Найти тему

«И потекла кровь из точила даже до узд конских, на 1600 стадий» (Откр.14:19–20)

108 прочитали

Как уже отмечалось в предыдущей публикации, описание последней жатвы плодов нечестия, которым заканчивается глава 14 книги Откровение, отчасти соответствует процессу приготовления обычного вина, —...

И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий (Откр.14:19–20)

Как уже отмечалось в предыдущей публикации, описание последней жатвы плодов нечестия, которым заканчивается глава 14 книги Откровение, отчасти соответствует процессу приготовления обычного вина, — поэтому по окончании жатвы пшеницы, которую совершил сидящий на облаке Сын Человеческий, вышедший из Небесного храма Ангел срезает на земле виноград, на котором, как сказано, «созрели... ягоды» (Откр.14:18), — а далее эти ягоды помещаются в некую емкость, которую виноделы называют «точилом», где виноград должен быть «истоптан» для высвобождения из ягод виноградного сока.

Однако в отличие от сбора обычного винограда для последней жатвы плодов нечестия Ангел использует острый серп, и обрезает виноград «на земле», что можно понимать не только как указание на «место уборки», но и как свидетельство о способе уборки, при котором виноград срезается вместе с лозой, так что не только «нечестивых ягод», но и самой лозы, приносящей подобные плоды, на земле не остается (сравн.Пс.20:9-11 и т.д.).

(А поскольку жатва плодов нечестия происходит после того, как добрые плоды, то есть библейская «пшеница», были убраны «в небесные житницы», о чем свидетельствовали предыдущие стихи главы 14, — «нечестивый виноград», который жнется серпом «под корень», уподобляется соломе, т.е. бесполезному остатку, о предании которого огню свидетельствуют и новозаветные, и ветхозаветные тексты, Мф.3:11-12, Лк.3:16-17, Мал.4:1 и т.д.)

Так или иначе, все подобия срокам и способам изготовления обычного вина ограничиваются в главе 14 «срезанием позднего винограда» и «топтанием его в точиле», — а далее в каждой смысловой детали, связанной с последней жатвой, открываются самые глобальные масштабы и смыслы.

Так, например, то место, куда «бросается» (а не «собирается») срезанный серпом виноград, называется «великим точилом гнева Божьего», — поэтому нет сомнений, что речь в данном случае идет не о неких повторяющихся событиях, но об одной-единственной «жатве гнева», которая совершается в последний день ветхого мира (Мф.13:37-43).

Это место, как сказано, находится «за городом», что свидетельствует в том числе и о невероятном размере библейского «точила гнева». Однако еще более существенным является то обстоятельство, что «геенна огненная», о которой как о месте вечных мучений для грешников свидетельствуют синоптические Евангелия, имела в земле Израиля свой видимый образ, а именно долину Енном, начинающуюся прямо за Навозными воротами южной стены Иерусалима (т.е. буквально «за городом», сравн. – Откр.14:20, Иер.25:33). Поначалу эта долина представляла собой обычный природный овраг, — но с определенного времени это место стало использоваться для погребений казненных за преступления, а также для сжигания всего нечистого. И поскольку в итоге этот овраг превратился в огромную городскую помойку, где постоянно тлел огонь и курился дым, — слово Спасителя о неугасимом огне геенны, ожидающем нечестивых и беззаконников «в месте нечистом» (сравн. – Лев.14:43-45), имело для жителей древнего Иерусалима вполне наглядный и осязаемый смысл (сравн. – Ис.66:24, Мф.10:28, Мф.23:33, Мк.9:43-48).

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора:

Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место — в него стали выбрасывать городские нечистоты, кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы, в этой долине постоянно горел огонь, и потому это место впоследствии называлось геенною огненною, и стало местом ужаса и отвращения для Израильтян

А это означает, что «точило последней жатвы», где будет истоптан «нечестивый виноград», находится вне неприступных стен Небесного Иерусалима (которые, как уже отмечалось ранее, сложены из «небесных камней», первенцами из которых являются 144000 «искупленных», описанные в начале 14 главы, Откр.14:1-3), — то есть там, где и должно располагаться «место нечистое», уготованное остаткам не очистившегося от духовной проказы «нечестивого дома» (сравн. – Лев.14:33-57, Зах.5:4), а также всем наполнявшим этот дом мерзостям и беззакониям, сравн.:

Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр.21:25-27)

А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр.22:15)

Причем можно заметить, что в последних стихах главы 14 прорисовано прямое исполнение пророческой вести об «огне геенны», прозвучавшей чуть ранее от одного из Ангелов, летящих «по середине неба», сравн.:

И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр.14:9-11)

(К слову, в сюжете о «двух свидетелях» обозначен в точности тот же «порядок жатвы» и те же вселенские смыслы: сначала два свидетеля восходят на небо в облаке, то есть совершается «жатва пшеницы», Откр.11:12, — а затем на «рассвирепевших язычников», остающихся на земле вне стен Небесного Иерусалима, изливается Божественный гнев, причем кровь нечестивых и беззаконников в буквальном смысле «проливается на землю», Откр.11:13-18)

Что касается библейского образа «винного точила», — через обращение к этому образу в главе 14 прорисовано исполнение и завершение целой череды знаменательных ветхозаветных пророчеств, каждое из которых предвозвещало День гнева, конец времен и Суд Последнего дня, сравн.:

Посему прореки на них все слова сии и скажи им: Господь возгремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно возгремит на селение Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Шум дойдет до концов земли, ибо у Господа состязание с народами: Он будет судиться со всякою плотью, нечестивых Он предаст мечу, говорит Господь. Так говорит Господь Саваоф: вот, бедствие пойдет от народа к народу, и большой вихрь поднимется от краев земли. И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены, навозом будут на лице земли (Иер.25:30-33)

А поскольку и Иеремия, и другие пророки прямо связывают свидетельства о «великом точиле» с образом «карающего меча», — в событиях «жатвы плодов нечестия» читается последняя вселенская битва в пророческой «долине суда», которая обозначена в дальнейших свидетельствах книги Откровение как «место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр.16:16), сравн.:

Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: "я силен". Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! (Иоиль 3:9-14)

(Здесь можно пояснить, что тот предмет, который пророк Иоиль называет «подточилием», в буквальном смысле представляет собой нижнее корыто, куда должен стекать выдавленный в точиле виноградный сок. Но если в свидетельствах Иоиля «подточилия переливаются», то в Откр.14:19-20 они отсутствуют, из чего следует, что «кровь ягод нечестия» не «собирается», а стекает прямо на землю)

Другими словами, свидетельства о последней жатве из главы 14 в точности соответствуют образам последней битвы «в долине Иосафата», которую описывает пророк Иоиль. При этом образы Откровения дополняют панораму последних дней ветхого мира весьма знаменательной подробностью, а именно указанием на то обстоятельство, что вместо виноградного сока из «точила последнего гнева» на землю истекает буквальная человеческая кровь.

(Очевидно, что такие подробности приводятся не с целью поражать воображение читателей, а в качестве свидетельства о полном и окончательном очищении земли от последствий вселенского кровопролития, сравн. – «Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее», Чис.35:33)

А поскольку буквально тут же тайнозритель описывает глубокий поток, доходящий «даже до узд конских», — это обстоятельство свидетельствует об исполнении к последнему дню пророчества Исаии, где день гнева представлен как «день великого поражения, когда упадут башни» (Ис.30:25, Ис.Нав.6:19), сравн.:

Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению (Ис.30:27-28)

Что касается того не названного места, куда в итоге стечет кровь нечестивых и беззаконников, — с учетом того, что поток из «точила гнева» будет иметь длину 1600 стадий (т.е около 300 километров), есть основание видеть в этом образе или символическое число, или символичное расстояние. Причем один из возможных вариантов разумения этого достаточно сложного символа-образа связан с тем обстоятельством, что первым и основным прообразом Небесного Сиона, упоминаемым во многих ветхозаветных текстах, является буквальная гора, находящаяся в черте города Иерусалима, — однако этот образ в Св. Писании не единственный.

А еще одним библейским символом Небесного Сиона выступает гора Хермон (Ермон, сравн. – Пс.132:3 и т.д.), которая венчает горный массив, расположенный к северу от Иорданской долины и Васана, и от подножия которой берет свое начало библейский Иордан (точнее, река Эль-Хасбани, правый исток Иордана).

