Найти в Дзене

"Просто ужас!": обмен телами в одной советской пьесе и двух фильмах. И снова Юрий Сотник

Не так давно я писал здесь о фантастической повести Юрия Сотника «Эликсир Купрума Эса» про то, как пятиклассница Зоя Ладошина обрела необычайный дар повелевать людьми. Правда, эта "полезная" способность у девочки скоро исчезла. Она "выветрилась" из организма Зои вместе с чудесным эликсиром, который неосторожно позволил ей выпить создатель волшебного снадобья, старый учитель химии Куприян Семёнович (Купрум Эс). По-настоящему развернуться предприимчивая Зоя не успела... Подробнее об этом произведении см. мой материал на Дзене: «Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу...».

Надо сказать, что Юрий Сотник, популярный в третьей четверти прошлого века автор повестей и рассказов для подростков, неоднократно использовал в своём литературном творчестве элементы необычайного. Применение фантастического допущения помогало писателю обострить сюжет, наполнить его юмором и гротеском, рельефнее обозначить основную идею произведения, показать характеры и проблемы персонажей во всей красе. В этом материале я хочу напомнить о пьесе Ю. Сотника со сказочными событиями и волшебными превращениями, которую он назвал "Просто ужас!". Пьеса примечательна тем, что была в СССР дважды экранизирована.

Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).
Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).

ПЬЕСА "ПРОСТО УЖАС!" (1965)

Фантастическая пьеса "Просто ужас!" впервые вышла в издательстве "Детская литература" в 1965 году. Это была 64-страничная книжка в мягкой обложке. Советские писатели не чурались доводить до читателей свои творческие задумки, используя жанр пьесы. Как известно, основное средство передачи информации в пьесе — диалоги действующих лиц. Именно разговоры персонажей в пьесе раскрывают их характеры, мотивы и чувства, а поклонники Юрия Сотника знают, что с сочинением живых диалогов у этого писателя проблем никогда не было. Его перу принадлежат пьесы "Что натворила волшебница" (1955), "Старая керосинка" (1959), "Один страшный день" (1962), "Просто ужас!" (1965), "Петькина авантюра" (1973) и другие. Найти первое издание пьесы "Просто ужас!" не просто, но у меня она есть в сборнике избранных произведений Ю. Сотника "Эликсир Купрума Эса" (Детская литература, 1985). См. обложку этого сборника в самой первой фотогалерее.

Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).
Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).

Начинается пьеса с того, что в покоях замка волшебника Мерлина появляются две молоденькие феи: Фифа и Мимоза. Нерадивые феечки-вертихвостки провалили колдовской экзамен и теперь уговаривают Мерлина проэкзаменовать их ещё разок. Если пересдача не состоится, фею Фифу мама превратит в швейную машинку, а фею Мимозу папа на целое столетие сделает лягушкой. Феи уверяют* "Мы все-все заклинания выучили, которые по программе!". Мерлин неохотно идёт недоучкам навстречу и выдвигает встречное условие - феечки должны выполнить его задание: слетать куда-нибудь и сделать какое-нибудь доброе чудо. "Фея Фифа: А куда лететь, господин профессор? Мерлин: Н-ну... Хотя бы в Советский Союз. Туда с семнадцатого года ни один волшебник не заглядывал. Кроме старика Хоттабыча...". Усевшись на коровую дорожку, феи не могут вспомнить заклинание для полёта. Им помогает раздосадованный Мерлин: "Слушай, ковровая дорожка! Унеси ты от меня этих к ... куда-нибудь подальше!".

Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).
Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).

