1. Для начала - дополнение к моей недавней записи о волшебных спичках про фильм "Волшебники"
В предыдущей статье я писал о повести Юрия Томина "Шёл по городу волшебник" (1963) и о фильме Михаила Юзовского "Тайна железной двери" (1970), снятом по её мотивам. Могу добавить, что уже в наше время, в 2022 году вышел в прокат полнометражный фильм режиссёра Рената Давлетьярова "Волшебники", основанный на идее применения волшебных спичек Томина. На днях я посмотрел фильм Давлетьярова, но пересказывать не буду, при желании на Дзене можно найти материалы об этом кино, в основном, нелестные.
Должен заметить следующее. В титрах фильма "Волшебники" нет никаких упоминаний о Юрии Томине и его повести "Шёл по городу волшебник". Получается, что ленинградский писатель никакого отношения к содержанию этого кино не имеет. Это и хорошо. Потому как из фильма Давлетьярова напрочь исчезла основная мысль, если угодно, мораль, сформулированная писателем Томиным в повести и состоящая в том, что ни в коем случае не стоит мечтать прожить жизнь, ничего не делая, истинное счастье человеку приносит не "спичечное волшебство", а чудеса, сделанные его руками.
Две трети фильма "Волшебники" вполне можно смотреть, воспринимая происходящее на экране, как осовремененную версию знакомой нам старой истории. А вот финал фильма к повести Томина при всём желании никак не привязать. Это какой-то трэш: смесь "Лангольеров" Стивена Кинга, пожирающих вчерашний день, компьютерной игры и триллера из серии "Забыть всё" со стиранием памяти и даже стиранием из жизни некоторых членов семьи главного героя-врунишки, неосторожно переехавшей из Барнаула в Москву.
Стараясь быть объективным, перечислю и то, что меня в фильме Давлетьярова "подкупило новизной": в "Волшебниках" есть "эксклюзивное" объяснение появления на Земле первых волшебных спичек. А ещё в этом кино девочка-волшебница, распоряжающаяся спичками, сделала так, что только она может кого-то ими одарить. Тот "счастливчик", у которого подаренные спички имеются, "наколдовать" себе новый волшебный коробок (или миллион коробков) не в состоянии: наложено вето.
2. Фантастические карусели ленинградского писателя Юрия Томина
С волшебными спичками и их непредсказуемыми хозяевами из фантастической повести Юрия Томина "Шёл по городу волшебник", вызвавшими к жизни множество переизданий этого произведения и даже пару фильмов по его мотивам, мы вроде бы разобрались. Теперь поговорим о двух повестях этого автора, составляющих цикл "Происшествие в Кулёминске", тоже написанных в жанре фантастического реализма. Для начала попытаюсь растолковать, что такое "фантастический реализм" применительно к творчеству Томина. Собственно, писатель сам объяснил творческую манеру, в которой написана первая повесть этого цикла "Карусели над городом" (1979), добавив к её названию слова: "Повесть, в которой правда всё, кроме выдумки".
То есть, фантастический реализм - это особое сочетание фантастического и реального, характеризующееся тем, что самостоятельный фантастический элемент (объект или субъект) вторгается в наш привычный, обыденный мир, создавая необычные, странные ситуации (примеры фантреализма - роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова или повесть Павла Вежинова "Барьер", о которой я недавно здесь писал). Необычные ситуации позволяют писателю (уточню: талантливому писателю) исследовать человеческое поведение под необычным углом, создавая увлекательные, захватывающие и, при всей их фантастичности, очень достоверные произведения. Юрий Томин был талантлив и умело сдабривал свою прозу ненавязчивым юмором, мягкой иронией, отличным знанием психологии героев. Добавлю, что у читателей постарше, открывающих книги Томина, при чтении обязательно включаются ностальгические, но при этом - позитивные эмоции.
Впервые повесть "Карусели над городом" была опубликована в 1979 году в журнале "Пионер" (№№ 4-8). Кстати, автор дал журнальному варианту подзаголовок "Повесть о действительных событиях, придуманных автором". В этом же году отрывок из повести был опубликован в ленинградском журнале "Искорка" (№ 7), а в ленинградском Детлите вышло стотысячным тиражом её первое книжное издание.
