За последний год рынок автодилеров в России претерпел любопытные изменения. Несмотря на впечатляющий рост числа заключённых дилерских контрактов — на 20%, количество самих автосалонов увеличилось лишь на скромные 2%. Что стоит за этой статистикой и чего ждать отрасли дальше — разбираемся.
Контракты растут, салоны — почти нет
Согласно свежим данным агентства «Автостат», на начало апреля 2025 года в России насчитывается 3082 дилерских центра и 4516 активных контрактов с автопроизводителями. Год назад цифры были скромнее — на 54 автосалона и 752 контракта меньше. Однако, как отмечает директор агентства Сергей Целиков, этот рост произошёл не за счёт строительства новых объектов, а благодаря переформатированию уже существующих центров. По сути, один автосалон теперь может работать сразу по нескольким брендам.
«Число локаций дилерских центров за год увеличилось всего на 19 — с 2126 до 2145», — поясняет Целиков.
География: столица рулит
Больше всего автосалонов и контрактов традиционно сосредоточено в крупных городах. Москва уверенно лидирует: 376 дилерских центров и 559 контрактов. Далее следуют Санкт-Петербург (207/327) и Московская область (130/207).
Также в топ-регионы вошли:
- Татарстан
- Башкортостан
- Тюменская область
- Свердловская область
- Челябинская область
- Самарская область
- Краснодарский край
Такое распределение неудивительно — именно в этих регионах сосредоточены финансово активные потребители и устойчивая инфраструктура.
Кто в лидерах: китайцы наступают, но Lada держит позиции
По числу автосалонов уверенно лидирует Lada — 340 центров. Китайские бренды продолжают усиливать своё присутствие на рынке:
- Chery — 226
- Geely — 204
- Changan и Haval — по 200
- Omoda/Jaecoo — 178
- Jetour — 147
- УАЗ — 109
- Exeed — 105
- JAC — 101
Примечательно, что все бренды из топ-10, кроме Lada и УАЗа, — китайского происхождения. Это подтверждает тренд последних лет: российский рынок всё активнее осваивают автопроизводители из КНР.
Впереди — спад?
Несмотря на нарастающую активность брендов, «Автостат» прогнозирует некоторое сокращение и числа контрактов, и количества автосалонов уже в этом году. Причина проста — ухудшение экономики автобизнеса.
«В 2025 году снижается не только авторынок, но и все финансовые показатели деятельности дилеров», — отмечает Целиков.
Это означает, что многие автосалоны могут закрыться или сократить свою активность, особенно в регионах с невысоким спросом.
Вывод
Российский рынок автодилеров находится на распутье: с одной стороны, он демонстрирует активность в виде множества новых контрактов и интереса со стороны китайских брендов, с другой — под давлением экономики сдерживает расширение физической инфраструктуры. Вероятно, в ближайшие годы нас ждёт переход к более компактным форматам работы дилеров и цифровизации продаж.