Пятая труба Апокалипсиса: падшая звезда и дым из кладезя бездны (Откр.9:1-2)

119 прочитали
Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя (Откр.9:1-2)

При звуке пятой трубы панорамы событий поначалу как будто отступают назад, к моменту падения «большой звезды», из-за чего третья часть рек и источники вод «стали горьки». Причем из всех последствий падения диавола и соблазненных им ангелов только «горькие воды» при третьей трубе повлекли за собой смерть «многих из людей» (Откр.8:7-12, сравн. – «…и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"...», Откр.6:8), — а при всех остальных потрясениях, поразивших землю и произведения земли (падение града и огня при первой трубе), море и морских обитателей (падение «большой горы» при второй трубе), а затем и небесные светила (при третьей трубе), о гибели людей не упоминается.

При этом вполне очевидно, что «дым из бездны», который появляется в результате падения на землю «звезды полынь», не ограничен ни отдельным географическим местом (чего можно было бы ожидать в том случае, если бы «кладезь», из которого выходит дым, был буквальным), ни третьей частью земли (при том, что при первых четырех трубах почти все было представлено как «пораженное на треть»), — так что с учетом предыдущих потрясений можно утверждать, что пятая труба прорисовывает духовное поражение последней из четырех мировых стихий, а именно «помрачение воздуха».

(Здесь можно отметить, что большинство современных толкователей, предпринимающих попытки объяснить события пятой трубы, обсуждают в основном «саранчу», которая появляется из дыма после «отворения кладезя бездны». Однако поскольку в подобных толкованиях не рассматриваются ни причины, ни духовная суть происходящих событий, — такие толкования мало чем отличаются от обычных человеческих фантазий)

Кроме того, весьма знаменательно, что дым, выходящий из бездны, выглядит как «дым из большой печи», то есть в точности так, как во времена десяти «египетских казней» выглядела опустившаяся на землю тьма (причем весьма знаменательно, что в роли «печи» в событиях исхода Израиля из египетского рабства выступала не «бездна», но само царство Египетское, 3 Цар.8:51, Иер.11:4):

И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их (Исх.10:21-23)

А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела (Втор.4:20)

А с учетом того, что очень похожие события сопровождали уничтожение Содома и Гоморры («и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи», Быт.19:28), — образы пятой трубы по сути свидетельствуют о том, что в результате падения диавола ветхий мир уподобился «духовному Египту» и «духовному Содому» (Откр.11:8), а «помрачение солнца» произошло потому, что наполненное «дымом из бездны» поднебесное пространство перестало быть прозрачным и противопоставило себя солнечному свету, сравн.:

в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие (Еф.2:2-3)

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф.6:11-12)

(Здесь можно заметить, что в образах пятой трубы прорисовано очередное знаменательное противопоставление, прямо свидетельствующее о нечестивой сущности диавола. Ведь ранее падшая звезда была «подобна светильнику», Откр.8:10, то есть была призвана освещать, а не «погружать во мрак». Но как только она получила «ключ от бездны», то есть власть над духовной тьмой, — эта «падшая звезда» не «по заданию», а по собственной воле немедленно использует эту власть для того, чтобы наполнить тьмой все поднебесное пространство и, «помрачив» солнце и воздух, воспрепятствовать сиянию Божественного Света, сравн.:

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин.12:46)

…и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы (Ис.42:6-7)

К слову, вполне возможно, что во времена написания книги Откровение одним из видимых образов появления «дыма из бездны» и связанного с этим событием «помрачения воздуха» явилось извержение вулкана Везувий, которое в 79 г. от Р.Х. полностью уничтожило города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Ведь при этом извержении столб дыма и пепла поднялся из кратера вулкана как минимум на 30 км. и был виден с земли и с моря за сотни километров. При этом, по свидетельству Плиния, извержение Везувия сопровождалось не только огнем и дымом, но и явственным запахом серы, которая также упоминается в книге Откровение, сравн. – «…изо рта их выходил огонь, дым и сера…», Откр.9:17.

Валансьен Пьер-Анри. Извержение Везувия
Валансьен Пьер-Анри. Извержение Везувия

А поскольку подобные события даже по сегодняшним меркам являются экстраординарными, — нет сомнений, что извержение Везувия и гибель Помпеи в информационном смысле всколыхнуло «весь цивилизованный мир» того времени и долгие годы обсуждалось даже в самых отдаленных уголках Римской империи)

Что касается «бездны», в глубинах которой сокрыт некий «кладязь», отпираемый особым «ключом», — проф. Лопухин комментирует это свидетельство следующим образом:

«Бездну, таким образом, нужно отличать от ада и от геенны, места страданий умерших. Бездна есть местопребывание демонов, где они заключены и как бы заперты на ключ, т.е. лишены свободы действия. По действию Промысла Божия … эта темница отпирается, и то, что находится внутри бездны чрез колодезь, соединяющий бездну с поверхностью земли, получает возможность появиться над землею»

Более того, в этом контексте знаменательным выглядит и то обстоятельство, что именно в бездне находятся «источники вод», которые при сотворении мира были оставлены «под твердью», (Быт.1:6; сравн. – Быт.7:11, Быт.8:2, Притч.8:28). Поэтому и «выход из бездны» (т.е. место, откуда появляется «дым») представляется не неким подобием «дымовой трубы», но «кладезем», то есть колодцем, который и в буквальном смысле является источником воды.

(При этом хранилища воды, то есть сосуды и даже водоемы, в библейском смысле отличаются от понятия «источник», сравн. – Лев.11:32-36, — а при падении с неба «звезды полынь» горькими стали не только «треть рек», но и «источники вод»)

А поскольку нет сомнений, что «кладезь бездны» нисходит в самые ее глубины, которые есть «глубины сатанинские» (Откр.2:24), — свидетельство о том, что сатане дан ключ от «тайных комнат» его мрачного царства, выглядит вполне естественно, так как кроме «князя тьмы» никто не возжелал управлять отвратительными процессами, протекающими в царстве тьмы и мрака (сравн. – 2 Пет.2:4, Иуд.6, Еф.5:11 и т.д.).

Другими словами, несмотря на то, что при пятой трубе из «бездны» выходит «дым», а из дыма «саранча», — с учетом иной линии образности, представленной в главе 12, «дым из бездны» можно уподобить «нечистой реке», которую низверженный с неба дракон-змей испускает из своей пасти (сравн. – «…я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны», Откр.9:1; «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену... И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою», Откр.12:13-15)

Кроме того, весьма знаменательно, что потрясения от первых четырех труб затронули все сотворенное в шесть дней творения после разделения света и тьмы, — а образы пятой трубы обращаются еще на один шаг назад, к тому состоянию, которое имело место до разделения света и тьмы (сравн. – «…и тьма над бездною…», Быт.1:2).

Так что с этого момента становится неизбежным акт нового творения, который прорисован в самом конце книги Откровение посредством короткого, но невообразимого и непостижимого для человека свидетельства «…се, творю все новое» (Откр.21:5).

(Приведенные комментарии пока не отвечают на вопросы «что именно происходит?» и «когда это происходит?», — поэтому разговор о событиях пятой трубы продолжится в следующих публикациях)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Пятая труба Апокалипсиса: пять месяцев мучений от саранчи из бездны (Откр.9:3-6)

Предыдущая статья: Трубы Апокалипсиса, полет орла и три вселенских горя (Откр.8:13)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны, Откр.9:1 #Падшая звезда отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя; и помрачилось солнце и воздух, Откр.9:2