Найти в Дзене
DmitryCD

VOLKSWAGEN С ДВИГАТЕЛЕМ PORSCHE / Интересная судьба седана EA 128 из 1960-х

Изначально Volkswagen Beetle не снискал успеха в Соединённых Штатах Америки. Более того, в первый год продаж немцам удалось реализовать на местном рынке всего два экземпляра модели. Однако компания упорно продолжала движение к намеченной цели, и к концу 1950-х легендарный «Жук» стал настоящим хитом, а лист ожидания растянулся на целых шесть месяцев. Небывалому ажиотажу поспособствовала креативная реклама от агентства DDB (некогда Doyle Dane Bernbach), сумевшая убедить американцев в исключительной очаровательности этих забавных четырёхколёсных «антигероев».

-2

Неспешный и совершенно неожиданный успех Фольксвагена встревожил руководство General Motors, и корпорация решила бороться с огнём при помощи встречного пала, приступив к разработке собственного компактного автомобиля с задним расположением двигателя — совершенно нового Chevrolet Corvair 1960 модельного года, который оснащался оппозитным 6-цилиндровым силовым агрегатом с воздушным охлаждением и размещался за задней осью. И хотя по американским меркам Corvair считался «компактным», он заметно превосходил Beetle по размерам и предлагал покупателям то, чего не было у немецкого автомобиля: модификации с четырьмя дверями и кузовом «универсал». Volkswagen мог ответить лишь посредственным Typ 3 на базе всё того же «Жука» — и по-прежнему только с двумя дверями. Осознав необходимость в более крупной модели, способной противостоять Корвейру, Volkswagen создал автомобиль, который вы видите на фотографиях — проект под кодовым названием EA 128.

-3
-4

Работа над проектом EA 128 стартовала в 1963 году. Машина получилась длиннее и шире американского конкурента, а за перемещение её в пространстве также отвечал установленный за пределами задней оси 6-цилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением. Но не простой — в основе лежал 2-литровый «оппозитник» от спорткара Porsche 911 (известного тогда под именем 901), дефорсированный со 130 до 90 лошадиных сил. Оказалось, что 911-й поделился с новым проектом не только «сердцем»: EA 128 унаследовал от купе подвеску, а прототипы даже колесили по дорогам на стильных стальных дисках в духе ранних 911-х — с аналогичными хромированными колпаками в виде «тарелок».

-5
-6

Архивы Фольсвагена, касающиеся EA 128, удивительно скупы на детали, но есть веские основания полагать, что инженеры Porsche активно участвовали в разработке данной модели. Во-первых, проект, судя по всему, задумывался вокруг агрегатов 911-го, причём за год до официального дебюта самого спорткара. Во-вторых, на сохранившихся эскизах угадываются черты обречённого на провал хэтчбека EA 266 с узнаваемым «прищуром» передней части. Впрочем, реальные прототипы EA 128 получили более угловатый дизайн с четырьмя фарами, как у выпущенного позднее VW 411.

-7

Неопровержимым доказательством вмешательства Porsche стала панель приборов, ведь она поразительно напоминала таковую в интерьере раннего 911-го. Даже шкалы имели характерные зелёные метки, а позаимствованный оттуда четырёхспицевый руль «доработали» путём установки в центр логотипа Volkswagen. Хотя очень широкое пассажирское сиденье, благодаря которому передний ряд напоминал диван для трёх пассажиров, явно не было позаимствовано у Porsche. Эта деталь выдавала истинную цель проекта — завоевать американский рынок.

-8

Конечно, назвать EA 128 «шестиместным Porsche» можно лишь с натяжкой, но в его конструкции и технических решениях явно прослеживалась ДНК модели 911. И как раз в этом скрывалась серьёзная проблема номер один: к моменту выхода на рынок цена 911-го составляла 6490 $, тогда как самый дорогой Corvair стоил всего 2608 $. Использование дорогих комплектующих от мелкосерийного спорткара в борьбе с массовым семейным автомобилем изначально создавало проблемы с экономической целесообразностью.

-9

Однако смертный приговор EA 128 был вынесен в конце 1965 года, когда американский адвокат и политический активист Ральф Нейдер выпустил книгу «Опасен на любой скорости». В ней он раскритиковал нежелание автомобильных производителей внедрять системы безопасности и посвятил целые главы посредственной курсовой устойчивости заднемоторного Chevrolet Corvair на высоких скоростях.

-10

Спустя несколько лет Нейдер обратил свой гнев и на Volkswagen Beetle, но в тот момент его главной мишенью был именно Corvair. Последствия для General Motors оказались катастрофическими: продажи рухнули, а компанию завалили многочисленными исками. В Вольфсбурге внимательно следили за судьбой конкурента. Руководство Фольксвагена осознало ошибочность своего стремления догнать и превзойти Corvair, который отныне стал нужен публике не больше, чем использованные бинты, и к 1967 году окончательно вычеркнуло из планов свой семейный автомобиль с двигателем от Porsche. Сегодня об амбициозном проекте EA 128 напоминают всего два прототипа — седан и универсал, бережно хранящиеся в коллекции исторических автомобилей Volkswagen.

Источник: Richard Porter / Evo

Что скажете, друзья? Как вам идея семейного автомобиля со столь необычной компоновкой?