Найти в Дзене

О библейских смыслах загадочного «начертания зверя» (Откр.13)

Оглавление

.

Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли… и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его (Зах.5:3-4)
Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли… и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его (Зах.5:3-4)

.

В первых публикациях канала при рассмотрении основополагающих новозаветных смыслов книги Откровение достаточно подробно говорилось о том, что в главе 13 прорисованы не некие кратковременные события последних дней нынешнего века, но образ постоянного вселенского противостояния между Церковью под главой и державой Спасителя (1 Пет.4:11, Откр.1:6), — и миром, «лежащим во зле» (1 Ин.5:19). И там же отмечалось, что одним из самых знаменательных символов новозаветной духовной брани является противопоставление двух различных печатей, которые накладываются «на чело» и «на руку» и символизируют преданность человека или видимому миру, или Небесной скинии Нового Завета.

При этом особое нечестивое начертание, которое именуется в книге Откровение «начертанием зверя» и постоянно обсуждается в самых различных источниках, зачастую далеких от настоящего христианства, свидетельствует о том, что отмеченный таким образом человек пребывает в греховном рабстве, то есть остается рабом «египетского фараона». А выйти из такого «египта» возможно только через Таинство крещения в Церкви Христовой (сравн. – «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», Ин.3:5; «…отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море», 1 Кор.10:1-2), — и именно об этом через образ жены, бежавшей «от лица змия» в пророческую пустыню, свидетельствует предыдущая, то есть 12 глава книги Откровение.

Соответственно, священной небесной печатью, которая упоминалась и в Откр.7:2-4, и в Откр.9:4, отмечаются «выходящие из Египта» (по образу Исх.13), — то есть те, кто нашел во Христе спасение от греховного рабства и сбросил оковы той умственной и телесной несвободы, в узах которой осознанно и неосознанно пытается удерживать человека мир нечестия и беззакония.

А противопоставление двух невидимых человеческому глазу печатей, буквально и иносказательно прорисованных в книге Откровение, свидетельствует о том, что побеждать соблазны и похоти «мира сего» способны только причастники Церкви Христовой, — и что сохранить «в день оный» и тело, и душу, и дух в целости, то есть без порока (1 Фес.5:23), смогут только те, кто «запечатлен» печатью Спасителя и в образном смысле является «священным сосудом», принадлежащим не миру нечестия, а Небесному храму Нового Совершенного Завета (сравн. – Откр.7:3, Зах.14:20-21 и т.д.).

Что касается библейских предначертаний новозаветного «небесного запечатления», — наиболее полным и очевидным прообразом спасительной Божественной печати являются особые установления закона Моисея, которые были приурочены к празднику Пасхи.

Именно в праздник опресноков каждый израильтянин должен был одевать на правую руку и на главу две священные повязки, которые свидетельствовали о чудесном освобождении народа от буквального рабства в Египте, — а в пророческом смысле прорисовывали грядущее Божественное запечатление, которым отмечаются христиане во времена Нового Завета, сравн.:

И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день - праздник Господу… И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта. Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год (Исх.13:5-10)

.

Кроме того, во свидетельство о том, что в событиях ветхозаветного Исхода первенцы Израиля были спасены от истребителя кровью пасхального агнца (Исх.12, Евр.11:28 и т.д.), всякий рождающийся первенец должен был быть посвящен Господу (сравн. – «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», Ин.3:3), и это посвящение имело в точности тот же смысл, что и особые пасхальные повязки, венчающие чело и руку причастников Первого Завета, сравн.:

И когда введет тебя Господь в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, - отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, - Господу, а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх.13:11-16)

.

Более того, с особыми начертаниями на челе и на руке связан еще один знаменательный библейский образ, в соответствии с которым всякий человек в духовном смысле уподобляется дому (в смысле жилища). Именно на такое подобие опирается притча Спасителя об убранном и очищенном доме, в который, если он остается пустым, входят семь нечистых духов (Лк.11:24-26); и притча о двух людях, построивших свои дома на камне и на песке (Мф.7:24-27, Лк.6:47-49); и иносказательный образ из книги Бытие «...если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7), и т.д.

А поскольку при выходе из Египта народу Израиля было велено помазать «перекладину и оба косяка дверей» кровью пасхального агнца, чтобы «истребитель первенцев» не смог войти ни в один из таких домов, — это событие предвозвестило явление Совершенного Закона Господа и Спасителя, который при наложении его заповедей «на чело и на руку» соделывает всякий «человеческий дом» духовной крепостью, непреодолимой для врага рода человеческого (сравн. – «навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих», Втор.6:6-9, то же Втор.11:18-20).

Другими словами, глаза и чело человека в образном смысле есть его «входная дверь», куда может «зайти» только то, что соответствует закону, написанному «на косяках его дверей».

А правая рука человека представляет то, что «выходит из дома», так что всякое человеческое деяние подчиняется «закону повязки», которой отмечена совершающее это деяние рука (т.е. через дверь с начертанием из «человеческого дома» может выйти только подобное начертанию).

(Именно по этой причине повеление помазать кровью агнца «перекладину и оба косяка дверей» представлено в книге Исход не как единократное действие, имеющее силу только в преддверии выхода Израиля из Египта, но как заповедь на все времена, сравн. – «Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки», Исх.12:21-24)

При этом все те, кто не уверовал в Спасителя и не принимает в крещении спасительную печать с Божественными начертаниями, не символически, а совершенно реально остаются в «египетском» духовном рабстве, — и как «рабы фараона» вместо закона свободы во Христе (Иак.1:25, Рим.8:2) носят «на руке и на челе» (т.е. и в делах, и в сокровенных помышлениях) печать рабства своей греховной природе, которой соответствует «начертание зверя» из главы 13 книги Откровение.

(Даже достаточно известный фрагмент из книги Даниила, в котором нечестивые действия «малого рога» в отношении народа Божьего обозначены словами «…возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени», Дан.7:25, с учетом всего вышесказанного свидетельствует о постоянном стремлении мира отнять у народа Божьего его «духовную память», символом которой выступают невидимые, но спасительные «пасхальные повязки» с заповедями Совершенного Закона Христа, способные направлять и освящать и «чело», и «руку», Исх.13:9-10, Исх.13:14-16)

Таким образом, есть все основания утверждать, что видения и свидетельства, представленные в главах 12 и 13, связаны между собой целой чередой весьма знаменательных противопоставлений.

Первое из таких образно-иносказательных противопоставлений прорисовано в главе 12, где брань против «жены» и ее чудесного Младенца ведет сам враг рода человеческого. И там же описано поражение, которое потерпел дракон по Воскресении Спасителя, в результате чего он был низвержен на землю, а члены Небесной Церкви стали для него недосягаемы.

А глава 13 книги Откровение свидетельствует о продолжении этого противостояния, где «новым» полем духовной брани выступает видимый мир, — и где «зверь, выходящий из моря», обращается свою агрессию на святых (т.е. на «прочих от семени жены», Откр.12:17), не принимающих «на чело и на руку» нечестивого «египетского» начертания.

Но если в образах служения «двух свидетелей» из главы 11 эта брань была прорисована до Второго Пришествия Спасителя, — то в главе 13 речь о победе святых пока не идет, т.к. представленные в ней события ограничены временами, когда дракон направляет против земной Церкви все оставшиеся у него силы и возможности (т.е. «зверя, выходящего из моря»), и даже добивается видимости победы (хотя и на очень короткое время).

Соответственно, именно этим временам принадлежат и особые духовные начертания, которые пребывают на руке и на челе всякого человека и знаменуют как его собственное внутреннее состояние, так и те духовные силы, на стороне которых этот человек ведет свою личную духовную брань.

Так или иначе, главы 12 и 13 книги Откровение прямо свидетельствуют о том, что после низвержения на землю дракон-змий ни на мгновение не прекращал своей нечестивой войны против человечества. Однако теперь эта война не небесная, а земная, и поэтому ведется силами «мира сего», — а методы, к которым прибегают в этой брани силы тьмы и нечестия, опираются отчасти на силу, а отчасти на плотские и духовные искушения, порожденные змеиным коварством (т.е. на обманы, обольщения и т.д.).

Другими словами, все то, что после Победы Спасителя стало невозможным для самого диавола, он «транслирует» в мир через свое нечестивое воинство. Причем в своей человеческой ипостаси это сатанинское воинство не наследует тех уз, которыми скован сам сатана, — и ограничено только свойствами самой человеческой природы (что является одновременно и силой этого воинства, и его слабостью).

(Один из образов подобного «нечестивого сотрудничества» и «распределения преступных ролей» обозначен в книге Даниила, где повествуется, что в определенный момент вход в вавилонское капище Вила был запечатан царским перстнем, сравн. – «…и положил над ним печать…», Откр.20:3.

Но даже после этого «запечатанный» в своем храме истукан каждую ночь по-прежнему «съедал» все приношения, которые днем возлагали перед ним жрецы.

А затем пророк Даниил разоблачил жрецов и открыл царю, что поедает пожертвования не «великий Вил», а обычные люди, которые, не нарушая царской печати, тайно входят в этот храм по ночам и съедают приношения, адресованные истукану, Дан.14:3-22.

То есть реальная сила «великого истукана» не превышала человеческую и была ограничена банальным исчезновением еды, причем даже для этого ничтожного по сути проявления истукану требовались «плотские» служители, — однако соблазны и обольщения, достигающие всех прочих людей посредством этого хорошо организованного обмана, в итоге обретали силу диавольскую, способную удерживать целый народ в сетях суеверия и идолопоклонства)

Соответственно, несмотря на то, что сам диавол в новозаветные времена не имеет власти прямо умерщвлять людей по собственному желанию, — он пользуется тем, что у обольщенных им нечестивых и беззаконников такая возможность остается, и, действуя их руками, ведет брань со святыми даже на самом буквальном и «физическом» уровне.

А поскольку для того, чтобы превратить человека в свое орудие и оружие, обращенное против святых и против всей Церкви Христовой, диаволу требуется подчинить этого человека своей злой воле, — война «древнего змия» против человечества начинается не там, где льется кровь, а намного раньше, у той невидимой границы, где всякий человек принимает решение каким путем ему следовать — и какой образ мышления и действия избрать.

(Причем вне зависимости от того, как сам человек объясняет себе и окружающим свои намерения, мотивы, цели, желания и т.д., — любой его выбор в конечном счете сводится к выбору между небесами Божественного Совершенства и бездной собственного ничтожества)

Что касается Церкви Христовой, — она противостоит замыслам диавола у того духовного предела, где человек должен увидеть себя в истинном свете и осознать, что сберегать в себе нечего (сравн. – «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее», Мф.16:24-25), и что преодолеть последствия своего природного греховного рабства возможно только неотступно следуя за Спасителем и пребывая бодрствующим стражем собственных внутренних границ, сравн.:

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять (Еф.6:10-13)

.

А результатом этого глобального духовного противостояния является ситуация, когда ни один подлинно христианский выбор не остается незамеченным, и так или иначе становится мишенью для упреков, насмешек, клеветы, осуждения и других форм духовной агрессии. Поэтому те, кто действительно не поклонился зверю и не принял его начертания, понимают и ощущают, что вступили с миром нечестия в прямое противостояние, в результате чего они в любой момент могут стать ненавидимыми, преследуемыми и убиваемыми «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1:9) даже в том случае, если они не произносят ни слова, но поступают «в мире сем, как Он» (1 Ин.4:17, сравн. – Мф.10:18, Мф.24:9, Мк.13:9, Мк.13:13, Откр.12:17, Откр.20:4 и т.д.).

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Зверь с семью головами и десятью рогами, выходящий из моря..(Откр.13:1)

Предыдущая статья: О добре, зле и падении с неба... (Откр.12)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, Откр.13:16 #сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть, Откр.13:18