Найти в Дзене

«Два пророка» Апокалипсиса и светильник из двух маслин в книге Захарии

Оглавление

.

.

Поскольку в главе 11 книги Откровение тайнозритель говорит о «двух свидетелях-пророках», которые одновременно являются (являются по сути, а не просто называются) и «двумя маслинами», и «двумя светильниками» («Это суть две маслины и два светильника...», Откр.11:4), — вполне очевидно, что этот новозаветный образ прямо связан с «живым масличным светильником» из видения пророка Захарии, сравн.:

И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота… и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее (Зах.4:2-3)

.

Причем основой прорисованного Захарии золотого светильника с семью лампадами выступали не некие «абстрактные» маслины, но две ветви масличного дерева, — и этот смысл был настолько важен, что пророк не получал ответа на вопрос о значении явленного ему видения до тех пор, пока прямо не назвал то, что видит, именно «двумя масличными ветвями»:

Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли (Зах.4:11-14)

.

А с учетом того, что многие новозаветные свидетельства также уподобляют Церковь Божью двум живым ветвям (Мф.24:32, Мк.4:31-32, Ин.15:5 и т.д.), — две нерукотворные масличные ветви золотого светильника Захарии предстают образом и символом всей новозаветной Церкви, где обе ее живые ветви, и «природная» (из уверовавших от Израиля), и «дикая» (из уверовавших от язычников), соединены и оживлены общим «святым корнем», Которым является Сам Господь и Спаситель (Ис.6:13, Рим.11:16-24, Откр.22:16 и т.д.).

И в точности те же новозаветные смыслы открываются в сопоставлении «устройства» золотого светильника Захарии и ветхозаветного семисвечника (меноры), стоявшего в свое время в скинии Моисея (Исх.25:31-39).

Так, у светильника рукотворной скинии «стебель» был только один, и он не был «масличным» (Исх.37:17-23), — а лампады этого светильника не имели трубочек для елея. И поскольку в них нужно было постоянно подливать масло, — такой светильник нуждался в постоянном служении при нем ветхозаветных священников (Исх.27:20).

А основой новозаветного светильника Захарии и книги Откровение являются живые масличные ветви, поэтому он способен сам изливать из себя духовное золото, которое питает семь горящих лампад (сравн. – Зах.4:12). Так что представляющие новозаветную Церковь «две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли», непрерывно горят пред лицем Божиим (Откр.11:4), — а в качестве свидетелей и пророков несут на землю свет для «народов и колен, и языков и племен», сравн.:

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14)

(Только при таком одновременно и небесном, и земном положении единого новозаветного светильника соблюдается библейский принцип, согласно которому для верного свидетельства человеку необходимо быть реальным причастником того, что он возвещает во всеуслышание.

А публичное свидетельство о том, к чему говорящий никак не причастен, по существу есть лжесвидетельство и лжепророчество)

Другими словами, Божественный свет может нести в мир только Церковь Христова, которая в качестве «светильника из двух маслин» имеет две ипостаси, земную и небесную, — и поэтому причастна Святому Корню–Христу не только по человеческой природе, но и в духовной реальности Небесного храма.

При этом для того, чтобы новозаветное свидетельство миру утверждалось как истинное, свидетелей должно быть не менее двух (см. публикации о верном свидетельстве и о пророческих образах погибели ветхого мира), — а чтобы такое свидетельство «принесло плод», Церковь Христова должна была «возделать землю», то есть выйти «на внешний двор» и повести проповедь в мире, который до времени «отдан» язычникам (сравн. – Откр.11:2, Ис.42:6-7, Деян.13:46-47).

Соответственно, и в образах книги Откровение Новозаветная Церковь предстает не только «двумя масличными ветвями» и «двумя светильниками, стоящими пред Богом земли», — но и двумя небесными свидетелями, возвещающими новозаветные истины на «внешнем дворе» Небесного храма (Откр.11:3-6).

И на эти же смыслы обращает внимание своих слушателей ап. Павел:

то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:12-14)

.

