В продолжение серии моих статей о творчестве детского писателя Юрия Томина - скажу несколько слов о его повести "Нынче всё наоборот". Четвёртая по счёту повесть писателя впервые была напечатана в 1968 году в нескольких номерах журнала "Костёр" (№№ 1- 4) и в том же году вместе с повестью "Борька, я и невидимка" вышла книжным изданием в ленинградском Детлите (см. мою предыдущую запись о повести Юрия Томина "Борька, я и невидимка" и радиопостановке по её мотивам). Повесть "Нынче всё наоборот" некоторые читатели оценивают очень высоко, но я не отношусь к их числу. Возможно, потому, что в произведении совсем нет фантастики. Но это, конечно, шутка, дело в чём-то другом. Попробуем разобраться...
Трое школьников (два мальчика и одна девочка) в повести "Нынче всё наоборот" попали в невесёлые обстоятельства одновременно. Над ребятишками по разным причинам одинаково сгустились тучи. Один из них, Славик Барышев, метнул в кошку, греющуюся на подоконнике первого этажа, гайку и попал в оконное стекло, осколки которого, "радостно взвизгивая, посыпались на асфальт". Эта кошка Славика давно раздражала...
Улизнув с места "преступления" в парк, он делится с дружком Юркой Карасиком: "Я ее уже сто лет ненавижу! Чего она целый день там сидит? Когда утром в школу иду, мне всегда спать хочется… А она там спит себе спокойненько! Когда из школы иду, мне уроки делать не хочется. А она опять спит, никаких ей уроков делать не надо. Надоела она мне — и все!". Что ж, надо признать, основания у парнишки были серьёзные.
Карасик, находившийся рядом со Славиком в злополучный момент "меткого" броска гайки, сразу же огорчил друга, объявив, что удравшего Славку узнала продавщица из углового магазина: "А я его сквозь витрину видела, как он бежал. Это сын Владимира Барышева, диктора с телевидения". Что поделаешь, из-за широкой известности отца стал известен в узких кругах и Славик, которого поклонницы диктора иногда видели рядом с папой.
А потом Юрка поведал однокласснику о своих скорбных делах. Вчера Карасик производил эксперименты по всасыванию мух соседским пылесосом и неудачно его уронил. В агрегате что-то "пыхнуло" так, что сгорели пробки и пропало электричество во всей их коммунальной квартире. Отодвигая неминуемую расплату за испорченный чужой пылесос Юрка ускользнул из дома и сегодня ночевал у бабушки.
"Славик и Юрка замолчали. Они сидели и думали о своих несчастьях, о том, как все-таки неважно устроена жизнь, потому что ни один солдат не имеет столько командиров, сколько их у самого обыкновенного школьника. Дома распоряжаются родители. В школе — учителя. Но и во дворе, на улице, в трамваях и троллейбусах их тоже не оставляют в покое. Все учат их, следят за ними, чтобы они не бегали, не прыгали, не сорили, не шумели, не били стекол, не попадали под машины, не дрались, не чавкали, не вытирали рукавами носы, не катались на перилах и вообще не делали ничего, что хочется. Мир вокруг был переполнен учителями. Правда, кое-что они разрешали. Разрешалось быть вежливым, опрятным, послушным, ласковым, тихим, скромным, прилежным. Разрешалось не бить младших и не лазать по деревьям. Можно было делать все, чего как раз не хотелось. Жить было трудно".
Пока мальчишки делились печалями, в парке появилась их одноклассница Галка Сафонова. Галка - очень серьёзная девочка: сегодня она сварила старинные папины часы вместе с яйцами (куриными).
Все трое совсем не торопятся домой. Ведь там их ждёт наказание. Юрка вчера сжёг пылесос и с тех пор дома не был: заночевал у бабушки, даже в школу сегодня явился без тетрадок. Галка утром, когда папа-лётчик, собирающийся в рейс, начал заводить булькающие часы, срочно, не дожидаясь трудных вопросов, рванула в школу. Родители Славика про стекло пока ещё не знают, но это очень временно.
Огорчённые школьники, слоняясь по парку, напряжённо соображают, что же им теперь делать. Ко всему прочему невезучий Юрка только что увеличил количество собственных неприятностей и усугубил и без того тяжёлую вину, случайно отломав у гипсовой женщины с веслом ногу.
