.
.
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр.6:7-8)
.
В немногих словах Откр.6:7-8 сокрыто великое множество прикровенных смыслов, — однако с учетом единой логики событий, соответствующей всем небесным печатям, одним из самых важных и самых существенных является свидетельство, что земная власть всадника по имени «смерть» прямо и недвусмысленно ограничена.
(То есть три первых всадника «не делят» землю между собой, — и только четвертый действует особняком, причем его нечестивая власть ограничена «четвертою частью земли»)
Кроме того, вполне очевидно, что «бледный конь» четвертого всадника каким-то образом связан с «конями пегими» из видений пророка Захарии, — ведь белые, рыжие и вороные кони, которые были показаны Захарии вместе с пегими, уже «открылись» в новозаветном смысле под предыдущими тремя печатями (т.е. «свободными для рассмотрения» остались только кони «пегие» и/или «пятнистые», греч. ποικίλοι и ψαροί).
Более того, можно предположить, что четвертый всадник должен унаследовать от «ветхозаветных коней» не только «пегую масть», но и возможность, и силу «проходить землю» (Зах.6:6-7), — так что устанавливать некие «физические границы» его нечестивой власти или рассчитывать подвластную ему «четвертую часть земли» через площадь земной поверхности, численность населения и т.д., было бы неверно.
А еще одно свидетельство об «обособленности» и «отделённости» четвертого всадника от трех других прорисовано в очень странном бедствии, которое сопровождает его появления и проявления.
Другими словами, если массовые смерти от меча, голода и мора не удивительны для человечества (как бы печально это не звучало), — то массовое умерщвление людей «зверями земными» выглядит в этом ряду достаточно экзотично, так как дикие животные, если именно их понимать под «зверями земными», даже во времена двух- или тысячелетней давности не были, да и не могли стать угрозой вселенского масштаба.
(Когда, — а это бывает крайне редко, что тоже не случайно, — где-то появляются животные-убийцы, против них объединяются все люди, и добрые, и не очень. И даже многие отъявленные злодеи оставляют на время свои беззакония, вольно или невольно отдавая дань общечеловеческому братству в Адаме и исполняя слово завета с Ноем, сравн. «…взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя…», Быт.9:5.
Так что буквальных диких зверей, посягнувших на жизнь человека, во все времена и во всех народах уничтожали очень быстро, причем с редким для человечества единодушием.
Особняком стоят те случаи, когда некоторые, выглядящие внешне как люди, для зрелища или в качестве наказания сознательно травили дикими зверями других людей. Подобные события есть жестокая историческая реальность первых веков Церкви Христовой, — и одновременно свидетельство о том, что образное понимание текстов Откровения ни в коем случае не противоречит их буквальным и «историчным» смыслам.
Тем не менее, буквальное «умерщвление зверями» некоторых людей в каких-то исторических обстоятельствах никак не соответствует масштабу и значению тех событий, которые были сокрыты во вверенной Агнцу Небесной книге, пребывавшей до времени в деснице Сидящего на престоле и запечатанной «семью печатями».
Кроме того, зверями на римских аренах травили христиан, не отступивших от своей веры, — поэтому если бы «умерщвление зверями земными» было ограничено событиями первых веков христианства, это означало бы, что глобальное библейское бедствие открывалось весьма избирательно, причем избирало свои жертвы из среды тех, у кого «и волосы на голове сочтены», Мф.10:30.
При этом единственное библейское свидетельство, где возвещаются все четыре «казни», упомянутые под четвертой печатью, т.е. «меч», «голод», «мор» и «лютые звери», возвещает эти казни для нечестивых, Иез.14:21-23, а верный остаток народа Божьего подобные бедствия не затрагивают, — так что умерщвление христиан дикими зверями на римских аренах в первые века н.э. никак нельзя посчитать исполнением, т.е. наполнением, исчерпывающей полнотой тех смыслов, которые прорисованы в главе 6 книги Откровение)
Таким образом, возможно, конечно, ожидать в близком или даже далеком будущем (если кто-то уверен в том, что Второе Пришествие не случится при его жизни во плоти) неких воображаемых событий, которые спровоцируют лавинообразное умножение различных хищных животных и массовую гибель людей в масштабах «четвертой части земли».
Или повторения трагических событий прошлого, когда земные власти вновь прибегнут к подобным методам массовых расправ (причем гонимыми, как уже отмечалось выше, на этот раз будут не христиане, ведь в соответствии со смыслами Иез.14:21–23 и книги Откровение подобные бедствия должны обрушиться в первую очередь на беззаконников).
Также есть некоторые основания искать в «зверях земных» не буквальный, а образный смысл (например, рассматривать в качестве бедствия, сопровождающего «выход четвертого всадника», тех загадочных «зверей», о которых свидетельствуют главы 12–20 книги Откровение). Но и это в данном случае не вполне обосновано, — ведь другие бедствия, связанные с «четвертой печатью» (а именно меч, голод и мор), не только не требуют обращения к настолько отвлеченным смыслам, но и прямо ограничивают подобные предположения.
С другой стороны, если не отступать от принятого ранее подхода и рассматривать свидетельства Откровения как продолжение и завершение предначертательных образов, явленных в книге Захарии, — в событиях, связанных с «четвертым всадником», откроется достаточно простое, и при этом вполне библейское объяснение столь необычному бедствию.
Дело в том, что в писаниях Нового Завета уверовавшие в Спасителя неоднократно именуются «стадом Божиим», а Сам Господь предстает Пастырем Добрым, Который защищает и хранит Своих возлюбленных овец даже ценой собственной жизни (Ин.10:7-16).
Однако в мире существуют и «негодные пастыри», которые обрекают людей не только на голод и болезни, но и на расхищение со стороны самых различных хищников (очевидно, что речь в данном случае идет не о буквальных «полевых зверях», — как и то стадо, которое сберегается Господом, не является буквальной отарой овец).
А в книге Захарии сразу же после того, как пророку дается повеление «пасти овец, обреченных на заклание», прорисован образ некоего «злого пастыря», приносящего на землю те самые бедствия, которые связаны в Откровении с «бледным конем» и его ужасным всадником, сравн.:
Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет (Зах.11:16)
.
Другими словами, через образ «всадника на бледном коне», предающего людей во власть «безжалостных хищников», книга Откровение выстраивает прямую пророческую связь между образом «злого пастыря» из книги Захарии, — и его реальным воплощением во всаднике по имени «смерть», в котором прорисован сам враг рода человеческого, то есть диавол.
Причем «злой пастырь человечества», названный ап. Иоанном «человекоубийцей от начала» (Ин.8:44), через пророчество Захарии и образы Откровения прямо противопоставляется Пастырю Истинному, Который не только хранит своих овец, но и дарует им жизнь вечную (Откр.7:17, Ин.10:7-16, 1 Пет.2:24-25, Евр.13:20-21 и т.д.).
Кроме того, чрезвычайно важным является то обстоятельство, что «бледность» коня «четвертого всадника», — это не некая случайная малозначимая деталь, но желто-зеленоватый (греч. χλωρός, т.е. «хлорос») «трупный» цвет, который имела особым образом отмеченная в ветхозаветных писаниях «язва проказы едкой» (Лев 13:49-51, Лев.14:37-45):
и пятно будет зеленоватое или красноватое на одежде, или на коже, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, - то это язва проказы: должно показать ее священнику; священник осмотрит язву и заключит зараженное язвою на семь дней; в седьмой день осмотрит священник зараженное, и если язва распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по коже, или по какому-либо изделию, сделанному из кожи, то это проказа едкая, язва нечистая; он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне (Лев.13:49-52)
.
А поскольку кони «пегие» (т.е. «пятнистые»), прорисованные в предначертательных для новозаветной реальности видениях пророка Захарии, уже в то время имели на себе какие-то пятна, — в образах и событиях «четвертой печати» открывается духовная суть буквальных установлений закона Моисея, согласно которым все то, что имело на себе «хлорные» пятна, на определенное время (знаменательные «семь дней») подлежало «карантину», чтобы за этот установленный законом срок открылось, не являются ли эти пятна «проказой едкой» и «язвой нечистой» (сравн. – Лев.13:47-59, Лев.14:34-48).
Соответственно, то обстоятельство, что вместо «коней пегих» времен видений Захарии в книге Откровение показан конь, который целиком стал зеленовато-трупным, то есть приобрел цвет проказы, есть особое пророческое свидетельство, подтверждающее, что на «пятнистом коне» и ранее была язва проказы, — и что все прошедшее время она распространялась по нему далее, да так, что покрыла его целиком.
А таковых по уставу Моисея в седьмой день надлежало предавать огню (Лев.13:51-52), — и именно такая конечная судьба предопределена и определена «прокаженному коню» и всаднику по имени «смерть»:
а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное... (Откр.20:10)
.
Более того, в греческом языке в имени «всадника на бледном коне» присутствует особый смысловой оттенок, объединяющий понятие «смерть» с понятием «мор» (У. Баркли). А поскольку в библейском смысле имя отражает и выражает духовную суть именуемого этим именем, — четвертый всадник носит «смерть» и «мор» буквально в самом себе, так что даже простое прикосновение к этому персонажу, еще без каких-либо слов и действий с его стороны, является прямой угрозой и духовному здоровью, и даже самой жизни.
И об этом же свидетельствуют слова «и ад следовал за ним», которые звучат в момент появления «трупного всадника», то есть еще до того, как он совершит какие-то действия и умертвит кого-то «физически» (Откр.6:7-8).
