Наверняка многие из нас изображение древних амфор - такие сосуды можно увидеть не только в римской, но и в греческой культуре. Их отличительная особенность — наличие заострённого дна, что современному зрителю может показаться весьма необычным.
Большинство изготавливаемых в период античности амфор не имели плоского основания. Их дно было заостренным, поэтому такое керамическое изделие не могло стоять на ровной поверхности. Казалось бы, в форме амфор, что использовали древние римляне, греки и этруски мало общего со здравым смыслом, но это только на первый взгляд. На самом деле такая форма амфор была выбрана совершенно не случайно.
Острое дно амфоры формируется из толстого слоя глины, которая не трескается при обжиге, так как жар обтекает весь конус сосуда. Римские и греческие обжиги проводились в печах с восходящим потоком, пламя выходило из-под горшков снизу, что хорошо для большинства керамических изделий, но в больших, тяжелых горшках с плоским дном основание принимало на себя основной жар, нагревалось и расширялось, вызывая напряжение внутри сосуда и увеличивая риск растрескивания.
Амфоры заостренной формы обеспечивали гораздо более плавное и равномерное нагревание и вызывая гораздо меньшее напряжение в сосуде.
Оптовая торговля с античным миром шла по морю. Так как продукты питания занимали значительную долю среди перевозимых товаров, для их безопасной транспортировки требовалась удобная и экономичная упаковка.
Керамические амфоры античной эпохи были своеобразным "контейнером" для морских грузоперевозок. В них перевозили оливковое масло, вино, рыбный соус Гарум, зерно и многие другие товары. А вот амфоры с плоским дном изготавливались преимущественно для повседневного применения на суше и часто могли иметь декоративные элементы.
Заостренные снизу амфоры производились для обеспечения торговли, не имели декоративных излишеств и часто были одноразовыми (их производство было поставлено на поток, а низкая стоимость при большом весе делали обратную транспортировку пустых амфор экономически нецелесообразной).
Их форма в первую очередь была обусловлена условиями транспортировки. Амфоры укладывали в трюм в несколько слоев, их узкая длинная часть на дне способствовала фиксации и устойчивости верхних слоев.
Что касается нижнего слоя, то его устойчивость обеспечивали деревянные ячейки, в которые засыпали песок, использовавшийся не только в качестве амортизатора, но и в качестве балласта. Амфоры скрепляли друг с другом веревками, чтобы предотвратить смещение или опрокидывание в случае волнения на море.
Когда амфоры доставляли к месту назначения, их легко можно было извлечь из трюма с помощью верёвки, обвязанной амфорным узлом под расширяющейся горловиной. Это значительно ускоряло процесс разгрузки.
Оливковое масло и вино были одними из наиболее ходовых товаров для морской торговли, и их сужающаяся к низу форма была весьма кстати: осадок концентрировался на дне и оставался на месте во время переливания в другие сосуды.
Кроме того, переливать жидкости из амфор подобной формы было проще, так как их можно удобно взять за ручку и за основание. При необходимости амфору с заостренным основанием проще углубить в мягкий грунт для временного хранения и охлаждения.
Отмывать тысячи амфор от масла считалось слишком трудозатратным процессом, потому такие амфоры просто выбрасывали неподалеку от портов. Самым известным примером подобной "утилизации" является искусственный холм Тестаччо на юго-западе Рима.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: