.
.
И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем (Откр.10:8-10)
.
Голос с неба, который обращается к тайнозрителю как бы «поверх» происходящих событий, дает понять, что «Ангел сильный», удерживающий в руке «раскрытую книжку», выступает славным и величественным посланником (греч. άγγελος – вестник, посланник, гонец), — однако Источником и Совершителем всего происходящего является взошедший «превыше всех небес» и пребывающий «среди престола» Божественный Агнец (Еф.4:10, Откр.7:17).
При этом вполне очевидно, что события десятой главы прямо продолжают прорисованные ранее образы Чудесного Агнца и вверенной Ему великой Небесной книги, ведь именно в соответствии с видениями Небесного Собора, где не Сидящий на престоле «вручал» Небесную книгу Божественному Агнцу, но Сам Агнец, Который был заклан, «пришел» и «взял» ее из десницы Сидящего на престоле, — и в главе 10 тайнозрителю предлагается не «стоять на месте» и ожидать, пока раскрытую книжку ему «отдадут», но самому «прийти и взять» ее из руки сошедшего с неба Ангела.
(О пророческой связи между этими событиями косвенно свидетельствует и то обстоятельство, что в Откр.10:1 речь идет о «другом Ангеле сильном», при том, что первый «Ангел сильный», упомянутый в Откровении, обращался ко всем обитателям вселенной с вопросом «кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?», Откр.5:2)
Другими словами, несмотря на то, что пребывающая в руке у Ангела небесная книжка уже раскрыта и даже принесена с неба на землю, — ее Божественные смыслы вверяются только тем, кто способен эти смыслы «взять», что предполагает не только желание, но и вполне конкретное усилие, направленное на осознание и «усвоение» ее содержимого.
А это означает, что каждый христианин призван в определенном смысле уподобиться Агнцу, Который не только имел, но и обрел соответствующее вверенной Ему книге достоинство, открывшееся в Его Подвиге Веры через Распятие на Кресте (сравн. – «…достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени», Откр.5:9), — и что для доступа к «раскрытой книжке», позволяющей свидетельствовать миру о Христе и Евангелии, уверовавшему человеку необходимо пройти достаточно трудный и тернистый путь, требующий не только некоторых усилий, но и весьма существенных жертв, сравн.:
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф.16:24-25)
.
А поскольку свидетельства Откровения о раскрытии Агнцем великой Небесной книги и о явлении на землю Ангела с раскрытой книжкой во многих аспектах подобны друг другу, — в самом общем смысле можно утверждать, что Господь и Его Подвиг есть тот Совершенный Образец, который определяет суть и образы действия, а ап. Иоанн (а в его лице и вся Церковь) являет пример исполнения утвержденных Спасителем небесных определений.
Соответственно, несмотря на то, что от ап. Иоанна не требуется в буквальном смысле «раскрывать» небесную книжку (то есть снимать с нее некие печати), он не просто берет ее из руки Ангела, но и «принимает ее внутрь» (несмотря на то, что книжка не выглядит «съедобной»), — а такое действие свидетельствует о «раскрытии» внутри человека содержащихся в ней обличительных пророческих смыслов, сравн.:
И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед… И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими (Иез.3:1-10)
.
Другими словами, чтобы достойно исполнять в «мире сем» христианскую миссию, человеку необходимо посвятить себя Господу не только внешне, но и внутренне, то есть «принять» и «раскрыть» смыслы и истины Благовестия всем своим существом (а не умом только, сравн. – Евр.4:2), в результате чего «раскрытая небесная книжка» уподобляется особой духовной пище, которая «входит во внутреннего человека», наполняет его сердце и мысли и дарует ему решимость и силу пройти свое земное поприще путем следования за Спасителем (Евр.12:1, Лк.9:20-23), исполняя тем самым предначертательные смыслы великого множества ветхозаветных образов и пророчеств (например, событий, связанных с переходом Синайской пустыни, сравн. – «...нарек дом Израилев [хлебу] тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом», Исх.16:31).
А это означает, что верное воспринятие человеком «горького содержимого» Новозаветного Откровения есть одно из тех духовных таинств, которые невозможно исполнить только посредством неких формально-ритуальных действий.
Соделаться источником подлинно спасительных смыслов для тех, кого Св. Писание именует «внешними», возможно только при условии, что христианин свидетельствует не просто об услышанном и прочитанном, но о «принятом», «раскрытом» и «усвоенном» внутри самого себя, чем исполнен не только его разум, но и душа, и сердце, и самые сокровенные помышления (Ин.4:13-14, Песн.4:11 и т.д.).
Более того, всякий человек через внутреннее восприятие сокровенных Божественных истин подвергается определенному духовному испытанию, в ходе которого слово Благовестия перед тем, как соделаться для него «медовой манной», становится горьким для его чрева, — то есть совершает суд над «внутренним человеком» по образу «горькой воды» закона о ревновании (сравн. – Чис.5:11–31, см. соответствующую публикацию).
Именно по этой причине Ангел Завета сначала предупреждает тайнозрителя о «горечи во чреве», — и только после этого свидетельствует о «меде Благовестия», который в итоге должен появится и проявиться в его устах.
А ап. Иоанн наоборот, поначалу воспринимает книгу как «сладкую» (ведь смыслы Благовестия есть мед для всех, кто чист сердцем, Пс.118:103-106, Рим.7:22), — однако после вкушения сокрытых в небесной книжке нелицеприятных новозаветных смыслов (сравн. – Пс.25:2) он ощущает горечь в собственном чреве, сравн.:
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12)
.
Кроме того, подлинно христианское разумение всех вышеупомянутых образов позволяет утверждать, что в тех именующих себя «христианскими» конфессиях, где нет «горечи во чреве», то есть самоотверженных внутренних судов над собственными побуждениями и помышлениями, которые совершаются не только в разуме, но и в сердце, и в совести, и сопровождаются покаянной внутренней чувственностью, — нет и Истины Благовестия.
А если некто начинает якобы христианскую проповедь не «с горечи» (как Ангел Завета), а «с меда», причем предлагает своим слушателям исключительно «сладости», — это верный признак обольщения и лжеучения, который прямо противоречит духовному содержанию раскрытой небесной книжки, находящейся в руке у Ангела Завета из книги Откровение.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Ангел Небесных врат и «мерзость запустения» последних дней (Откр.10:11)
Предыдущая статья: Клятва Ангела и совершение тайны Божьей (Откр.10:5-7)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И голос, который я слышал с неба, сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле, Откр.10:8 #Ангел сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед, Откр.10:9 #И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем, Откр.10:10