18 июня - день рождения известного ленинградского прозаика Юрия Геннадиевича Томина (1929 - 1997). Две моих последних статьи на Дзене были посвящены этому детскому писателю: книгам Ю. Томина и фильмам, снятым по его произведениям. См. записи: "Шёл по городу волшебник": повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам" и Фантастическая повесть Юрия Томина "Карусели над городом". Её экранизация и её продолжение с неожиданным финалом. Поскольку день рождения Юрия Томина на носу - продолжаю развивать тему, связанную с его творчеством.
"Повесть об Атлантиде" (1959)
Первой повестью Юрия Томина, которую прочли советские читатели, была "Повесть об Атлантиде" (1959). Несмотря на интригующее название, произведение не является фантастическим, хотя элементы необыкновенного в нём присутствуют. Весь фантастический вымысел сосредоточен в голубой тетради, которую нашёл у своего забора один из трёх основных героев повести - двенадцатилетний школьник Юрка Аленов. "Он поднял ее и на странице, припорошенной влажной землей, прочел первую фразу: «На острове Азорида, на склоне горы, обращенном к морю, стоял всадник, указывающий на Запад…»".
Я уже отмечал ранее, что голубой - любимый цвет Томина. Писатель часто связывал с этим цветом что-нибудь интригующее: от холодных и пустых голубых глаз владельца миллиона коробков в повести "Шёл по городу волшебник" до голубого луча из "Каруселей над городом", по которому к нам прибывают инопланетные наблюдатели. А началось всё, оказывается, с голубой тетради, ещё в 1959 году, когда вышло первое книжное издание "Повести об Атлантиде". Между прочим, с голубой обложкой (см. фото выше).
В голубой тетради Юрка находит записи о необыкновенной стране Атлантиде, о том, что при всём её богатстве, красоте и могуществе, жизнь там была устроена несправедливо и о том, что Атлантида погибла в морской пучине. Мальчик не сразу, но рассказывает о находке своим друзьям-одноклассникам Димке и Петьке, и они вместе читают волнующие их сердца строки про затонувшую Атлантиду: "Там, в бархатном илистом мраке, лежали на дне граненые колонны с вырезанными на них письменами и знаками; узорчатые решетки ограждали исполинские лестницы, вырубленные на склонах подводных гор; горбились золоченые купола храмов, похожие на остроконечные шлемы. Если бы обитатели глубин умели думать, они удивились бы мозаичным стенам, составленным из кусочков разноцветного камня, просторным дворцам, открытым для ветров и солнца, медным жертвенным чашам, боевым палицам, вырезанным из слоновой кости, изображению Великого Змея, раскинувшего свои крылья над морем.Все это было сделано когда-то руками людей. И все это поглотило море..."
Мальчишки даже предположительно не знают, где географически находилась загадочная древняя Атлантида, но они слышали, что их посёлок Усть-Каменск, расположенный в устье одного из притоков Енисея (реки Тунгуски), таёжные окрестности Усть-Каменска да и вся Западная Сибирь когда-то были дном доисторического океана. Очарованные и воодушевлённые описаниями Атлантиды из синей тетради, школьники начинают искать затонувшую легендарную страну в своих краях...
Кстати, исследователи творчества Томина иногда пишут, что Атлантида у Юрия Томина - символ человеческой мечты о прекрасном будущем. Вообще-то Атлантида в голубой тетради из повести Томина - это рабовладельческое государство, построенное на жесточайшей эксплуатации нескольких поколений бесправных рабов и абсолютном нежелании жрецов прислушаться к словам одного из просвещённых невольников, пытавшегося донести до них информацию о скором "конце света" и умоляющего организовать срочную эвакуацию жителей обречённой страны...
Три школьника в повести Томина ищут легендарный затонувший материк не потому, что Атлантида стала их мечтой о будущем, а потому, что они - мальчишки, которых всегда манят загадки и тайны. Но слова о прекрасной стране в повести действительно есть: "Когда-то давно поднялась над морем страна Атлантида, потом снова ушла в море, загадав людям загадку на тысячу лет. О ней слагались легенды и песни, и многим из них тоже тысячи лет. Такова судьба древнего. Оно прекрасно всегда, ибо человеку свойственно мечтать о прекрасном!"