И вот Фифа и Мимоза уже в коридоре купейного вагона поезда, следующего в Саратов. В этом поезде едет на новое место службы (в должности заведующего терапевтическим отделением поликлиники) врач-терапевт Вадим Леонидович Мурашов. Рядом с ним - его супруга Лидия Петровна (37 лет) и сын Гриша (12 лет). Перед сном разозлившийся Гриша, которому ужасно надоело, что им все помыкают,постоянно что-то приказывают или запрещают, жалуется: "Ни капельки самостоятельности! Просто не человек, а раб какой-то!". Мальчик хочет быть хозяином своих поступков, взрослым и независимым. Его мама, Лилия Петровна, подхватывает : "А мы с удовольствием стали бы вот такими, как ты. Ни забот, ни хлопот! Правда, Вадим?". Вадим Леонидович соглашается: "Конечно, Лидочка! Я бы с превеликой радостью сменил трудовую книжку на ученический билет".

Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).
Рисунок Е. Медведева к пьесе Ю. Сотника "Просто ужас!" из сборника "Эликсир Купрума Эса" (1985).

И Мурашовы неожиданно получают желаемое! Глупые феи, предварительно удостоверившись у Гриши, что он действительно хочет стать таким же большим, как папа, а его родители на самом деле хотят стать детьми, исполняют желания семейства. Утром, на подъезде к Саратову, Гриша просыпается в теле взрослого мужчины, очень похожего на Вадима Леонидовича, а его мама и папа становятся мальчиком и девочкой Гришиного возраста.

Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).
Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).

Начинаются смешные и не очень события, вызванные волшебными превращениями. Автор успешно использует поле возможностей, созданное им с помощью оригинального фантастического допущения, для иронического обыгрывания новой реальности. Я говорю - "оригинального фантастического допущения", потому как в 1960 году ещё не были сняты десятки зарубежных и отечественных фильмов, эксплуатирующих тему переселения или рокировки человеческих сознаний, типа отечественного киноцикла "Любовь-морковь". Кстати, про фильмы я вспомнил из-за того, что по мотивам пьесы Сотника "Просто ужас!" в СССР сняты целых две фантастических кинокартины: "Два дня чудес" (1970) и "Просто ужас!" (1982). Но о них чуть позже.

Мурашовы в пьесе Сотника скрывают случившееся от окружающих, представляя Гришу, как отца двух несовершеннолетних детей (которые на самом деле - его папа и мама). Мальчику приходится выйти на работу в поликлинику и вести приём пациентов, захватив с собой в помощь отца и выдавая его за своего сына. Один день герои с грехом пополам свой врачебный долг отрабатывают, а вот на второй день этот номер не проходит, Вадима Леонидовича с утра запирает в чулане местный хулиган Петька. Само собой, без подсказок папы Гриша проваливает приём, а его нелепое поведение заставляет коллег-врачей прийти к выводу, что их новый терапевт сошёл с ума.

Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).
Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).

Опуская всяческие подробности (в пьесе, как-никак, девять картин) информирую заинтересовавшихся, что лишь своевременное вмешательство волшебника Мерлина спасает Гришу во взрослом теле от психиатрической лечебницы, а его родителей в телах детей - от детского дома. С прискорбием вынужден сообщить, что Мерлин жестоко наказывает симпатичных феечек Фифу и Мимозу, превращая их на сто лет в пауков.

Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).
Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).

ФИЛЬМ "ДВА ДНЯ ЧУДЕС" (1970)

В 1970 году на Киностудии имени М. Горького по пьесе Юрия Сотника "Просто ужас!" режиссёр Лев Мирский снял широкоэкранный комедийный художественный фильм "Два дня чудес". В роли отца мальчика Гриши снялся Леонид Куравлёв. Папа здесь, как и в исходной пьесе - врач-терапевт. Русло сюжета в этом фильме в основном сохранено (в отличие от второй экранизации 1982 года), но в деталях расхождений с первоисточником много. Вместо зарубежного Мерлина здесь отечественный профессор Института Добрых Волшебников в исполнении Михаила Козакова. Фей, не сдавших экзамен, зовут Ромашка и Фиалка (актрисы Н. Маркина и Е. Мозговая). Профессор обещает поставить двоечницам зачёт, если феи сотворят во время своей производственной практики доброе чудо.

Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).
Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).

