Совсем недавно я публиковал статью посвящённую так называемой гонке истребителей шестого поколения, в который было кратко рассказано о самых проработанных проектах боевых самолётов будущего. Так вот, судя по всему, в этой гонке появился новый участник – шведская компания Saab. О её проекте мы и поговорим ниже.
Шведская компания Saab, специализирующаяся на оборонных технологиях, продемонстрировала свои разработки в области авиации нового поколения, включающие как пилотируемый истребитель (с возможностью беспилотной эксплуатации), так и комплекс беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для совместной работы с ним. Учитывая богатый опыт Швеции в проектировании и производстве боевых самолетов, создание истребителя шестого поколения и поддерживающих его дронов вполне возможно в рамках национальной промышленности. Однако, реализация такого амбициозного проекта без международного сотрудничества вызывает серьезные сомнения, особенно на фоне аналогичных разработок, ведущихся консорциумами Франции, Германии и Испании, а также Великобританией и Италией, действующими независимо.
Несмотря на это, Швеция, как это часто бывает, решила пойти своим путем, не присоединяясь к существующим альянсам, хотя ее участие было бы ценным для любого из них.
Концепции перспективных разработок были представлены Питером Нильссоном, главой отдела перспективных программ Saab. Изображения с презентации попали в интернет и вызвали активное обсуждение.
Наиболее интересным аспектом является представление общей концепции «экосистемы» будущего боевого самолета, включающей в себя как пилотируемые, так и беспилотные системы, взаимодействующие между собой.
Следует отметить, что на данном этапе представленные концепции носят предварительный характер и могут как отражать, так и не отражать конструктивные решения, которые Saab рассматривает при разработке истребителей нового поколения для ВВС Швеции.
Представленная система носит название Saab F-series и имеет подзаголовок «Один и тот же мозг в разных телах». На изображении слева направо представлены:
- перспективный пилотируемый истребитель,
- дозвуковая беспилотная платформа весом до пяти тонн,
- существующий многоцелевой истребитель Gripen E с экипажем,
- сверхзвуковая беспилотная платформа весом более пяти тонн и дозвуковая беспилотная платформа весом менее одной тонны.
Истребитель Gripen E, находящийся на вооружении и производимый в Швеции и Бразилии, уже хорошо известен.
Предлагаемый преемник в серии, Saab F, представлен как пилотируемый истребитель будущего, ориентированный на достижение высокой скорости и обладающий малой заметностью. Он имеет обтекаемую форму крыла и корпуса с характерным изгибом передних кромок, что напоминает истребитель Saab Draken времен холодной войны с его уникальным двойным треугольным крылом. Крылья имеют меньшую стреловидность, а фюзеляж, по-видимому, оптимизирован для эффективного сверхзвукового полета.
Некоторые элементы концепции будущего пилотируемого истребителя, в частности, общая форма крыла и корпуса, а также укороченные крылья, прослеживаются в сверхзвуковой беспилотной платформе, хотя она представлена в меньшем размере и без хвостового оперения.
На других изображениях сверхзвуковой беспилотной платформы можно увидеть более высокий уровень детализации: по бокам фюзеляжа размещены едва заметные воздухозаборники, а над областью, где должен располагаться двигатель, присутствует выпуклость с неопределённым назначением. Взгляд снизу показывает, что у беспилотника имеются достаточно просторные топливные отсеки и внутренние compartments для вооружений, хотя детали этих отсеков детально не просматриваются.
По информации о сверхзвуковой платформе, она оборудована тем же двигателем General Electric F414 с форсажной камерой, что и у Gripen F, а также некоторыми общими системами авионики и бортовых систем. В то же время, её малозаметный планер, цифровые системы управления, связи, датчики и технологии искусственного интеллекта — это новые разработки.
Что касается более лёгкой дозвуковой беспилотной платформы, то внешне она больше напоминает «типичный» пилотируемый истребитель пятого поколения, например, F-35 или китайский J-35. У неё относительно небольшие треугольные крылья и вертикальные стабилизаторы, наклонённые наружу.
Наиболее распространённая концепция дизайна включает недорогую дозвуковую беспилотную платформу с широким цилиндрическим, возможно, слегка сплюснутым фюзеляжем и умеренно стреловидными крыльями. Также можно отметить, что вертикальные стабилизаторы этой модели наклонены наружу, но они прямые, а не стреловидные.
В целом данная концепция напоминает дозвуковую крылатую ракету, но с более длинным размахом крыльев. Масса этой модели составляет менее одной тонны, что также делает её схожей с крылатой ракетой или дистанционно управляемым беспилотником-камикадзе, по сути представляя собой универсальное средство между ракетой и беспилотником. С такой массой малобюджетную дозвуковую платформу можно потенциально запускать с пилотируемого истребителя будущего или с беспилотного аппарата размером с истребитель.
Что касается размеров, то изображения не обязательно выполнены в масштабе, и заявленные весовые категории допускают множество вариантов, особенно для сверхзвуковой беспилотной платформы. Также стоит провести сравнение концепций будущего пилотируемого истребителя и сверхзвуковой беспилотной платформы с моделью дронов Loyal Wingman от компании Saab, что требует отдельного обсуждения, учитывая перспективность этой конструкции.
Модель, протестированная в аэродинамической трубе, обладает конфигурацией крыла и корпуса, схожей с двумя вышеупомянутыми концепциями, в частности, с закруглёнными передними кромками и наклонными наружу вертикальными стабилизаторами. У неё также имеются укороченные стреловидные крылья, хотя они отличаются большей сложностью, с выраженными пилообразными законцовками и, по всей видимости, довольно крупными поверхностями управления. Важно отметить, что модель, разработанная для аэродинамических испытаний, подразумевает наличие более детализированных элементов, таких как отсеки для вооружения, и будет более приближённой к форме летного прототипа, в то время как концепции Saab F-серии выглядят гораздо более общими.
