Найти в Дзене

Он взял дракона, змия древнего... и сковал его на тысячу лет... (Откр.20:1-3)

. . . Итак, последний сюжет книги Откровение, посвященный событиям в ветхом мире, начинается с того, что тайнозритель вновь видит Ангела, «сходящего с неба» (сравн. Откр.10:1 и Откр.18:1), причем этот Ангел имеет в руке «ключ от бездны» и «большую цепь», которыми он сковывает змия-дракона, повергает его в бездну и заключает там на весьма длительный срок (целых 1000 лет). При этом нет сомнений, что в тот момент, когда Ангел «берет» дракона, этот древний змий уже поражен и лишен былой силы, так как сходящий с неба Ангел совершает возложенную на него миссию с видимой легкостью, немыслимой в тот время, когда дракон еще имел доступ на небеса и не подчинялся «без боя» даже Архистратигу Михаилу, так что с ним пришлось воевать всему Небесному Воинству (Откр.12:7-9). (В этом же смысле весьма знаменательно, что при описании Ангела, имеющего «большую цепь», не упоминаются символы, которые могут свидетельствовать о его величии, а сам Ангел не именуется «сильным», сравн. Откр.5:2, Откр.10:1 и
Оглавление

.

.

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (Откр.20:1-3)

.

Итак, последний сюжет книги Откровение, посвященный событиям в ветхом мире, начинается с того, что тайнозритель вновь видит Ангела, «сходящего с неба» (сравн. Откр.10:1 и Откр.18:1), причем этот Ангел имеет в руке «ключ от бездны» и «большую цепь», которыми он сковывает змия-дракона, повергает его в бездну и заключает там на весьма длительный срок (целых 1000 лет).

При этом нет сомнений, что в тот момент, когда Ангел «берет» дракона, этот древний змий уже поражен и лишен былой силы, так как сходящий с неба Ангел совершает возложенную на него миссию с видимой легкостью, немыслимой в тот время, когда дракон еще имел доступ на небеса и не подчинялся «без боя» даже Архистратигу Михаилу, так что с ним пришлось воевать всему Небесному Воинству (Откр.12:7-9).

(В этом же смысле весьма знаменательно, что при описании Ангела, имеющего «большую цепь», не упоминаются символы, которые могут свидетельствовать о его величии, а сам Ангел не именуется «сильным», сравн. Откр.5:2, Откр.10:1 и Откр.18:21)

Другими словами, все события главы 20 с самого начала относятся исключительно к новозаветным временам, когда Господь и Спаситель уже воцарился на небесах, а диавол уже потерпел поражение и был низвержен на землю, — и, в отличие от некоторых других сюжетов книги Откровение, не содержат никакой «ветхозаветной предыстории» (кроме свидетельства, обозначенного в древних именах заключенного в бездне змия–дракона).

Отдельно можно отметить, что все Ангелы, которые представляются в книге Откровение «сходящими с неба» (Откр.10:1, Откр.18:1 и Откр.20:1), по сути исполняют одну и ту же миссию вспоможения и сослужения Церкви Христовой, ведущей на земле бескомпромиссную духовную брань с любыми формами нечестия и неверия (сравн. – «…я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово…», Откр.19:10, «…я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам…», Откр.22:9, и т.д.).

Так, первый из сходящих с неба Ангелов, имеющий великую власть и великую силу, приносит на землю особую книжку, принимая которую уверовавшие в Спасителя проходят испытание «горькой водой» и становятся со-исполнителями новозаветной пророческой миссии Вселенской Церкви Христовой (Откр.10)

Второй Ангел свидетельствует верным о неизбежном падении «великого вавилона», после чего с небес звучит повеление выходить из губительного «вавилонского плена» (Откр.18:2-5).

А в главе 20 сходящий с неба Ангел заключает диавола в бездне («дабы не прельщал уже народы»), — и, таким образом, устраняет его как самое существенное препятствие для исполнения христианами миссии «пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр.10:11) и «благовествовать живущим на земле» (Откр.14:6), в результате чего в среде человечества утверждается до времени пророческая власть Новозаветной Церкви (сравн. – Откр.11:3–6), а для уверовавших в Спасителя и побеждающих мир открывается «свободный вход» в Царствие Небесное (сравн. – 2 Пет.1:10-11, 2 Кор.10:3-5, Иак.4:7 и т.д.).

Конечно, в отличие от прямых и буквальных соответствий между некоторыми ветхозаветными пророчествами и образными видениями книги Откровение, подобные сопоставления не предполагают однозначных и категоричных выводов. Однако именно при таком разумении в словах «дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет», которыми сопровождается заключение диавола в бездне, открывается еще одно знаменательное противопоставление, в рамках которого нечестивым целям и желания диавола в отношении человечества противостоит свидетельская и пророческая миссия Церкви Христовой, возвещающая всем «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» Совершенный Завет, заключенный с человечеством в Господе Иисусе Христе (Откр.14:6, сравн. – «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», Деян.1:8; «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет», Мф.4:16, и т.д.).

Кроме того, можно отметить, что в главе 9 книги Откровение в событиях под «пятой трубой» вместе с образом звезды, павшей «с неба на землю», упоминался особый ключ, который назывался ключом «от кладязя бездны» (Откр.9:1).

Однако Ангел Божий из Откр.20:1-2 имеет иной ключ, который даже называется иначе: не ключом «от кладезя бездны», — но ключом «от (самой) бездны», что представляет этот ключ не «внутренним», а «внешним», то есть некоторым подобием «ключу от наружных дверей».