И тут деловитую девочку Галку осенило: "— Мы сделаем забастовку. Я в одной книжке читала… Мы их совсем перестанем слушаться. — Еще хуже будет, — безнадежным голосом сказал Славик. — И так нам все время ни за что попадает, а если мы совсем слушаться перестанем… Ты соображаешь, что с нами сделают?! — Ничего не сделают! — уверенно сказала Галка. — Нужно только совсем-совсем не слушаться. Никого! Ни маму, ни папу. Сначала они будут сердиться, а потом испугаются. Вы сами подумайте: что они нам могут сделать? В тюрьму не посадят — мы же не преступники. Пускай нас будут ругать, а мы будем молчать и опять не слушаться. А если нас будут бить, — нужно только немного потерпеть и опять не слушаться".
То есть, происходит нечто, напоминающее сюжет сказочной повести "Праздник непослушания" Сергея Михалкова (между прочим, написанной в 1971 году, на три горда позже, чем повесть Юрия Томина). Только взрослые в "Нынче всё наоборот" Томина никуда не исчезают, как в волшебной стране у Михалкова. Жизнь продолжается своим чередом, все остаются на привычных местах, лишь трое непоседливых школьников объявляют, что теперь будут делать только то, что им хочется. Они почему-то решили, что отказ слушаться взрослых автоматически аннулирует наказания за их проделки.
Далее читатели знакомятся с родителями школьников, которых дети-сообщники жёстко поставили перед фактом своего непослушания. Семьи и семейные обстоятельства у троицы заговорщиков очень разные, не буду пересказывать, что конкретно в каждой семье после неожиданного ультиматума детей происходило (это, кстати, основное и весьма поучительное содержание произведения).
К финалу повести двое из трёх её главных героев подходят с решением, которое можно сформулировать примерно так: абсолютная свобода невозможна - предъявляя свои требования, необходимо выполнять возложенные на тебя обязанности и уважать права других. Тем более, если ты - несовершеннолетний.
Здесь я бы хотел напомнить вот что: в отношениях "дети-родители" (именно эти отношения, в основном, исследуются в повести), кроме правовой составляющей, присутствует ещё кое-что юридически не регламентируемое: любовь родительская и любовь к родителям. В семьях Галки Сафоновой и Юрия Карасика тёплая взаимная любовь победила, дети смогли понять, что их затея сильно ранит мам, которые никаких специальных педагогических приёмов по отношению к своим непослушным чадам не применяют, просто очень за них переживают, буквально заболевают...
Что касается семьи Славика, то его продвинутые родители придумывают всяческие хитрые практические ходы, чтобы проучить сына. Они пытаются на деле донести до мальчика, что он категорически не прав. К сожалению, их хитрости приводят к противоположному результату. Славик не сдаётся. В финале повести Славик ссорится с Карасиком и Галкой, называя их "предателями", за то что они нарушили уговор и покинули "союз непослушных". Сам Славик гордо уходит. На нём штаны Юрки Карасика, Славкины штаны родители спрятали.
"Он усмехнулся, презрительно сплюнул под ноги Юрке и Галке, повернулся и пошел прочь. Юрка и Галка смотрели ему вслед. Гордо, не оборачиваясь, уходил от них Славик. Чужие штаны были ему как раз впору. Галка и Юрка молчали. Уходил друг. И они не знали, хорошо это или плохо".
Этими словами заканчивается повесть "Нынче всё наоборот". Знаю, что концовка не всем нравится. Во-первых, финал произведения выглядит оборванным, слишком уж он открытый. Во-вторых, Славик с родителями так толком и не помирился, не очень понятно, что будет дальше, возможно дальше будет ещё хуже... В-третьих, некоторые считают, что автор по-настоящему не осудил упрямого Славика. Что ж, действительно, фразу "Чужие штаны были ему как раз впору" можно понимать по-разному: и как издевку, и как поощрительную реплику. Лично я считаю, что Томин, отказавшись расставлять в финале все точки над "i", предлагает читателям поразмышлять и самостоятельно извлечь уроки из произведения. А ещё мне кажется, что автор не нашёл для концовки слов, которые устроили бы всех, точнее - не захотел искать. И просто поставил точку, не над "i", а обычную, финальную...
"С кошки всё и началось…" (1982)
По мотивам повести "Нынче всё наоборот" - на киностудии "Беларусьфильм" в 1982 году был снят телевизионный фильм под названием "С кошки всё и началось…".
Премьерная демонстрация ленты режиссёра Юрия Оксанченко состоялась сорок два года назад (01.06.1983) на первой программе Центрального телевидения СССР. Содержание фильма довольно близко к литературному первоисточнику. Это не удивительно: автором сценария был сам Юрий Томин.
В фильме тоже нет чёткой концовки, раскладывающей всё по полочкам, но его авторы предложили значительно более мягкий вариант событий. Друзья в финале не расстаются, все трое в конце концов понимают, что пересолили в своём желании быть максимально независимыми и берут курс на исправление ситуации.
