магазинах первое ТО (нулевое) - это правило хорошего тона. Нулевое ТО помогает выявить проблемы на первых километрах, те, что на сборке могли быть незаметны. Новичку на новом велосипеде кажется, что все отлично, байк же новый - так и есть. Но велосипед - сложная конструкция, нужно быть внимательным. Хорошо, когда чуть-чуть понимаешь в механике - тогда можно понять, отчего такой звук или иной. А если не понимаешь, если найдешь на полу винт?
Да и вообще, прислушаться к новому велосипеду - номальная тема! Велосипедисты часто на слух могут поставить диагноз.
Как правильно:
Слушай свой новый велосипед. Он будет «говорить» с тобой именно на своем языке. Два одинаковых велосипеда во время проезда звучат по-разному. Вычурные звуки (лязг, удары, хруст) лечатся на нулевом ТО. И у тебя будет больше понимания, как работает велосипед.
Кстати, у Макса на канале в прошлом году выходил ASMR-тест новых велосипедов. На самом деле, очень интересно - сколько звуков может издавать байк. Какие из них - нормальность, какие могут говорить о неисправности или браке, а какие о плохой настройке.
Итог
Первая покатушка, как первое свидание; ты волнуешься, стараешься произвести впечатление, и потом долго вспоминаешь, как всё было странно и смешно. И да, почти у всех это не пошло по плану.
Но, есть хорошая новость: эти ошибки совершаются один раз. Ну, максимум - два. А дальше приходит осознание, что велосипед - это техника, физиология и немного здравого смысла. И чем раньше это понять, тем приятнее будет каждый следующий выезд.
Впрочем, если ты до сих пор настраиваешь посадку «на глаз» и катаешься с седлом, которое «нашёл в гараже у старого друга», возможно, ты просто в фазе уверенного отрицания.