А поскольку владение таким ключом символизирует власть над выходом из царства тьмы, которая есть только у Того, Кто «был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр.1:18), — нет сомнений, что сходящий с неба Ангела представляет в описанных событиях Самого Господа и Спасителя, сравн.:

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:18-20)

(В самом общем смысле имеющийся у Ангела «ключ от бездны» соответствует «ключам от ада и смерти», которые были вверены Спасителю при утверждении Совершенного Завета, Откр.1:18, Откр.3:7, и при помощи которых Господь по Воскресении Своем вывел из ада всех тех, кто ожидал Его во спасение, сравн. – «ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил», Пс.106:16; Ис.51:10-11, Мф.27:52-53 и т.д.)

При этом два различных «ключа от бездны», один из которых принадлежит губителю-диаволу, а другой находится у сходящего с неба Ангела, продолжают свойственные книге Откровение пророческие противопоставления, в число которых входят уже упоминавшиеся ранее противопоставления «двух пастырей», «двух престолов», «двух жатв», «невесты и блудницы» и т.д.

И если диавол использует «свой» ключ от бездны для «выпускания» в мир нечестивого бесовского воинства, стремящегося погубить человека и человечество (сравн. «царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион», Откр.9:11, при том, что «аваддон» и «аполлион» означает «истребитель» и «губитель»), — то «ключи ада и смерти», которые принадлежат Спасителю и вверены сходящему с неба Ангелу, заключают сатану в бездне, что позволяет земной Церкви Христовой совершить и исполнить вверенную ей свыше спасительную миссию (сравн. 2 Кор.6:2; Ис.2:2-3; «… проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец», Мф.24:14).

Более того, за противопоставлением двух различных духовных ключей можно рассмотреть и две различные духовные печати, которые упоминались в предыдущих видениях книги Откровения.

Так, например, в событиях, связанных с Воскресением Господа, погребальная пещера, куда был положен Господь после снятия Его с Креста, была не просто закрыта камнем: противники Благовестия, опасаясь исполнения ветхозаветных пророчеств, приставили к этой пещере стражу, и при этом наложили на вход в пещеру свою собственную печать (Мф.27:64-66). Однако ни «погребальная стража», ни наложенная на вход в пещеру «печать смерти» не смогли удержать в преисподней Начальника Жизни (Деян.2:24, Деян.3:14-15, Еф.4:8-10 и т.д.).

При этом в 20 главе книги Откровение представлена прямо противоположная ситуация, так как заключенный в преисподней змей-дракон оказывается не в силах преодолеть «ключевую печать» Воскресшего Господа, наложенную Ангелом на «выход из бездны».

(Те же смыслы, прорисованные в образах Небесного храма, означают, что Ангел лишает сатану возможности свободно действовать на «внешнем дворе», то есть в видимом мире и в среде неверующего человечества. И хотя этот «внешний двор» отнюдь не свят и «отдан язычникам», Откр.11:2, — даже там во времена Нового Завета не меркнет свет от двух «светильников-маслин», а сатана-диавол не может действовать «лично» и свободно реализовывать свои нечестивые замыслы.

Именно по этой причине все время «заключения в бездне» древний враг рода человеческого вынужден полагаться только на хитрость, коварство и различные обольщения, и вести брань с «семенем жены» и с «двумя свидетелями» через «саранчу», «воду из пасти», «зверя из моря», «зверя из земли» и т.д., и т.п. При этом все это время его лукавые усилия не имеют непреодолимой силы, но соответствуют понятию «козней диавольских», Еф.6:11, включающему в себя все возможные богохульные и богоборческие учения, а также совокупность мирских сил и средств, которыми диавол обольщает мир и склоняет обманутых им людей следовать его злой воле)

Что касается срока в «тысячу лет», который возвещается в главе 20 целых шесть раз, — этот срок следует воспринимать не буквально, а образно, причем не только в отношении его численного значения, но и в отношении самого подхода к определению и «различению» тех или иных пророческих времен и сроков.

Другими словами, реальная длительность новозаветного «образного тысячелетия» не может быть исчислена ни буквальными, ни «логическими» подсчетами обычных «астрономических» лет.

Поскольку сроки заключения диавола измеряются и определяются исключительно пророческой полнотой происходящих на земле событий, — образная «тысяча лет» из главы 20 книги Откровение истечет в тот момент, когда она «совершится» и «исполнится» (греч. слово τελέω) не сама в себе, а в той цели, ради которой заключение диавола и осуществляется (сравн. – «…дабы не прельщал уже народы…», Откр.20:3).

К слову, именно такой образный смысл видит в свидетельствах главы 20 и свт. Андрей Кесарийский:

И мы, на основании слов Господа саддукеям о праведниках, что они «яко ангели Божии на небеси суть» (Мф. 22:30), и слов апостола, что «несть Царство Божие брашно и питие» (Рим. 14:17), тысячу лет считаем за время проповеди Евангелия

.

Соответственно, и освобождение диавола «на малое время» произойдет не потому, что его невозможно станет удержать, но в тот момент, когда погрязшее в беззакониях человечество в образном смысле само пожелает «воссоединится с бездной» и в сохранении ветхого мира не останется никакого Божественного смысла, сравн.:

И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца… И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего (Откр.7:2-3)

Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате (Откр.9:13-14)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр.20:7-9)

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4-6)

Предыдущая статья: Новозаветная реальность в образах заключения диавола в бездне (глава 20 книги Откровение)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)