Место, где материализуются феи - крыша рубки управления теплохода, на котором семья Мурашовых возвращается из отпуска. Очутившись на палубе начинающие волшебницы слышат разговор Мурашовых и делают им то самое предложение, "от которого невозможно отказаться": взрослым стать детьми, а сыну - взрослым дядей. Вадим Леонидович, решив, что всё это - милые шутки милых девушек, соглашается. В результате папа меняется с сыном телами, а вот с мамой случается, очень мягко говоря, казус: в результате ошибки в заклинании она превращается в ... кактус.

Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).
Кадр из фильма "Два дня чудес" (1970).

Создаётся впечатление, что режиссёр просто не знал, что с мамой на экране делать, поэтому посадил её в горшок и занялся основными персонажами - сыном и папой, с которыми происходят примерно те же события, что и в пьесе: нелепый приём пациентов в поликлинике, смешные разборки с друзьями, а ближе к финалу - попытка отправить Гришу (в теле папы) в дурдом. Кстати, представители мужского пола семьи Мурашовых на удивление спокойно реагируют на то, что мама стала колючим зелёным кактусом. Прямо скажем, совсем не горюют.

Да, чуть не забыл! В сценарий добавлены две злые студентки-колдуньи Альфа Ивановна и Марфа Петровна (О. Аросева и Т. Чернова), которые уже 301-й год не в состоянии закончить Институт мелких пакостей имени Кащея Бессмертного. В моём понимании добавлены они лишь ради того, чтобы показать на экране очень популярную в те времена Ольгу Аросеву, появление которой гарантировало улыбки зрителей.

В самом конце фильма феи Ромашка и Фиалка своими личными магическими силами всё-таки возвращают маме человеческий облик, а отца и сына Мурашовых перераспределяют в собственные тела.

Чтобы навести окончательный порядок в финале картины появляется волшебник-профессор (Михаил Козаков). Он прогоняет злых колдуний и собирается наказать своих легкомысленных учениц: превратить в лягушек или пауков, отправить в младшую группу детского сада или перевести в Институт мелких пакостей... Но наш главный герой, мальчик Гриша, уговаривает профессора простить их ("ведь они старались") и просит поставить феям "троечки".

Картину Льва Мирского я пересмотрел и - она мне понравилась. То ли из-за общей светлой атмосферы, то ли из-за - молодых ещё лиц знакомых с детства актёров. Правда, мне показалась, что на второй план ушла мораль, которая, как я полагаю, заключается в том, что каждый человек хорош на своём месте, не стоит перепрыгивать с него на чужое, а к цели следует двигаться постепенно, накапливая соответствующие знания и преодолевая положенные препятствия. На первое место в фильме вылезла акция прощения фей-двоечниц, как демонстрация доброты и гуманизма. Но гуманизм - это ведь тоже здорово!

Кадр из фильма "Просто ужас!" (1982).
Кадр из фильма "Просто ужас!" (1982).

ФИЛЬМ "ПРОСТО УЖАС!" (1982)

В 1982 году на телеэкраны страны вышел двухсерийный телевизионный фильм режиссёра Александра Полынникова, снятый на Одесской киностудии по мотивам пьесы Юрия Сотника. И, хоть эта лента названа в полном соответствии с первоисточником - "Просто ужас!", отличий от оригинальной пьесы здесь очень много. Главного героя-шестиклассника зовут Антон, а не Гриша, играет его Дима Замулин, уже известный советскому зрителю по фильму "Капитан Соври-голова" (1979). Папа в этом варианте - снова врач, но ветеринарный: в этой роли - актер Семён Морозов. Лично я хорошо помню Морозова по комедийному фильму "Семь невест ефрейтора Збруева" (1970).