3. Повесть "Карусели над городом" (1979)
В "Каруселях над городом" застенчивый учитель физики Алексей Палыч и склонный к изобретательскому делу шестиклассник Борис Куликов оборудовали в школьном подвале лабораторию-мастерскую. "Жизнь в лаборатории начиналась по вечерам. С наступлением сумерек окна подвала светились голубыми вспышками электрических разрядов, иногда слышалось гудение станка, а те, кто заглядывал в окна, могли разглядеть Алексея Палыча и Бориса, занятых какой-то непонятной работой". Именно в этот подвал инопланетяне засылают с помощью тонкого голубого луча младенца из своего мира (писатель Томин явно неравнодушен к голубому цвету, вспомните его акцент на холодных голубых глазах в повести "Шёл по городу волшебник"). У ребёнка мужского пола, которому на вид месяца четыре, нет пупка, он довольно связно говорит (чего в этом возрасте быть не может), не плачет, не просит есть и растёт не по дням, а по часам.
Далее начинается забавный рассказ о том, как Алексею Палычу приходится прятать пришельца от окружающих, в особенности - от своей жены и проницательной дочки. А прятать мальчика и скрывать его инопланетное происхождение приходится, потому что Феликс (так учитель решил назвать звёздного гостя) объяснил Палычу, что в случае "раскрытия" его немедленно отзовут - заберут назад в его мир. Объяснение это пришелец дал в момент так называемого "подключения", когда он полноценно представлял инопланетный разум (в остальное время Феликс по уровню знаний - обычный ребёнок).
Шестиклассник Бория Куликов помогает Палычу нянчиться с Феликсом, который за пару дней вырос примерно до его размера (они теперь с Борей как бы ровесники). Положение осложняется тем, что инопланетянин постоянно задаёт трудные вопросы, воспринимает всё сказанное буквально и не умеет врать.
А тут ещё до неприличия любопытный местный парикмахер Август Янович, начитавшийся детективов и пребывающий в курсе всех кулёминских новостей и слухов, начинает подозревать Алексея Палыча в тёмных делишках. Ему становится известно, что учитель ворует в своей же семье (у дочки Палыча - маленький ребёнок) детское питание, тайно покупает одежду для подростка и замечен в компании с каким-то неизвестным мальчиком. Дотошный парикмахер начинает собственное расследование.
Чувствует что-то неладное школьная уборщица Ефросинья Дмитриевна. Следит за нашими героями и младший брат Бори Куликова - Серёга. Понятно, что такая диспозиция даёт автору возможность постоянно радовать читателя описанием курьёзных ситуаций, возникающих при взаимодействии персонажей повести. Её название "Карусели над городом" как раз и связано с этими раскручивающимися и пересекающимися разноцветными каруселями человеческих характеров, ярких эмоций и неожиданных поступков.
4. Инопланетянин и девочки в "Каруселях над городом"
Алексей Палыч через своего бывшего ученика, начальника летнего спортивного лагеря, пристраивает туда Борьку и Феликса. Благодаря этому инопланетянин (надо ж его было как-то оформлять) получает фамилию - Солнечный. Теперь Феликс находится на попечении и под контролем одного лишь Бори, Палыч не может часто навещать мальчишек - принимает в школе экзамены. "Лагерная" часть повести тоже изобилует смешными моментами. Сами понимаете, инопланетянину всего несколько дней от роду, он доверчив, не понимает вранья и тонкостей земной жизни. Поэтому Феликс в лагере - чемпион по попаданию в топ приколов: от непроизвольного пускания пузырей изо рта, впечатляющего девочек-соседок по столу, до попадания в речку со стоками фабрики игрушек, изменяющей цвет своих вод по расписанию. "Речка Кулемка имела синие, зеленые и красные дни. Все зависело от того, какую продукцию в этот день выпускала фабрика игрушек. Если делали пушки, танки и самосвалы, то из красильного цеха в речку лилась зеленая струя. Когда «нажимали» на флажки, мячики и матрешки, то струя приобретала праздничный красный цвет. Если же не выпускали ничего, то струя становилась почему-то синей и оставалась такой от вечера пятницы до утра понедельника". Кстати, директор этой фабрики - отец братьев Куликовых.