Так или иначе, для человека страшны не «мечи, глады и моры», которые приносит на четвертую часть земли всадник на бледном коне.
И даже не те «хищники», которые обрекают на мучения и смерть каждого, кто предает себя под их нечестивую «пастырскую» власть.
Страшнее всего сам четвертый всадник, — а точнее то, что с ним произошло. Ведь на нем расцвела «язва проказы едкой», то есть неизлечимая духовная болезнь, обрекающая «обладателей» подобных язв неугасимому огню геенны (Откр.20:10).
.
.
Кроме того, образы под четвертой печатью связаны единым смыслом с ветхозаветными пророчествами, которые в буквальном смысле были посвящены городам и царствам своего времени, но в новозаветные времена исполняются в масштабе всего мира и всего человечества, сравн.:
Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот, и тогда останется в нем остаток, сыновья и дочери, которые будут выведены оттуда; вот, они выйдут к вам, и вы увидите поведение их и дела их, и утешитесь о том бедствии, которое Я навел на Иерусалим... (Иез.14:21-22)
то выслушайте ныне слово Господне, вы, остаток Иуды: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами там, в Египте, и там умрете. И все, которые обратят лице свое, чтобы идти в Египет и там жить, умрут от меча, голода и моровой язвы, и ни один из них не останется и не избежит того бедствия, которое Я наведу на них (Иер.42:15-17)
.
Причем можно заметить, что пророчество Иезекииля, возвещающее четыре бедствия «четвертой печати» и необходимость покинуть пораженный город (Иез.14:21-22), содержит тот же призыв, что и Елеонское пророчество Спасителя (Лк.21:20-21), — а призыв к бегству из Иерусалима в точности соответствует «выходу из греховного Вавилона» (Откр.18:4).
Более того, очень похожий фрагмент из книги Иеремии (т.е. Иер.42:15-17) при приложении сказанного к новозаветным временам предупреждает христиан, вставших на путь спасения, от «возвращения в Египет» (т.е. от нового рабства, сравн. образ всадника под четвертой печатью с ветхозаветным образом «египетского фараона»: «…коня и всадника его ввергнул в море», Исх.15:1-18).
А в продолжение этого смысла пророк Иеремия представляет новозаветную духовную реальность как выбор между «новым рабством в Египте», что смерти подобно, — и временным «пленом в Вавилоне», где человек имеет шанс спасти свою душу:
И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: кто останется в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой язвы; а кто выйдет и предастся Халдеям, осаждающим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи (Иер.21:8-9, то же в Иер.38:2)
.
Что касается буквальной «области действия» всадника по имени «смерть», — в различные исторические времена и в разных обстоятельствах та «четвертая часть земли», где попускается его нечестивая власть, может проявляться в любом «географическом» месте, что многократно подтверждалось великим множеством свидетельств как из древней, так и из современной истории человечества, сравн.:
Если же скажут тебе: "куда нам идти?", то скажи им: так говорит Господь: кто [обречен] на смерть, иди на смерть; и кто под меч, - под меч; и кто на голод, - на голод; и кто в плен, - в плен. И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять (Иер.15:2-3)
.
При этом никакого вверенного ему свыше небесного оружия четвертый всадник при себе не имеет. Более того, если бы такое оружие представляло собой буквальные предметы, — он как пораженный духовной проказой не смог бы к такому оружию даже прикоснуться (как нечистый к чистому).
(Тем не менее, лучше разуметь под «духовными оружиями» не некие материальные предметы, а формы и способы действий, прямо продолжающие внутренние качества тех, кому они даются. А в этом смысле четвертый всадник «вооружен до зубов», — ведь его нечестивым оружием является его собственная «язва проказы», способная умножать смерть и мор через сокрытое от глаз «духовное соприкосновение», сравн. – 1 Ин.5:18, 2 Кор.6:17.
Причем умерщвлять не только по плоти, но и для вечности)
Однако три всадника на белом, огненном и вороном конях, вооруженные небесными орудиями, не случайно выходят впереди четвертого: один их самых существенных аспектов их миссии заключается в том, чтобы христиане покинули нестройные ряды обреченных, и обрели решимость и силу противостать падшему ангелу, — и в итоге устояли даже перед лицом смерти.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Пятая печать Апокалипсиса: от чего освободились мученики, пребывавшие под жертвенником? (Откр.6:9-11)
Предыдущая статья: Третий всадник Апокалипсиса: тяжесть «меры» и легкость «ярма» (Откр.6:5-6)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #четвертая печать голос четвертого животного иди и смотри, Откр.6:7 #четвертная печать конь бледный и на нем всадник которому имя смерть; и ад следовал за ним, Откр.6:8 #четвертый всадник апокалипсиса имеет власть над четвертою частью земли умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными, Откр.6:8