Романтическая атмосфера поиска, наполненная приключениями и опасностями, позволяет автору максимально раскрыть характеры героев, обозначить направление вектора их развития. Наивные мальчишки закаляются, взрослеют и умнеют. Они познают себя и набираются опыта, справляясь с множеством опасностей: от страшного лесного пожара до катастрофического подъёма воды в реке. Благодаря своих поисковым ходкам на лодке вверх по Тунгуске они заводят дружбу с геологами и знакомятся с дочкой одного из них - слепой девочкой Леной.
Храбрая Лена, стойко переносящая свой недуг, держится молодцом и живёт с уверенной надеждой на скорое излечение в одесской клинике офтальмолога Владимира Филатова, который непременно вернёт ей зрение. Папа девочки сейчас как раз зарабатывает деньги на поездку в Одессу. С большим опозданием до геологов доходит сообщение о смерти профессора Филатова. Незрячая девочка крайне тяжело переживает это известие, считая, что теперь все надежды на исцеление, которое она связывала с именем знаменитого офтальмолога, рухнули.
В повести показано, как совместно пережитые беды и несчастья (дети в повести как бы "проходят огонь и воду") делают их настоящими друзьями. Эта дружба (а для кого-то уже больше, чем дружба) помогает Лене справиться с отчаянием. Тем более, что Юрка спасает девочке, оказавшейся на оторвавшейся барже посреди взбесившейся реки, жизнь, а у профессора Филатова есть ученики и продолжатели его дела, которые обязательно спасут её глаза. Кстати, эпизод с упоминанием смерти офтальмолога помог мне установить примерное время действия повести (Филатов умер в октябре 1956 года).
Параллельно в "Повести об Атлантиде" отслеживается история возникновения неприязненных отношений Петьки с новым учителем физики Виктором Николаевичем, который позже, рискуя жизнью, вынесет школьника из огня, и дружеского финального их примирения. Открою секрет: учитель и есть тот человек, который писал в голубой тетради про загадочную Атлантиду.
Несколько печальных страниц повести Юрия Томина посвящены трагической судьбе начальника пристани девятнадцатилетнего Павла Зырянова, дружившего с Юркой и бомбардировавшего Енисейское пароходство обращениями с просьбой перевести его на работу в море. Последний рапорт Зырянова читатель, уже знающий о его гибели, без слёз читать не сможет.
"А, Б, В, Г, Д и другие" (1982)
Тут я замечу, что называть все повести Томина "весёлыми" я бы не рискнул. О самой первой я только что немножко рассказал. Согласитесь, не особо она весёлая... А о самой последней "А, Б, В, Г, Д и другие" (1982) - я писал на Дзене совсем недавно, поясняя, с чего там всё началось. Кстати, именно эта последняя повесть неимоверно расстроила меня финальным объяснением подоплёки случившихся в ней событий.
Напомню, что инопланетная девочка Лена (уже другая, не та, что была в "Повести об Атлантиде"), присланная в повести "А, Б, В, Г, Д и другие" наблюдать за землянами, неожиданно трансформируется в Елену Дмитриевну Кашеварову, инструктора по туризму и руководителя группы школьников, готовящихся к походу. Учитель физики Палыч и его неизменный помощник Борька вынуждены без всякой подготовки отправиться в это лесное путешествие с незнакомыми ребятами, чтобы контролировать пришелицу Лжедмитриевну, которой они не доверяют.
В пути регулярно возникают всяческие трудности, порой довольно серьёзные. Палыч несколько раз просит Лжедмитриевну прекратить поход, требуя вернуть ребят домой, но постоянно получает категорические отказы без каких либо дополнительных объяснений. Более того, во время одного из разговоров Лжедмитриевна заявляет, что вернуться обратно сейчас вообще невозможно, а если Палыч и Борька вздумают двинуться назад вдвоём, отдельно от группы, это у них никак не получится. Почему не получится - Лжедмитриевна не поясняет.