Живую маму Таню в фильме 1982 года мы не увидим, она в длительной командировке. На экране лишь её фото и напечатанные плакатным шрифтом памятки, разложенные по квартире - что не должны забывать делать в её отсутствие муж и и сын: "Поливать цветы", "Жарить на среднем огне", "Больше двух яиц в день - есть вредно!", "Возьми себя в руки" и т. п. Кстати, я заметил, что мальчик Антон в фильме несколько раз появляется с цветочным горшком в руках, а в горшке - столетник. Наверное, это что-то вроде намёка на кактус в киноварианте 1970 года.

Ещё одна отсылка к прошлому - Леонид Куравлёв, игравший в первой экранизации пьесы Юрия Сотника папу. Здесь он - Руслан Иванович, работник ЖКХ, занимающийся детскими площадками. Мне кажется, без него можно было бы обойтись, но в начале восьмидесятых режиссёр Полынников, естественно, так не думал. Куравлёв - популярнейший актёр, он нравится советским зрителям и украшает кадр. Да ещё и как бы соединяет своей персоной две экранизации пьесы во времени...

Руслан Иванович со товарищи строит на детской площадке космическую ракету "Танюша", которая в финале неожиданно и вправду отправляется в небеса, унося в своём чреве двух неизвестных малолетних космонавтов. У окружающих вытягиваются лица: шансов на благополучное приземление ракеты нет... Надежду на возвращение ребятишек даёт бабушка Антона (Евгения Ханаева).

В фильме Ханаева не только бабушка главного героя, она ещё и руководитель крупной научно-технической организации. Глядя на пылающие дюзы удаляющейся самопальной ракеты, бабушка куда-то звонит через коробочку, похожую на плейер, и требует обеспечить посадку корабля.

В фильме есть персонажи, целесообразность присутствия которых мне не очень ясна. Например, энергичная девушка-дворник Маруся, периодически появляющаяся в кадре и управляющая самой разнообразной техникой. Очень пунктирно намеченное зарождение романтических отношений Маруси и дворового художника на развитие основных событий фильма никак не влияет. В роли Маруси - безвременно ушедшая из жизни Галина Веневитинова, запомнившаяся советским зрителям по телевизионной комедии-мюзиклу "Берегите женщин" (1981). В картине "Просто ужас!" Веневитинова снималась уже будучи тяжело больной (лимфосаркома). Роль улыбчивой Маруси оказалась последней в кинокарьере актрисы. Через год после выхода фильма Веневитинова, которой было 34 года, скончалась...

В эпизодах фильма "Просто ужас!" появляются и другие известные актёры: Наталья Крачковская (медсестра), представлять эту актрису не надо; Евгений Моргунов (хозяин занемогшей козы); Валерий Носик (владелец собаки по кличке Челентано); Наталья Кустинская (хозяйка заболевшего кота), советские зрители помнят её по фильму "Три плюс два" (1963); Александр Ширвиндт (главный врач ветлечебницы), олицетворяющий здесь жизненное кредо "Ты мне, я - тебе" и сыплющий афоризмами-анекдотами типа: "Хорошая болезнь - склероз: ничего не болит и каждый день - новости". Замечена в этом фильме и актриса Наталья Селезнёва в эпизодической роли девушки с гаечным ключом.

Ещё одно отличие от оригинальной пьесы - все превращения героев в её телевизионной версии осуществляют не феи-двоечницы, а одноклассник Антона из дома напротив - Серёжа Дадвани, сын четы иллюзионистов. У Серёжи в квартире стоит созданный его отцом-фокусником громоздкий фантастический аппарат "Исполнитель желаний" с объективом: наведёшь его на человека - и любое желание подопытного исполнится. Правда, пока "Исполнитель желаний" лучше всего работает с субъектами младше 12 лет и может, например, одарить маленькую девочку мороженым. У Серёжи и цилиндр-невидимка есть, но он почему-то никого особенно не интересует. Совершая начальное перемещение сознаний Антона и его папы, "Исполнитель желаний" надорвался и перегорел. Герои в ужасе ждут возвращения мамы из командировки и пытаются раздобыть какой-то сгоревший дефицитный резистор, которого нет ни в магазинах, ни в НИИ бабушки - только на свалке.

