Кенотаф - особый вид памятника, аналогичного надгробному, но находящийся там, где не содержатся останки покойного. По сути, кенотаф - этого своего рода символическая могила.
Кенотаф может быть установлен по некоторым причинам: например, если тело было утрачено или уничтожено, если место гибели неизвестно, или же если тело было кремировано, а пепел развеян.
Кроме того, кенотаф может быть установлен на родине умершего, если он похоронен в другой стране, и на месте бывшего погребения, откуда останки перевезены в другое место.
Почитание умерших является неотъемлемой частью всех культур. Впервые кенотафы появились в эпоху энеолита (Варненский могильник). В качестве замены тела в могилу помещали маску.
В Древнем Египте кенотаф использовали в ритуалах поминовения покойных, а реальные захоронения находились в отдаленном, чаще в недоступном и тайном месте. Древнеегипетские пирамиды в ряде случаев можно также считать кенотафами!
В Древней Греции обычай сооружения кенотафа был связан с убеждениями, что умершие, которые не имеют могил и над которыми не были проведены специальные ритуалы, не находят посмертного успокоения, страдают от этого и могут даже мстить живым.
А в северной Индии давным давно появилась традиция сооружать особенные памятники – чатри, что в переводе с санскрита означает "зонтик". Чатри представляют собой купола, опирающиеся на столбы – своеобразные "беседки" разных форм. Согласно традициям индуизма после смерти тело предают не земле, а огню, поэтому чатри возводили на месте кремации богатых и влиятельных индусов.
Неудивительно, что среди кенотафов можно встретить настоящие шедевры. Искренняя любовь к ушедшим всегда вдохновляла современников на создание достойных памятников. Так, базилика Санта-Кроче во Флоренции стала местом упокоения многих знаменитых итальянцев.
Среди тех, кто захоронен в базилике – Галилео Галилей, Микеланджело Буанаротти, Никколо Маккиавелли. А вот "могила" флорентийца Данте Алигьери представляет собой именно кенотаф.
Настоящим местом погребения автора "Божественной комедии" стала усыпальница в Равенне, и, несмотря на то, что флорентийцы уже давно настаивают на передаче им праха Данте, отдать останки поэта для перезахоронения Равенна отказывается. Только масло для лампады в мавзолее, по традиции, ежегодно привозят из Флоренции.
А другой флорентийский собор, Санта-Мария-дель-Фьоре, стал местом размещения "стенописного кенотафа". Фреску с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда жители города заказали после того, как останки военачальника были переправлены в Англию для перезахоронения. Выполнил работу живописец эпохи раннего Возрождения Паоло Уччелло.
В истории нашей страны мы также знаем огромное количество трагических эпизодов, участниками которых становились известные люди. Войны, репрессии, эмиграция перемалывали судьбы, порой не оставляя от их хозяев даже прах. В таких случаях кенотафы помогали увековечить память тех, кто заслуживает этого.
Так, вернувшись из эмиграции, поэтесса Марина Цветаева пережила не одну трагедию. Арест и ссылка дочери, расстрел мужа, нищета, тщетные попытки устроиться на работу хотя бы посудомойкой подкосили ее психическое здоровье. В 1941 году, находясь в эвакуации с сыном, поэтесса повесилась. Её похоронили в Елабуге на Петропавловском кладбище, но точное место затерялось, поэтому в 1960 году сестра Цветаевой установила кенотаф недалеко от утерянной могилой.
Через несколько лет на его месте воздвигли гранитное надгробие, а ещё один кенотаф установили в любимом городе поэтессы - Тарусе.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: