В феврале 1903 года Зимний дворец Санкт-Петербурга стал сценой для одного из самых роскошных и символичных событий эпохи Николая II — костюмированного бала в стиле «допетровской Руси». Этот маскарад, приуроченный к 290-летию дома Романовых, не только вошел в историю как вершина придворной роскоши, но и стал попыткой возрождения национальной идентичности накануне социальных потрясений.
Отретушированные фотографии гостей знаменитого царского бала-маскарада.
Организация бала: между традицией и политикой
Идея бала родилась у императрицы Александры Фёдоровны, желавшей подчеркнуть связь династии с допетровской эпохой. Николай II видел в этом событии не просто развлечение, а шаг к укреплению традиций Московского царства. Историки отмечают, что бал совпал с ростом интереса к национальной культуре в Европе, но в России он приобрел особый смысл — демонстрацию единства власти и народа перед лицом надвигающихся кризисов (Русско-японская война и революция 1905 года были уже на горизонте).
Подготовка длилась несколько месяцев. Придворные получили строгие указания явиться в костюмах XVII века, созданных по эскизам художника Сергея Соломко при участии историков. Консультанты, включая директора Эрмитажа Ивана Всеволожского, обеспечили точность деталей: от кроя кафтанов до узоров на кокошниках.
Из коллекции Оружейной палаты достали артефакты XVII века. Мастера театральных мастерских день и ночь создавали роскошные наряды в стиле допетровской эпохи, стоившие целое состояние. Дамы надевали кокошники и сарафаны, а кавалеры — костюмы бояр, стрельцов и сокольничих.
Ткани заказывали у поставщиков императорского двора — например, золотую парчу для костюма Николая II изготовили братья Сапожниковы, известные своими работами для царской семьи.
Император хотел воссоздать на маскараде эпоху царя Алексея Михайловича, соединив европейские традиции со старомосковскими, поскольку при Тишайшем, как его называли, традиции балов еще не было.
Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора.
Два вечера сказочной роскоши
Бал проходил в два этапа:
- 11 февраля — торжественный вечер в Романовской галерее. Гости, одетые в стиле XVII века, приветствовали императорскую чету «русским поклоном». В Эрмитажном театре состоялся концерт с участием Фёдора Шаляпина, исполнившего арии из оперы «Борис Годунов», и балерины Анны Павловой, танцевавшей в «Лебедином озере». Завершился вечер ужином в залах Эрмитажа и танцами.
- 13 февраля — кульминация: 390 гостей в костюмах стрельцов, бояр и сокольничих заполнили залы дворца. Николай II появился в реплике наряда царя Алексея Михайловича, а Александра Фёдоровна — в одеянии царицы Марии Ильиничны.
Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничих XVII века.
Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа, где придворный оркестр был облачен в древнерусские костюмы. После трех специально подготовленных танцев — русского, хоровода и плясовой — начались общие вальсы, кадрили и мазурки. Руководили этими номерами главный режиссер балетной труппы Аистов и танцовщик Кшесинский.
В «русском» танце участвовали 20 пар, а солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Балу предшествовала генеральная репетиция.
Ужин сопровождался пением Архангельского хора, а праздник длился до рассвета.
«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,— записал Николай в своём дневнике.
Костюмы: драгоценное наследие
Костюмы участников стали произведением искусства. Дамы блистали в кокошниках, расшитых жемчугом и самоцветами из фамильных коллекций (например, Юсуповы выставили бриллианты XV века). Мужские наряды украшались соболями и горностаем. На создание одного костюма тратилось до 10 тысяч рублей — целое состояние по меркам начала XX века.
Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания.
После бала многие элементы «русского стиля» вошли в моду: аристократы заказывали интерьеры в духе теремов, а ювелиры создавали копии древнерусских украшений. В 1911 году эскизы костюмов вдохновили на создание колоды карт «Русский стиль», выпущенной к 300-летию дома Романовых. Семь подлинных костюмов хранятся в Оружейной палате и Эрмитаже.
Фотографии и память о бале
Императрица распорядилась запечатлеть участников лучшими фотографами столицы. В 1904 году вышел подарочный альбом с 174 снимками, проданный за баснословные деньги в пользу благотворительных фондов. Сегодня эти фотографии — бесценный источник для историков и модельеров. Например, в 2003 году Эрмитаж организовал выставку к 100-летию бала, где показал сохранившиеся костюмы и архивные кадры.
Судьба многих участников трагична: княгиня Зинаида Юсупова потеряла сына в революцию, а великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками. Но их образы, застывшие на фотографиях, остались символом ушедшей эпохи.
Заключение: эхо последнего бала
Костюмированный бал 1903 года стал лебединой песней имперской роскоши. Через год грянула Русско-японская война, а затем — революция, навсегда изменившая Россию. Но именно этот маскарад, словно капля в калейдоскопе истории, отразил мечту о «золотом веке» России — мифическом, но ослепительно прекрасном.
Как писал историк искусства Александр Бенуа: «То был последний всплеск красоты перед долгой ночью забвения».
Екатерина Серёжина