Более того, поскольку гора Хермон является самой высокой точкой библейской «земли обетованной» (2814 метров над уровнем моря), так что ее вершина до последнего времени большую часть года была покрыта снегом, — именно к этому видимому для жителей Израиля образу множество раз обращались пророки и евангелисты в тех случаях, когда при упоминании «небесной горы Божьей» требовалось подчеркнуть смыслы «священной возвышенности», «свежести», «белизны» и «чистоты» (Пс.88:13, Песн.4:8, Мк.9:3 и т.д.), например:

когда Всемогущий рассеял царей на сей [земле], она забелела, как снег на Селмоне. Гора Божия - гора Васанская! гора высокая - гора Васанская! что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? (Пс.67:15-17)

При этом расстояние в 1600 стадий в точности соответствует полной длине реки Иордан от истока, то есть от подножия горы Хермон, до «моря Соленого», называемого также «Мертвым», которое является самым низким местом не только в земле Израиля, но и на всем земном шаре (-430 метров ниже уровня моря), и где располагались города Содом и Гоморра, уничтоженные библейским огненным градом (так что в этом море и до сего дня нет никакой жизни, зато есть множество «смоляных ям», сравн. – Быт.14:10).

Другими словами, есть все основания воспринимать свидетельство о «тысяче шестистах стадиях» как одно из обращений священных текстов к «географическим» образам земли Израиля, посредством которого прорисована и чистота Небесного Сиона, и «нечистота» Мертвого моря, и разница их высот, и даже тот факт, что эти «географические прообразы» расположены на северной и южной границах земли обетованной, то есть соответствуют понятию «от края до края». Причем в максимально возможной разнице высот между горой Хермон и Мертвым морем обозначено то «духовное расстояние», которое разделяет подножие Святого Града на Небесном Сионе, под стенами которого расположено «точило», — и мертвое «озеро огненное», куда в результате Последнего Суда сойдет все земное нечестие.

Более того, подобные смыслы раскрывают новозаветное содержание еще одной линии ветхозаветных пророчеств, которые с учетом образов книги Откровение присоединяются ко всем остальным библейским свидетельствам, посвященным событиям Последнего дня, сравн.:

ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (Ис.26:21)

Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их… Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома… Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней (Ис.34:1-10)

При этом среди свидетельств книги Исаии, посвященных Последнему дню ветхого мира и окончательному поражению нечестия и беззакония, присутствует особенное и весьма знаменательное пророчество, прорисовывающее «день мщения» через образ Господа, Который облечен в совершенно особенные «ризы суда», обагренные «кровью из точила», сравн.:

Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать". Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения - в сердце Моем, и год Моих искупленных настал. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя - она поддержала Меня: и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их" (Ис.63:1-6)

Причем упоминание пророком Исаией «Божественных риз», которые «красны от крови», придает завершенный смысл еще одному свидетельству книги Откровение, в котором присутствует и образ Господнего «жезла праведности» (Ис.11:4, Откр.2:27, Откр.11:1, Откр.12:5), и образ «великого точила», и указание на «последнюю брань» в долине Мегиддо, в ходе которой Господь Иисус Христос, вставший во главе Своего Небесного воинства, нанесет мировому нечестию последнее и окончательное поражение, сравн.:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (Откр.19:11-15)

А поскольку согласно свидетельствам главы 19 вслед за Спасителем «на конях белых» следуют все воинства небесные, — вполне логичным выглядит упоминание в главе 14 неких «конских узд», до которых дойдет в день гнева «кровавый» поток из «великого точила», омывающий землю от духовной нечистоты, связанной с человекоубийством и кровопролитием (сравн. – «...и потекла кровь из точила даже до узд конских...», Откр.14:20).

Таким образом, есть все основания утверждать, что пророческие панорамы последней жатвы земли, прорисованные в главе 14, не просто завершают историю ветхого мира свидетельствами о наступлении Последнего дня и Втором Пришествии Спасителя, за Которым следует Святое Небесное Воинство, — но и соединяют в единое целое множество ветхозаветных пророчеств, которые вне книги Откровение не могли толковаться буквально, и при этом не раскрывали всю полноту своих новозаветных смыслов, сравн.:

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых! (Песн.4:7-8)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божья (Откр.15:1)

Предыдущая статья: Последняя жатва плодов нечестия: «пусти острый серп... и обрежь гроздья винограда на земле...» (Откр.14:17-18)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #поверг Ангел серп на землю и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия, Откр.14:19 #И истоптаны ягоды в точиле за городом, Откр.14:20