Самой главной опасностью для Феликса в спортивном лагере неожиданно оказались девочки, они его просто завораживают... Тогда как Борька относится к девчонкам с равнодушным презрением, инопланетянин не может на них наглядеться: "Ну что ты на меня смотришь? — сказала Феликсу девочка с косичками. — У меня даже суп в горле застрял. Ты не можешь смотреть в другую сторону?— Могу, — ответил Феликс. — Но мне не хочется. Мне хочется смотреть на вас. Вот в этом и заключалась странность Феликса: то, что нормальные люди обычно пытаются скрыть, он говорил прямо. Бывают, конечно, люди, которые умеют острить с серьезными лицами. Но Феликс говорил правду. Это было совершенно ясно. Нельзя сказать, что девочки были в восторге от такой прямоты. Но скажем так: противно им тоже не было".
"...Девочки не могут надоесть, — твердо сказал Феликс. — Девочки лучше всех. — Даже лучше твоего друга? — Моего друга? — Феликс заколебался. — Я не знаю… Боря, наверное, знает. Боря, они лучше тебя? Борису уступать не хотелось. Но он понимал, что спектакль этот можно прекратить только одним способом: выдать девочкам то, чего они добивались. — Они лучше, — сказал Борис. — Они умнее. Они даже толще".
Конечно же, все основные неприятности очарованного девочками пришельца именно из-за девочек и случаются, ведь он ни в чём им не может отказать. Надо отдать должное автору, описывающему контакт "инопланетянин - девочки" с милой достоверностью и тактом. Девочки сражены благородством, честностью и прямотой Феликса, а ведь он ещё и в спорте успешен...
К несчастью для увлёкшихся читателей и к счастью для Палыча, в момент, когда "карусели над городом" раскрутились максимально, а тайну Феликса уже почти невозможно скрывать, пришельца отзывают на родную планету...
Вы спросите, а для чего Феликса к нам присылали? Могущественные инопланетяне и сами толком не знают... Просто им не хватает чего-то очень важного. И это "что-то" они пытаются отыскать на Земле, уже не в первый раз засылая к нам своих наблюдателей. В повести нигде прямо не объясняется, что это такое, но я позволю себе подсказать братьям по разуму, а заодно и читателям (надеюсь, и без меня догадавшимся): самое важное - это человечность. Инопланетяне утратили её и ещё целый ряд человеческих качеств и теперь разыскивают потерянное на других планетах.
Первая часть цикла "Происшествие в Кулёминске" заканчивается отбытием Феликса восвояси. А в лаборатории почти сразу же снова вспыхивает голубой луч, и появляется девочка... О её пребывании на Земле рассказано во второй части цикла Томина - в повести "А, Б, В, Г, Д и другие". Но об этом - чуть ниже, а сейчас несколько слов о фильме по повести "Карусели над городом".
5. Телефильм "Летние впечатления о планете Z" (1986)
В 1986 году на студии "Беларусьфильм" режиссёр Евгений Марковский снял двухсерийный телевизионный фильм "Летние впечатления о планете Z". Это - экранизация повести "Карусели над городом". Содержание фильма довольно близко к тексту повести, это и не удивительно, ведь сценарий написал сам Юрий Томин. Есть, конечно, отличия в деталях: например, в спортлагерь Феликс отправляется под фамилией Счастливцев.
Инопланетянина Феликса сыграл Арнас Катинас (известный по фильму того же режиссёра "Как я был вундеркиндом", 1983), Борьку - Гедрюс Пускунигис. В роли учителя Алексея Палыча - уже тогда очень популярный Сергей Шакуров. Из взрослых персонажей в фильме по-настоящему удался, пожалуй, лишь образ Палыча - благодаря редкой способности актёра Шакурова быть органичным в любой роли. Все ребятишки исполняют свои роли тоже хорошо.