В финале повести читатель, наконец, узнает, что в поход ходили не шесть школьников, а компания живых информационных полей, проще говоря, копий. Настоящих, реальных школьников здесь нет, они ничего не подозревают. Но ничего не подозревают и клоны школьников, которые ведут себя как люди. Да они и есть люди, ведь даже прибившийся к "копиям" пёс Веник их от живых людей не отличает. Когда после всех приключений группа возвращается на электричке в Город их всех (кроме, разумеется, пса Веника) ликвидируют, стирают. Ребятишки просто исчезают из вагона. Веник в ужасе. Я - тоже.
Оказывается, инопланетное наблюдение велось не за поведением школьников в походе, а за эмоциями и чувствами встревоженных Палыча и Борьки. Ещё один нюанс - электричка с Палычем и Борей приходит на городской вокзал в ту же минуту и день, в которые они неделю назад из Города вместе с клонами-участниками похода отбыли. Дни проведённые в походе были чем-то вроде нахождения в петле обратного времени, из которой невозможно выбраться. Поэтому Лжедмитриевна не разрешала детям идти обратной дорогой, не пускала назад Палыча с Борей, и предупреждала, что попытка возвратиться очень плохо для возвращающихся кончится. Именно поэтому она говорила Палычу, переживающему, что их с Борькой ищут перепуганные родственники, что никто о них не беспокоится, никто их в Кулёминске не потерял. Время для всех, кто был вне хронопетли, стояло на месте...
А чтоб вы окончательно запутались, добавлю: настоящая Елена Дмитриевна - тоже инопланетянка, просто она уже давно живёт на Земле, а, как известно, те пришельцы, которые долго здесь живут, "заражаются" земными чувствами, отсутствующими у инопланетян. Лжедмитриевна сообщает Палычу: "У нас не существует понятия «жестокость», поскольку не существует понятия «доброта». До этого я додумалась сама, Алексей Палыч! Это — по-человечески? — По-человечески, да не совсем… — сказал Алексей Палыч. — они и сейчас нас слышат? — Нет. Они отключились— Неужели так трудно вас отозвать? — А зачем? Им я не нужна. — И тут Алексей Палыч отметил, что впервые Лена произнесла «им», а не «нам». — Информацию они получили. Теперь для них я бесполезна, потому что я заразилась. Все логично. Не я первая, не я последняя. Моя сестра, например, была послана к вам младенцем. Ее подобрали, воспитали. За этим процессом следили. Недавно ее отозвали в «отпуск». Это не такой отпуск, как на земле, — всего несколько минут. Но там она оказалась совершенно бесполезной: полностью очеловечилась… — Стоп! — сказал Алексей Палыч. — Как зовут вашу сестру? — Лена. — Елена Дмитриевна Кашеварова, кандидат в мастера спорта?— Да. И еще — студентка педагогического института. — Так вот вы чья копия! — Молекулярная, — сказала Елена. — Или, как у вас говорят, генетическая. Мы близнецы. — Она вас знает? — Нет. — Чушь какая-то! — возмутился Алексей Палыч. — Вполне логично, — возразила Лена, но на этот раз в голосе её промелькнула довольно земная ирония".
"Настоящая" Лена Кашеварова с настоящими школьниками в данный момент ждёт электричку (затем сядет в неё вместе с детьми и уедет в поход на две недели), а Лжедмитриевна (известная нам пришелица Лена) пока будет пользоваться её местом в общежитии. Дело в том, что Лена теперь не может вернуться на свою планету, так как не выполнила задание: очеловечилась и, нарочно утопив рюкзак с провизией, прекратила "экспериментальный" поход раньше срока, запланированного внеземным руководством. Что будет с Лжедмитриевной дальше - неизвестно, но от помощи Палыча она в финале отказывается...
Что меня огорчило...