Смотрел фильм я уже достаточно взрослым, поэтому чрезмерных восторгов он у меня не вызвал, но не было и отторжения. В нём есть смешные и оригинальные моменты.
В целом лента снята добротно, маленькие и взрослые актёры вместе с киногруппой отработали на совесть.
Конечно, нельзя не обратить внимание на монументальную Римму Маркову в роли соседки - хозяйки пылесоса, как всегда, демонстрирующую в кадре максимально точный острохарактерный образ.
Создатели фильма замечательно пошутили, пригласив на роль Славкиного папы (в фильме - артиста, а в повести - телевизионного диктора) хорошо всем известную реальную телезвезду (и того времени, и более позднего периода) - Юрия Николаева, постоянного ведущего еженедельной музыкальной программы "Утренняя почта".
Доброго и отзывчивого учителя практиканта, который и в повести, и в фильме помог Юрке выпутаться из сложной ситуации со сломанным пылесосом, строгой соседкой и расстроенной мамой, сыграл Евгений Крыжановский, советский и белорусский юморист, впоследствии - главный режиссёр Минского театра сатиры и юмора "Христофор", заслуженный артист Республики Беларусь. Между прочим, в 2001 году Крыжановский выдвигал свою кандидатуру на белорусских президентских выборах, собрал 30 тысяч подписей, но снялся, когда узнал, что Президентом может стать лишь уроженец Беларуси.
А ещё я обратил внимание на короткий эпизод с актёром Анатолием Равиковичем - доктором, другом родителей Славика, очень умело проверяющим всё ли с мальчиком в порядке, после его обескураживающих заявлений о том, что никому подчиняться он больше не собирается.
В повести родители Славика сами изобретали "педагогические" приёмы (и сами в них участвовали), чтобы вернуть непокорного отпрыска в состояние примерного сына. В частности, они морочили Славику голову билетами на поезд, которые мальчик привозил по их просьбе в разные адреса, где мамы и папы на самом деле не было (или уже не было). А в фильме "С кошки всё и началось…" родители Славика, противопоставляя "игре" сына свою игру, пригласили пожить с ним "перевоспитателя" - дядю Серёжу - артиста из театра папы. Его роль исполнил очень популярный в своё время актёр Виктор Ильичёв.
Вообще-то, если Славик по-настоящему решил делать только то, что ему хочется и совсем не делать того, чего ему не хочется, кто ему мешал послать подальше дядю Серёжу, хозяйничавшего в их квартире в отсутствие родителей и явно достававшего мальчишку? Но Славик почему-то его слушался, по крайней мере, шёл у дяди Серёжи на поводу. Не вижу логики.
Что в сухом остатке? Авторам фильма надо было наглядно (но мягко) показать, что детское непослушание неприемлемо, и анархия - не есть мать порядка. Поэтому герои и фильма, и повести ничего чересчур плохого не делают. Ведь тогда пришлось бы применять против них жёсткие меры (при перевоспитании реальных непослушных простое убеждение не всегда работает). Но силовые решения явно не подразумевались форматом как повести, так и фильма. Ничего противозаконного дети не совершили, за что их карать? С другой стороны, они ведь позволили себе своеволие, их всё-таки следует наказать, чтоб неповадно было... Но как? Не очень понятно... Да они вроде бы сами уже исправились... Эта дихотомия привела к тому, что у произведений (особенно у повести) смазанные и недостаточно убедительные финалы. Нельзя забывать и то, что юные герои повести и фильма в целом - положительные. Это обычные, средние, нормальные школьники из благополучных семей. Они знают родительскую любовь, сами любят родителей... Почудили немножко - и хватит.
Да, чуть не забыл, Славик-то в повести пока ещё чудит...
Ещё о произведениях Юрия Томина в моём Дзене:
"Шёл по городу волшебник": повесть Юрия Томина и кинофильм по её мотивам
"Борька, я и невидимка". Про повесть Юрия Томина и радиопостановку по её мотивам
Ещё о книгах для подростков в моём Дзене:
Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу...
"Просто ужас!" Юрия Сотника: обмен телами в одной советской пьесе и двух фильмах
Константин Курбатов. Пророк из 8-го «б». Советская хронофантастика
Игорь Ефимов. Пурга над «Карточным домиком»
"Семь Пядей" Владимира Малова. Советская фантастика и умножение способностей человека
Фантастический "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина
Яна Летт. Мир из прорех-1. Новые правила
Яна Летт. Мир из прорех-2. Другой город
Яна Летт. Мир из прорех-3. Иные земли