Более того, поскольку истинной жертвой хвалы нерукотворной скинии являются славословия, исходящие из уст земной и Небесной Церкви и адресованные Творцу и Вседержителю,— именно молитвенный подвиг Церкви Христовой есть тот неиссякаемый золотой елей, который непрестанно изливается из двух масличных ветвей новозаветного «храмового» светильника (сравн. – «что значат две масличные ветви, которые... изливают из себя золото?», Зах.4:12), сравн.:

Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр.13:15)

.

А еще один важнейший аспект земной миссии Новозаветной Церкви заключается в том, что «две маслины» пребывают на внешнем дворе, «будучи облечены во вретище» (Откр.11:3), то есть в темную и очень грубую ткань, которая никак не соответствует одеяниям царственного священства.

(Согласно ветхозаветным установлениям храмовое священство должно носить белые одеяния из льна, сравн. – «Когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные…», Иез.44:17; Откр.6:11, Откр.15:6 и т.д., а к событиям Второго Пришествия одежды небесного священства претворятся «в виссон чистый и светлый», т.е. в торжественные «царские» облачения, сравн. – Откр.19:7-8, Откр.19:11,14)

А это означает, что в «мире сем» новозаветное свидетельство Церкви облекается «во вретище» умаления, покаяния и самопожертвования, соответствующее «славе» и «чистоте» самого ветхого мира, сравн.:

А когда надобно будет выйти... на внешний двор к народу, тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили… и одеться в другие одежды, чтобы священными одеждами своими не прикасаться к народу (Иез.44:19)

…нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков… мы как сор для мира… (1 Кор.4:9-13)

.

Причем настолько «бесславные» одеяния новозаветных служителей не только отражают и выражают исключительно скромное и покаянное положение христиан в их личном предстоянии пред Богом, но и свидетельствуют об обличении святыми, имеющими в мире величайшую духовную власть (Откр.11:3-6), всех тех, кто, не имея и малой доли подлинного духовного величия, облачает сам себя в дорогие и яркие одежды самовосхваления и самолюбования, и украшает такие одежды всевозможными «драгоценностями» тленного мира, сравн.:

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом… (Откр.17:4)

…горе, горе [тебе], великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом (Откр.18:16)

.

Таким образом, есть все основания утверждать, что в каждой смысловой детали, связанной с «живым светильником» Небесного храма, прорисованы самые существенные аспекты вселенской свидетельской миссии Новозаветной Церкви.

Что касается реалий будущего века — когда Сам Господь на Престоле Отца будет Животворить и Освещать все новое творение Своей Божественной Славой («…город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец», Откр.21:23; сравн. – Ис.60:19-20, Откр.21:24-25, Откр.22:3-5), во вселенной не останется тех, кто нуждается в свидетельстве о Творце «со стороны», а, значит, и в «дополнительном» светильнике, доносящем Божественный свет «до язы́ков, племен и народов».

(В этом же контексте можно отметить отсутствие в прорисованных тайнозрителю небесных панорамах десяти «простых» светильников, которые не занимали в рукотворной скинии центральных мест и стояли «пять по правую сторону и пять по левую сторону» у стен внутреннего святилища, сравн. – 3 Цар.7:49, 2 Пар.4:7.

Поскольку эти светильники выполняли функцию «физического» освещения, — нет ничего удивительного в том, что в нерукотворном Небесном храме, где нет тьмы, так как все «пространство» освещено Небесным Престолом, такие светильники не упоминаются.

Тем не менее, именно десять малых светильников рукотворной скинии послужили «базовым» образом для одной из притч Спасителя, именуемой «притчей о десяти девах», Мф.25:1-13)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Стол для хлебов предложения в скинии Моисея и новозаветное чудо умножения хлебов

Предыдущая статья: Золотой светильник Небесного храма

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #небесный золотой светильник с семью лампадами, Откр.1:12-13, Откр.2:1 #семь светильников семь духов Божиих, Откр.4:5 #светильник из двух маслин книга пророка Захари, Зах.4:2-6 #два пророка свидетеля апокалипсиса, Зах.4:11-14, Откр.11:3-4 #менора и новозаветный храмовый светильник