Благодаря настенным росписям, статуям и письменным источникам нам хорошо известна мода Древнего Рима. Вся одежда создавалась из больших кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и закрепляли специальными булавками или ремешками. Для древних римлян одежда была признаком социального статуса, и из всех сфер римского быта одежда образует наиболее четкую и упорядоченную семантическую систему.
В древнем Риме априори не могло быть искусственных и синтетических материалов. Все ткани изготавливались вручную, наиболее популярными были материалы из овечьей шерсти и льна.
Самой дорогой тканью, которую носили только очень состоятельные люди, был натуральный шёлк. Дороже стоила только парча, которая была намного плотнее и тяжелее шёлка. Вес таких материалов буквально был на вес золота в прямом смысле этого слова. На фунт золота можно было приобрести фунт парчи или шелка! Подобная дороговизна объяснялась тем, что прибывали эти ткани с Востока и имели сложную систему производства.
В древнем Риме наиболее популярными были песочные, белые и коричневые цвета и пастельные оттенки. Среди вельмож особой популярностью пользовался благородный пурпурный цвет - его носили только высокопоставленные люди.
А также часто сочетали белый, золотой и голубой цвет. Как правило, эти цвета выступали как одно единое. Со временем в обычную цветовую гамму влились более яркие цвета и оттенки, например, зелёный, жёлтый, лиловый и сиреневый.
Что касается узоров и орнаментов, то самыми распространёнными были геометрические и растительные мотивы: круги, треугольники, ромбы и квадраты, а также растительные орнаменты - аканта, плющ, четырёхлистник, лавра, цветы, деревья и так далее.
Модели одежды полностью зависели от финансового состояния человека и его положения в обществе. Чем богаче и выше по статусу был человек, тем дороже была ткань и затейливей пошив одеяния.
Для мужского костюма был присущим строгий стиль, который предусматривал наличие набедренной повязки, прямоугольные разноцветные туники с боковыми и плечевыми швами, пояса. В провинциях селяне носили штаны и плащи.
Примечательным элементом одежды древних римлян была тога, которая надевалась поверх туники и драпировалась куском шерстяной ткани не менее пяти с половиной метров. Императоры заставляли своих сограждан постоянно носить тогу как символ своей принадлежности к привилегированному сословию граждан Рима. Тогу не имели права носить иностранцы и рабы.
Тоги выполнялись в светлых цветах, преимущественно в оттенках белого. Декор также зависел от положения и финансового состояния. Проявлением богатства была золотая вышивка в виде полосы растительного узора, которая украшала края тоги.
Пенула — плащ, имеющий в своем крое круг или полукруг, где было отверстие для головы, именно к нему пришивали капюшон. Простые крестьяне носили пенулы из грубой шерсти, для богатых щеголей предназначался плащ из дорогих украшенных тканей.
Римлянки носили нижнее белье (специальные повязки), туники из некрашеной тонкой, простой шерстяной и льняной ткани. Женская верхняя одежда называлась "стола" и была из яркой ткани, длиной до лодыжек. Богатые римлянки носили столу из шелка и хлопка.
Первое время женщины в своем наряде тоже использовали тогу, которую позже заменила палла из целого куска ткани. Ею драпировались различными способами и иногда набрасывали на голову.
Верхняя женская одежда состояла из драпирующего плаща, который назывался палла. Ещё одним вариантом верхней одежды была пенула. Одежда римлянок имела , по обыкновению, коричневый в сочетании с золотисто-желтым цвет, преобладали так же лиловый оттенок с зеленым, серый с голубым.
В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Их протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивали на солнце.
Обувь древних римлян была необходимой частью костюма и снимать её считалось неприличным. Зачастую граждане Древнего Рима дома носили сандалии, называемые солеа.
Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам.
Богатство императоров и патрициев давало им, их женам и любовницам право на всяческие причуды и капризы. Например, жена императора Клавдия, Нерона Поппея, носила обувь с золотыми подошвами, а он сам — с серебряными.
У некоторых членов Римского сената была забава: носить под тогой правую туфельку своей возлюбленной. Отсюда — мода на крошечную дамскую ножку.
Женщины легкого поведения, привлекая кавалеров, требовали от сапожников набить гвоздями на подошве слова: "Следуй за мной".
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: