Казалось бы, история моды прочно закрепила за Коко Шанель статус освободительницы женщин от корсетов и законодательницы практичного стиля. Однако за десятилетие до её триумфа смелые идеи уже воплощал другой гений — Поль Пуаре (1879 — 1944).
Именно он, а не Шанель, первым бросил вызов консервативным нормам, освободив женские тела от удушающих корсетов и подарив миру брюки как символ свободы. Пуаре даже сравнивают с Пикассо, потому что оба гения переосмысливали концепции в сферах своей деятельности. Но почему же его имя сегодня известно лишь знатокам?
Начало карьеры Пуаре
Карьера Пуаре началась скромно: он продавал эскизы известным домам, пока его талант не заметили Жак Дусе и Чарльз Фредерик Ворт.
Однако амбиции юного дизайнера не умещались в рамках чужих ателье. В 24 года, полный уверенности в себе, Пуаре уходит в самостоятельное плавание. Он надеялся, что Ворт захочет вложиться в его дело, но они вежливо отказали ему, тогда Пуаре занял денег у матери и открыл собственный бутик на улице Обер. Его яркие витрины сразу же привлекли к себе внимание, а пальто-кимоно становится визитной карточкой бренда.
Пуаре часто обращался к античной и этнической одежде, таким как греческий хитон, японское кимоно, североафриканскому и ближневосточному кафтану. В основе его моделей лежали прямые линии и прямоугольные конструкции.
Его клиентками стали актрисы, аристократки и даже члены королевских семей. Танцовщица Айседора Дункан, равнодушная к роскоши, носила только его платья, называя Поля истинным художником.
Революция в деталях
Пуаре смело заимствовал элементы культур Востока, создавая пальто-кимоно, шаровары и туники с завышенной талией.
Огромное влияние на его творчество, как и на всю культуру ар-деко, оказали «Русские сезоны» Дягилева в Париже, поэтому в его нарядах всегда присутствовала некая театральность.
Он возродил ампирный силуэт, заменив корсеты свободными линиями, «струящимися» от плеч. Главной поклонницей этого силуэта была Айседора Дункан.
Его «хромая» юбка, вдохновленная полетом Эдит Берг, стала символом эпохи: узкая ниже колен, она заставляла женщин семенить, как гейш в сандалиях гэта.
Но главным прорывом стал отказ от корсета — Пуаре доказал, что элегантность возможна без жертв.
Поль Пуаре также много путешествовал и самые яркие свои впечатления от знакомства с разными культурами и народами старался отразить в новых нарядах. После посещения России, в которой он был не раз с показами, он привез несколько русских рубах с вышивкой.
Они послужили прообразом летнего платья под названием «Казань» (1911 г.) из светло-розового льна с геометрической вышивкой по подолу и тонким поясом под грудью. Для пошива этого платья Пуаре использовал купленную в России крестьянскую скатерть.
Империя стиля
Пуаре не ограничился одеждой. Он создал первую в истории моды «тотальную» империю: парфюмерия (духи «Розин» в честь дочери), мебель, декор. Клиенты могли собрать образ от платья до аромата — концепция, ставшая нормой лишь спустя век.
Дениз Буле
В 1905 году Поль Пуаре женился на Дениз Буле, дочери текстильного фабриканта. Ей было 17 лет, она была миниатюрная и очень хорошо, по эталонам красоты того времени, сложена.
Дениз стала его музой и «живым манекеном» и воплощала его идеал, она вдохновила Поля на платья-футляры, подчеркивающие естественные линии без корсетов. У пары родилось пятеро детей, но брак распался в 1928 году после 23 лет совместной жизни из-за финансовых проблем Поля.
Одним из главных талантов для любого дизайнера является умение угадать желания современной женщины. В 1910-х годах оракулом моды был Поль Пуаре, которого в Америке окрестили «королем моды». В Париже он был известен просто как «Le Magnifique» (великолепный), в честь Сулеймана Великолепного, султана Османской империи. Это было подходящее прозвище для кутюрье, который активно использовал язык ориентализма в своем творчестве, используя мотивы стран Востока.
Закат короля
Но успех ослепил гения. В 1920-х, когда эмансипация требовала функциональности, Пуаре остался верен карнавальной эстетике. Шанель с её лаконичными платьями перехватила инициативу, а он, высмеивая «скромность» конкурентки, терял клиентов.
Попытки вернуться в игру провалились: сотрудничество с универмагом Printemps обернулось крахом. В 1934-м Дом Poiret закрылся, а его создатель умер в нищете, оставив мемуары «Одевая эпоху».
Наследие без славы
Пуаре не просто изменил моду — он пересобрал её ДНК, внедрив культурный диалог, свободу силуэта и идею бренда как образа жизни. Его приемы позже использовал Ив Сен-Лоран, а идея «тотального лука» стала стандартом.
Но история оказалась несправедлива: Шанель затмила его, как некогда он сам — своих предшественников. Сегодня, говоря о революции в моде, стоит вспомнить имя Поля Пуаре — визионера, который освободил женщин первым, но так и не получил признания при жизни.
Екатерина Серёжина