Вы спросите, что же меня расстроило в этом произведении? Меня расстроило убийство школьников-клонов. Ведь до того, как я узнал написанное чуть выше, я всю повесть вместе с ними шёл по лесу, кормил комаров, мок под дождём, готовил на костре, разбирался с их сложными взаимоотношениями... Я привык к этим ребятишкам, я их полюбил! Примерно то же самое пережил дружелюбный пёс Веник. Но собаке повезло больше, чем мне. Когда Палыч с Борькой и Веник, ошарашенный пропажей своих друзей из вагона, прибыли на вокзал, они встретили реальных участников похода, только ещё собирающихся в него отправиться - сесть в электричку. Веник увидел знакомые лица, почувствовал знакомые запахи и - возвратился (как пёсик уверенно решил) к своим старым друзьям. Он снова отправился в поход. А я - навсегда потерял ставших мне родными героев повести, автор их убил... Стасика с шейным платком, повязанным под воротом свитера, Гену в темных очках, сосредоточенного Чижика, акселерата Шурика, толстую Валентину и Марину-Мартышку со своим обычным румянцем на юных щеках. Тут можно добавить, что Борька тоже пострадал: он потерял симпатичную Маринку-Мартышку, с которой у паренька, презиравшего девчонок, в походе начали складываться особые, доверительные отношения. Теперь у него останутся лишь воспоминания об общительной и доброй к нему девчонке... Реальная-то Маринка существует, но она не провела несколько трудных дней рядом с Борькой, и про смелого пацана из Кулёминска, так понравившегося её копии, ничего не знает...
Для особо продвинутых комментаторов моих записей (сюда и такие заходят) приведу небольшой фрагмент из статьи филолога Ольги Челюкановой "Жанровый синтез как способ разрешения жизненного конфликта в фантастической повести Ю. Томина «А, Б, В, Г, Д и другие»": "Интрига повести Томина свернута, как и у Коваля («Семь похищенных монахов») в названии книги, и читатель уже с самого начала это предчувствует. Но разгадать смысл названия в полной мере можно только после прочтения произведения (подобно версии преступления, семантика названия раскрывается постепенно, в ходе следствия). Вначале возникает первая версия – буквы «АБВГД» – это наименования детей-роботов, информационных полей, которые отправились в путь вместо настоящих школьников. Но в таком случае между буквами должны быть поставлены запятые, а название воспринимается как единый образ – начало алфавита как субстанциональная идея. Именно «азбучные истины» – азы духовности – осваивает рассудочно-холодная Лжеелена во время похода. Постижение истины возможно через слово, а слово имеет буквенное выражение. Речь идет об осознании еще не слова, а букв, то есть начало духовного становления; «…и другие» – это остальные буквы, из которых сложатся слова, положенные в основу истины. Упорядоченность букв алфавита знаменует преобразование хаоса бездуховности в душевную гармонию".
Вот как-то так...
Теперь я объяснил, почему меня расстроила последняя повесть Юрия Томина. "А, Б, В, Г, Д и другие". Вышла она в 1982 году. Сверившись с библиографией автора можно выяснить, что после неё Томин больше ничего не написал. Если не считать киносценария по "Каруселям над городом" для фильма "Летние впечатления о планете «Z»" (1986).
Умер Юрий Томин в 1997 году, когда ему было шестьдесят восемь лет. Дата смерти писателя - двадцатое октября - предположительная... О последних годах жизни и причине смерти Юрия Томина в доступных интернет-источниках информации нет. Как-то даже странно - известнейший и популярнейший детский прозаик - и полная тишина о последнем, довольно продолжительном (более десяти лет) отрезке его жизни...
Ещё о фантастических книгах для подростков в моём Дзене:
"Шёл по городу волшебник": повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам
"Борька, я и невидимка". Про повесть Юрия Томина, радиопостановку по её мотивам и шпионов
"Нынче все наоборот" - в книжке, "С кошки всё и началось..." - на экране. И опять Томин!
Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу...
"Просто ужас!" Юрия Сотника: обмен телами в одной советской пьесе и двух фильмах
Яна Летт. Мир из прорех-1. Новые правила
Яна Летт. Мир из прорех-2. Другой город
Яна Летт. Мир из прорех-3. Иные земли
Константин Курбатов. Пророк из 8-го «б». Советская хронофантастика
Игорь Ефимов. Пурга над «Карточным домиком»
"Семь Пядей" Владимира Малова. Советская фантастика и умножение способностей человека
Фантастический "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина
Фантастические книги Сергея Вольфа с названиями словно строчки из песен: "Где ты, маленький "Птиль"
"Ущелье белых духов" и "Четвёртое измерение". Фантастическая реальность Валентина Новикова
"Острова прошедшего времени" и "Путешествие "Геоса". Беспокойная фантастика Валентина Новикова