Все события двух серий пересказывать не стану, скажу только, что показанная в фильме школа, где в 6-м"Б" учится Антон - весьма продвинутая, занятия в ней идут по машинным канонам ЕГЭ (до внедрения которого в реальности было ещё далеко). Программная организация уроков вызывает у ряда героев фильма мощное неприятие, в частности, подвергается сомнению полезность изучения в подобном контексте такого предмета, как литература.

Кадр из фильма "Просто ужас!" (1982).
Кадр из фильма "Просто ужас!" (1982).

Лучшую подружку Антона - строгую Алёнку играет А. Толстая, через пару десятков лет мы познакомимся с ней через телеэкраны, как с ведущей Фёклой Толстой. Между прочим, открытием для меня стало то, что музыку к фильму "Просто ужас!" написал Михаил Муромов.

Мораль фильма всё та же - не гонись за лёгкой долей, живи свою жизнь. Параллельно раскрытию основного посыла фильма в нём демонстрируется школа будущего, оборудованная по последнему слову науки и техники, использующая новейшие учебные программы. Но преподают в этой школе не роботы, а живые люди со своими сомнениями...

Нам показывают красивый и ухоженный город, светлые здания, счастливое население. Всё, как и должно быть в доброй советской научной фантастике. Должен заметить, что позитивное содержание фильма абсолютно не соответствует его мрачному названию. Но режиссёр Полынников по некоторым соображениям решил сохранить исходное название пьесы. Оно ведь неплохо работало на привлечение зрителей.

В завершение ещё раз с благодарностью упомяну зачинателя увлекательной темы волшебных превращений - советского детского писателя Юрия Сотника. Само собой, идею переселения сознаний не Сотник первый придумал, но он ведь был далеко не последним. В его пьесе "Просто ужас!" присутствовало нечто притягательное, зовущее кинематографистов переносить это произведение на экран. Думаю, что в первую очередь киношников очаровывал простор для фантазии. Другой вопрос, как этот "простор" кинорежиссёры использовали... Пьесу Сотника, конечно, ставили и в театрах: в 1966 году - в Иркутском ТЮЗе, в 1969 году - в Челябинском государственном академическом, в 1976 году - в Томском областном драматическом, в 1991 году - в Саратовском Театре юного зрителя и на многих других сценах.

Афиша художественная спектакля "Просто ужас". Художник А.С. Якимчук.
Афиша художественная спектакля "Просто ужас". Художник А.С. Якимчук.
Владимир Ларионов о книгах, фильмах и не только... | Дзен

Ещё о фантастических книгах и фильмах для подростков в моём Дзене:

Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу...

"Приключение не удалось". Повесть Юрия Сотника и одноименный фильм-спектакль

Техника и фантастика детского писателя Юрия Сотника. Повесть "Машка Самбо и Заноза". Фантастика в моём Дзене

Константин Курбатов. Пророк из 8-го «б». Советская хронофантастика

Игорь Ефимов. Пурга над «Карточным домиком»

Фантастические "Жёлтые очки" Валерия Алексеева и "Автофон" Александра Фина. Школьники читают мысли...

"Семь Пядей" Владимира Малова. Советская фантастика и умножение способностей человека

Фантастический "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина

Фантастические книги ленинградского писателя Сергея Вольфа с названиями словно строчки из песен

Пётр Гордашевский. Их было четверо

Фантаст-пилот Петроний Гай Аматуни и его "Гаяна"

Татьяна Гнедина. Последний день туготронов

"Гости с Миона" - трёхметровые, с глазами цвета апельсина, добрые и доверчивые. Фантастический роман Петра Стыпова

Автор фантастической повести "Трое с Десятой Тысячи" был "кормителем вшей"

"Ущелье белых духов" и "Четвёртое измерение". Фантастическая реальность Валентина Новикова

"Острова прошедшего времени" и "Путешествие "Геоса". Беспокойная фантастика Валентина Новикова