Найти в Дзене
Тех Лаб

Почему немецкие фермеры называют трактора бульдогами.

На фотографии изображен трактор, внешний вид которого резко контрастирует с привычными нам сельскохозяйственными машинами. Самое первое, что бросается в глаза – это невероятно толстая выхлопная труба, напоминающая скорее трубы первых пароходов, чем выхлопную систему современного двигателя внутреннего сгорания. Ее внушительные размеры указывают на значительный объем выхлопных газов, что само по себе уже вызывает интерес. Вторая примечательная деталь – это массивный маховик, расположенный сбоку. Его размеры также несоизмеримо больше, чем у маховиков в двигателях аналогичной мощности современных тракторов.

Эти внешние особенности уже наталкивают на мысль о нестандартной конструкции двигателя, скрытой под капотом. Заглянув под капот этого необычного трактора, мы обнаружили бы поистине революционное для своего времени решение – нефтяной двигатель, разработанный Генрихом Ланцем в Германии 1920-х годов. Этот период был отмечен серьезным дефицитом бензина в стране, потерпевшей поражение в Первой мировой войне.

-2

В отличие от стран Антанты, Германия не обладала собственными значительными запасами нефти, что делало бензин крайне дефицитным и дорогостоящим товаром. Для немецких фермеров, зависевших от механизации сельского хозяйства, это был настоящий кризис. Именно в этих условиях и появился двигатель Ланца, ставший настоящим прорывом в условиях топливного голода.

Lanz Bulldog, устройство
Lanz Bulldog, устройство

Нефтяной двигатель, также известный как калильный или керосиновый двигатель, поражает своей простотой конструкции, резко контрастирующей со сложностью современных двигателей. Вместо множества компонентов, он имеет всего один цилиндр огромного объема – 4,8 или 10,3 литра в зависимости от модели трактора. Отсутствие впускных клапанов, карбюратора, газораспределительного механизма и даже системы смазки кажется невероятным для современного инженера. Система охлаждения также отличается примитивностью – это термосифонное охлаждение, одно из самых простых и неэффективных способов отвода тепла.

Калоризаторный двигатель
Источник: as-152.ru
Калоризаторный двигатель Источник: as-152.ru

Принцип работы этого удивительного двигателя заслуживает отдельного, подробного описания. Рядом с цилиндром находится калильная камера, постоянно поддерживаемая на температуре свыше 300 градусов Цельсия. Топливо (керосин или другое нефтяное топливо) подается в эту камеру, заполненную горячими выхлопными газами. Высокая температура вызывает испарение топлива, но не его воспламенение, так как в камере недостаточно кислорода для горения. Когда поршень двигателя совершает свой ход вверх, часть выхлопных газов из цилиндра поступает в калильную камеру, смешиваясь с топливными парами. Обратный ход поршня всасывает в цилиндр свежий воздух из атмосферы. Смесь воздуха и топливных паров, попадая в уже горячую калильную камеру, воспламеняется, и расширившиеся газы толкают поршень вниз, совершая работу.

-5

Наиболее поразительным свойством двигателя Ланца является возможность вращения коленчатого вала в обе стороны. Достаточно остановить вал в верхней мертвой точке, и при следующем цикле он начнет вращаться в обратном направлении. Это уникальное свойство обеспечивается самой конструкцией двигателя и отсутствием сложной системы газораспределения. Стоит отметить, что интенсивность дымообразования у этого двигателя сравнима с паровозом, что напрямую объясняет невероятные размеры выхлопной трубы. Она нужна для того, чтобы отвести огромное количество дыма и газов, которые выделяются при работе этого нестандартного двигателя.

-6

В целом, трактор Ланца – это не просто сельскохозяйственная машина, а настоящий памятник инженерной мысли, демонстрирующий необычный и эффективный подход к решению проблемы дефицита топлива в экстремальных условиях. Его конструкция, хотя и примитивная по современным меркам, является свидетельством изобретательности и адаптивности инженеров того времени, способных создавать функциональные и надежные машины, используя минимально необходимые ресурсы.

-7

Этот трактор – это яркий пример того, как инженерная мысль способна преодолеть любые ограничения, даже в условиях экономического кризиса и дефицита топлива. Его простота и надежность обеспечили ему определенную популярность в сельском хозяйстве Германии, пока не появились более эффективные и совершенные двигатели.

-8