В "Летних впечатлениях" участвует ещё один известный актёр - Дмитрий Харатьян. Он играет вожатого Эндрю Морковкина, руководителя самодеятельного театра. Харатьян поёт на экране вместе с музыкальной группой "Астронавты", кадры с которой (да и с самим Харатьяном) мне в этом фильме показались не самыми удачными. Отмечу, кстати, что роль ударника "Астронавтов" (его показывают мельком) исполняет Дмитрий Иосифов, имя которого советские зрители хорошо помнят по фильму "Приключения Буратино" (1975), Дима Иосифов был там в главной деревянной роли.
Доморощенный жёлтый корабль инопланетян, совершающий всяческие эволюции где-то в космическом пространстве, в "роли" которого создатели бесстыдно использовали пластмассовую головоломку Змейка Рубика - унизительная демонстрация бедного бюджета картины.
Зато (я, как всегда, объективен) в фильме хороши космические мультики-вставки: сочные, точные и весёлые. Не буду слишком придираться к детскому фантастическому фильму, выпущенному на закате советского кино да и всего Советского Союза, но и излишне восхищаться им тоже не стану. Конечно, "Летние впечатления" по всем статьям проигрывают появившемуся за два года до них фантастическому телесериалу "Гостья из будущего" (1984).
Киношный Феликс, как и в оригинальной повести, находясь спортлагере, здорово прыгает в высоту и восхищается девочками, девочки тоже обращают на него своё снисходительное внимание.
Создатели телефильма открыли нам и новые грани умений инопланетянина: он сжигает взглядом бумагу на расстоянии, направляет баскетбольный мяч, брошенный девочкой, в корзину и стремительно, словно с пропеллером в пятой точке, несётся по беговой дорожке. А ещё Феликс не имеет понятия, сколько в нём должно быть килограммов: при взвешивании в медпункте меняет свой вес от 100 кг до 0, чем очень смущает лагерную медсестру. Конкретные причины, по которым Феликс в финале пропадает в из лагеря, в кино немножко иные, но основные виновники, как и в повести, - девочки.
Повесть "А, Б, В, Г, Д и другие" (1982).
В 1982 году Юрий Томин написал вторую повесть цикла "Происшествие в Кулёминске" под названием "А, Б, В, Г, Д и другие", представляющую собой непосредственное продолжение "Каруселей над городом". Она была опубликована в ленинградском детском журнале "Искорка". Журнальная версия повести под названием "Происшествие в путешествии" в том же году была напечатана в журнале "Пионер".
Девочка Лена из повести "А, Б, В, Г, Д и другие", присланная инопланетянами в лабораторию Палыча "взамен" Феликса буквально через пять минут после его телепортации, отличается от своего безобидного предшественника. Это целеустремлённый и жёсткий персонаж: Лена не только наблюдает земную жизнь, она проводит на Земле некий эксперимент. Главная задача пришелицы - прежняя. Ей поручено разобраться с человеческими чувствами: любовью, смелостью, добротой, завистью, страхом, неприязнью... Для инопланетян этих понятий не существует, поскольку в чувствах, по их разумению, отсутствует логика. Тем не менее, они хотят постичь человеческую нелогичность, она им крайне необходима. Тамошние учёные выяснили, что абсолютное и равнодушное спокойствие ведёт их расу к вымиранию, поэтому очень хотят овладеть земной нелогичностью и привить её всему населению своей планеты, причём - одновременно.
Лена просит Палыча сопроводить её из Кулёминска в Город. Любопытно, что пока они ехали в электричке, девочка стала больше похожей на девушку лет девятнадцати, а в одной из городских школ, куда они прибыли, Лена и вовсе оказалась Еленой Дмитриевной Кашеваровой, инструктором по туризму и кандидатом в мастера спорта. Настоящую Кашеварову инопланетяне куда-то дели, а свежеиспечённая Лжедмитриевна будет сопровождать группу школьников в двухнедельном походе по местным лесным окрестностям. Палыч хочет отменить поход, пытается объяснить сначала директору школы, а потом и в отделении милиции, что инструкторша - Alien, но ему, конечно, никто не верит, все принимают несчастного физика за сумасшедшего.