Тем не менее, внешний вид F-серии представляет собой интересный элемент, отражающий изменяющиеся планы Saab в контексте программы Future Combat Air System (FCAS).
Примечательно, что терминология FCAS также используется конкурентами из Великобритании и Европы, а также потенциальными союзниками в будущих воздушных сражениях. Все эти инициативы сосредоточены на пилотируемом истребителе, а также на ряде вспомогательных дронов и других современных технологий. Saab ранее участвовала в британской программе FCAS, но затем вышла из неё. Однако кто может гарантировать, что наработанные технологии не были переработаны в Швеции?
Одной из интересных особенностей Saab FCAS является намерение использовать общие компоненты для различных пилотируемых и беспилотных платформ. Особенно примечательно, что Gripen E, не обладающий малозаметными характеристиками, и малозаметная сверхзвуковая беспилотная платформа смогут использовать одни и те же детали. В общем, такая стратегия должна помочь снизить затраты, ускорить процесс разработки и уменьшить нагрузку на техническое обслуживание и логистику после введения этих систем в эксплуатацию. Утверждать, что это разумный и целесообразный план, можно с уверенностью, хотя есть и немало подводных камней.
Судя по всей системе, Saab считает, что дроны играют ключевую роль в инициативе FCAS, что может быть не так очевидно в контексте конкурирующих британских и общеевропейских программ, где на данный момент основное внимание сосредоточено на пилотируемых истребителях.
Нильссон сообщает о планах по разработке дронов, которые будут служить в качестве ложных целей, отвлекая противника, но в то же время помогут выполнить поставленные задачи. Это предполагает создание повторно используемых дронов, которые должны быть достаточно дешевыми для потери в ходе рискованных операций и при этом обладать функциями, необходимыми для успешного выполнения этих задач.
Это особенно интересно, поскольку ВВС США отходят от этой модели, и дроны с ограниченным сроком службы все чаще замещаются более многофункциональными и доступными вариантами, что говорит о смещении акцента в сторону повышения боевых возможностей на фоне доступности и затрат, но при этом в ущерб многократному использованию.
Также были озвучены детали шведской программы FCAS, включая планы по замене истребителя Gripen на протяжении ближайших 25 лет, что намекает на завершение этого процесса примерно к 2050 году. Это указывает на более длительные сроки шведской программы по сравнению с британской и европейскими инициатива, где рассчитывают, что пилотируемый истребитель станет частью «системы систем» в 2030-2040 годы.
Очевидно, что F-серия — это лишь один из направлений,Explore options Saab рассматривает при создании заменителя Gripen. Шведы не спешат с этим процессом, хоть сообщения в их прессе указывают на потенциальные угрозы со стороны России, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Однако об этом поговорим позже.
По данным SVT, окончательное решение о будущем шведской программы FCAS необходимо принять в «скором времени». В отчете отмечается, что разработка платформ компанией Saab — это всего лишь одно из возможных решений. В противном случае Швеции придется или приобрести готовые решения, или, скорее всего, включиться в британскую инициативу FCAS или в более широкое европейское сотрудничество.
Это не удивительно, так как в Европе созданы несколько значимых авиационных решений, однако шведы ценят свою независимость, хотя и не обладают собственными двигателями.
Тем не менее, Швеция пытается обеспечить финансовую устойчивость программы FCAS, даже если не удастся привлечь экспортные заказы. Это выглядит крайне сложным, учитывая высокие затраты на разработку новейших малозаметных боевых авиационных платформ, а также дополнительные пилотируемые и беспилотные системы.
Опыт Saab с Gripen показывает, что, несмотря на технические возможности, продажи на экспорт — задача непростая, особенно в условиях жесткой конкуренции с американскими производителями.
То, что шведы занимаются разработкой оружия сегодня, абсолютно нормально, и в этом плане они не собираются повторять ошибки тех, кто потратил средства на менее качественные самолеты. Свое — это всегда значимо, даже в Швеции.
Тем не менее, существуют два фактора, которые могут стать препятствием для Швеции в целом и для компании Saab в частности. Первый из них — это финансовые ресурсы. С каждым годом они уменьшаются в значимости, и создавать такие дорогостоящие системы, как боевые самолеты, становится всё более затруднительно. Второй фактор — недостаток времени.
В Европейских странах все чаще обсуждают возможность войны с Россией. Почему Европа должна уступать США? Америка готовится к конфликту с Китаем, а Европа — с Россией. Польша, хотя и успокоилась, все же в состоянии настороженности, в то время как Франция и Германия продолжают планирование. Швеция также принимает участие в этих подготовках. Более того, она готовится к затяжной и кровопролитной войне, так что правительство уже резервирует территории под кладбища, рассчитывая на 500 000 жертв. И это при населении в 10 миллионов, включая мигрантов. То есть 5% населения готовы пожертвовать собой ради защиты от российской агрессии.
Это, безусловно, серьезный сигнал. Но возникает вопрос: станут ли россияне ждать, пока Швеция построит, протестирует и начнет массовое производство своих истребителей нового поколения с дронами-спутниками? Будут ли эти русские ждать до 2050 года или начнут действовать раньше?
В этом контексте необходимо задуматься о том, как и чем шведы собираются противостоять всему, что может прийти с территории России или оккупированной Германии.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