«Не исправишь отметку по математике, заберу телефон», «Если закончишь четверть с тройками, никакого тебе дня рождения», и, конечно, же классика жанра «Не будешь учиться — пойдешь работать дворником». Кто из родителей хотя бы раз не использовал подобные приёмы, пытаясь добиться от своего школьника прилежности и старательности в учении? Такое воздействие на ребёнка называется «отрицательной мотивацией». Это работает? Разберемся вместе с Ольгой Яковлевной Гавриловой, кандидатом психологических наук, доцентом департамента психологии ИППО МГПУ, практикующим психологом, членом Президиума АДБТ и автором телеграм-канала «Психолог Ольга Гаврилова».
Отрицательная мотивация — это когда мы пытаемся побудить ребёнка что-то сделать, например, выучить уроки или прибрать в своей комнате, с помощью угроз или шантажа наказанием. При этом родитель может и не собираться реализовывать то, чем пугает ребёнка. Главная цель — заставить ребёнка из страха последствий делать, что от него хотят.
Почему отрицательная мотивация не работает, но мы всё равно её используем?
Угрозы и запугивание могут давать быстрый эффект. Если как следует испугать ребёнка, он действительно может перестать капризничать или отложить игру и заняться уроками. И в этом секрет того, почему эти методы при всей их очевидной негуманности так живучи и до сих пор используются. Но этот быстрый результат очень неустойчив. А в долгосрочной перспективе может приводить к абсолютно противоположным последствиям. Вот почему.
1. Угрозы и наказание разрушают доверие и эмоциональную связь между родителем и ребёнком. Это происходит потому, что вместо чувства защищенности, поддержки и принятия ребёнок испытывает рядом с родителем чувство страха и небезопасности.
2. У ребёнка не формируется внутренняя мотивация. Действительно, очень сложно понять, что предмет интересный или важный, когда ты всё время сосредоточен на том, чтобы тебя не наказали. В результате интерес к учебной деятельности так и не формируется, а иногда полностью угасает. Вы наверняка встречали взрослых, которые искренне считают учебу глупым и бессмысленным занятием. Скорее всего, в своё время они учились из страха негативных последствий.
3. Страх и наказание дают только временный эффект. Как только угроза ослабевает – ребёнок возвращается к прежнему поведению. А со временем вырабатывает иммунитет к запугиванию. «Да и ставьте свою двойку, мне всё равно», — говорит старшеклассник, который уже устал слышать одни и те же фразы от учителей или родителей.
Из поведенческой психологии мы знаем, что поощрение работает лучше наказания. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребёнок действительно учился, то важно поощрять его за успехи, даже если они кажутся нам малозначительными. Если родитель ловит себя на мысли, что «вот ещё, хвалить, он и должен хорошо учиться» или «было бы за что тут хвалить», то полезно напомнить себе, что даже огромный дом состоит из маленьких кирпичиков. Поощряя и поддерживая ребёнка, мы способствуем формированию важных «кирпичиков» его внутренней мотивации.
Но, пожалуй, лучше всего работает личный пример. Сколько бы родитель не рассказывал о важности, например, чтения книг, если ребёнок видит, что дома мама или папа проводят досуг, глядя в экран телефона или смотря телевизор, то именно такое поведение станет для ребёнка образцом. Этот механизм называется «подражание». Поэтому, если вы хотите научить ребёнка учиться – учитесь и развивайтесь сами. Читайте книги, ходите вместе на мастер-классы, обсуждайте с ребёнком то, что узнали сами.
Можно ли совсем избежать обращения к отрицательной мотивации? Наверное, нет. Все мы люди, а значит иногда устаём, у нас может не быть сил или ресурса на то, чтобы объяснять или преодолевать сопротивление ребёнка, который упирается и не хочет садиться за уроки. Это нормально. И в то же время важно понимать, что такие методы дают очень краткосрочный эффект, в отличие от поддержки, позитивного подкрепления и собственного примера. А если ими злоупотреблять, то можно и вовсе разрушить отношения. Стоят ли хорошие отметки любви и доверия ребёнка?