Алексею Палычу и внезапно проявившемуся Борису, который, оказывается, следил за Палычем и Лжедмитриевной с самого Кулёминска, приходится присоединиться к участникам похода, чтобы контролировать инопланетянку. Учитывая, что и Палыч, и Борька к такому повороту событий не готовились (у них нет ни снаряжения, ни соответствующей одежды, ни продуктов), можно представить, каково им теперь в лесу и вообще на - лоне дикой природы.
Объём статьи не позволяет мне пересказать подробно всю повесть"А, Б, В, Г, Д и другие". Изложу события предельно коротко. Лжедмитриевна проводит свой загадочный походный эксперимент, ничего не объясняя Палычу, несмотря на все попытки физика хоть что-нибудь у неё выведать. Пришелица гнёт какую-то свою линию. Учитель сильно переживает за детей. Дети не подозревают, что их используют инопланетяне. А на самом деле всё ещё хуже...
Палычу в меру сил помогает его верный соратник Борис, вместе с учителем стойко выдерживающий все тяготы экспедиции. Сами понимаете, походные условия - это благодатнейшая почва для бесконечного числа забавных и не очень происшествий. Автор этим беззастенчиво пользуется и увлекательно пересказывает приключения Палыча, Борьки и остальных ребят читателю. Очень живым и деятельным участником происходящего становится прибившийся к отряду путешественников пёс Веник. В финале мы узнаем, чего добивалась Лжедмитриевна, намеренно устраивающая своим подопечным дополнительные походные трудности.
6. Убийственный инопланетный эксперимент
Что касается инопланетного эксперимента в повести "А, Б, В, Г, Д и другие", то он, на мой взгляд, в буквальном смысле убийственный. Что на самом деле стоит за всеми событиями, автор разъясняет в самом конце произведения. Честно говоря, я такого поворота от Томина не ожидал. Меня, видавшего разные фантастические виды, финал повести малость фрустрировал. От пересказа воздержусь, боюсь рассердить спойлером потенциальных читателей. Но если в комментариях к этой записи будут настоятельные просьбы, что рассказать всё-таки надо, я готов разместить здесь или в отдельном материале (подробнее об этом - см. следующую запись) информацию о сути эксперимента инопланетян, а также о том, чем он закончился. А можете и сами всё узнать, прочитав повесть, ежели ещё не читали. Если же вам про АБВГД-эксперимент всё известно, попрошу в комментариях своими знаниями не хвастаться.
В любом случае, к творчеству Юрия Томина я ещё вернусь...
Ещё о фантастических книгах и фильмах для подростков в моём Дзене:
"Шёл по городу волшебник": повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам
"Борька, я и невидимка". Про повесть Юрия Томина, радиопостановку по её мотивам и шпионов
"Нынче все наоборот" - в книжке, "С кошки всё и началось..." - на экране. И опять Томин!
Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу...
"Просто ужас!" Юрия Сотника: обмен телами в одной советской пьесе и двух фильмах
Яна Летт. Мир из прорех-1. Новые правила
Яна Летт. Мир из прорех-2. Другой город
Яна Летт. Мир из прорех-3. Иные земли
Константин Курбатов. Пророк из 8-го «б». Советская хронофантастика
Игорь Ефимов. Пурга над «Карточным домиком»
"Семь Пядей" Владимира Малова. Советская фантастика и умножение способностей человека
Фантастический "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина
Фантастические книги Сергея Вольфа с названиями словно строчки из песен: "Где ты, маленький "Птиль"
"Ущелье белых духов" и "Четвёртое измерение". Фантастическая реальность Валентина Новикова
"Острова прошедшего времени" и "Путешествие "Геоса". Беспокойная фантастика Валентина Новикова