Найти тему

Как различить буквальные и образные смыслы библейских времен и сроков?

Оглавление

«...во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся», Быт.8:22
«...во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся», Быт.8:22

В предыдущих публикациях канала уже говорилось о том, что образное разумение библейских свидетельств позволяет увидеть за буквальными предметами и действиями вполне определенные небуквальные (т.е. предначертательные, иносказательные и т.д.) смыслы, которые связаны с буквальными понятиями некоторым подобием, но не ограничиваются этим подобием, и возрастают до более обширных, собирательных и/или возвышенных значений. Причем именно возможностью «возрастания в смысле» обусловлены обращения священных текстов к образным и иносказательным понятиям в тех случаях, когда через известное и видимое необходимо обозначить нечто возвышенное, неочевидное или невидимое.

При этом очень важно, что «перенос смыслов» от буквального понятия к образному не приводит к смешению этих понятий: чтобы достичь разумения образного смысла, человек должен «воспарить умом над пропастью их буквального различия», — поэтому вряд ли кто-то способен мыслить так, чтобы не замечать «смену уровня» собственного восприятия и не отдавать самому себе отчет, какой именно вариант (буквальный или образный) он рассматривает.

(С уровнем абстракции, то есть со степенью отвлеченности образного смысла от буквального предмета, все не так просто: в одном библейском образе могут быть прорисованы небуквальные смыслы, имеющие разный уровень абстракции. Поэтому даже если человек видит и полностью осознает один из таких уровней, более высокий уровень абстракции может оказаться для него недоступным)

Тем не менее, все вышесказанное справедливо только в том случае, когда «не-подобие» предмета-образа обозначенному через него иносказательному смыслу подтверждается значительной «логической дистанцией».

Что касается библейских иносказаний, указывающих на знаменательные времена и сроки, — в них упоминаются символические часы, дни, месяцы, сезоны, годы и т.д., то есть образы времен, каждый из которых и в буквальном смысле соответствует какому-то промежутку времени.

Так что если в каком-то библейском эпизоде образом «года» является буквальный «день», очевидный буквальный и неочевидный образный смыслы такого свидетельства отличаются только «количественным» значением, не разделяются на уровне самих понятий (как, например, различаются между собой понятия «человек» и «лев») и не могут подсказать читателю или слушателю, что понятие «день» следует воспринимать как иносказание.

Таким образом, если в большинстве случаев перенос смыслов к отвлеченным значениям «напрашивается», и слушатель чувствует и осознает необходимость воспринимать то или иное буквальное определение как иносказание, — некоторые образные смыслы библейских временны́х символов могут остаться вне должного рассмотрения по той причине, что возвещенные в священных текстах времена и сроки возможно «прочитать» только в их первом (т.е. в буквальном) значении, и не испытать при этом никакого «логического дискомфорта».

(Например, если человека в каких-то обстоятельствах назовут «львом», — вряд ли найдется читатель, который решит, что речь идет не о представителе рода человеческого, но о хищнике из семейства кошачьих. И в результате, рассматривая понятия «человек» и «лев» с учетом контекста, читатель или слушатель сразу же осознает свойственный этому утверждению иносказательный смысл.

Однако когда речь идет о «пяти месяцах» из Откр.9:5 и Откр.9:10, — очевидной необходимости воспринимать эти месяцы как образ, указывающий на особые времена, длящиеся многие годы, у читателя не возникает. Поэтому в том случае, если «пять месяцев» книги Откровения имеют не буквальный, а образный смысл, — даже сам факт наличия здесь некоего иносказания далеко не очевиден)

Вопрос разделения и различения буквальных и образных значений библейских времен и сроков оказался бы и вовсе неразрешимым, если бы не то обстоятельство, что само понятие «время» не может определять само себя, и обретает смысл только посредством оценки каких-то изменений, происходящих в видимой и осознаваемой человеком реальности. То есть определенное в количественном смысле время может быть исчислено только от начала чего-то до окончания чего-то, и по сути представляет собой «расстояние» между независимыми от самого себя явлениями или событиями.

Более того, общепринятое «астрономическое» время воспринимается всеми жителями Земли как объективное понятие именно потому, что при учете времени через повторяющиеся изменения в положениях Земли и Солнца любой срок может быть обозначен числами таким образом, что люди во всем мире «прочитают» и воспримут подобное свидетельство однозначно, т.е. без разночтений.

(С другой стороны, если представить систему, где нет и не может быть никаких изменений, — в такой системе не имеет смысла и понятие «время»)

Так или иначе, поскольку любое «время» определяется изменениями, которые происходят в видимой и осознаваемой человеком реальности, к разумению образного смысла какого-то промежутка времени можно прийти через рассмотрение тех явлений и/или событий, которые это время определяют.

Так, например, если некие события называются в тексте «посевом» и «жатвой», и при этом указано, что между ними проходит или должно пройти ровно семь дней, — строго буквальное понимание такого утверждения приведет читателя к неразрешимому противоречию. Ведь все имеющиеся у него знания и опыт тут же укажут ему на то обстоятельство, что буквальные семь дней, которые разделяют события, прорисованные в образах «посева» и «жатвы», явно не соответствуют буквальному смыслу самих понятий (т.к. это время слишком мало). И в результате каждый читатель, остающийся в рамках здравого смысла, обязательно придет к пониманию, что утверждение о «семи днях между посевом и жатвой» не должно восприниматься буквально.

Тем не менее, чтобы достичь верного разумения подобного образа, читателю придется найти ответы на возникающие в процессе рассуждений дополнительные вопросы. Например, если он начнет мыслить от предпосылки, что «семь дней» это буквальные календарные дни, — он должен определить такие образные смыслы для понятий «посев» и «жатва», чтобы обозначенные этими образами события действительно могли быть разделены семью буквальными календарными днями.

Однако в совершенной системе образности Св. Писания ничто из происходящего в видимом мире за семь календарных дней не может быть представлено в образах «посева» и «жатвы» (т.к. это весьма важные для человечества символы-образы, между которыми в реальности проходит весьма длительное время).

(А если некий автор проигнорирует это обстоятельство и все-таки использует подобную смысловую конструкцию, — он будет выглядеть крайне неубедительно, и не сможет верно донести до читателей собственную мысль)

Поэтому вполне очевидно, что в приведенном примере должны рассматриваться не все возможные образные (отвлеченные) смыслы определяющих «семь дней» событий, но только такие, которые сохраняют между самими событиями и разделяющим их сроком определенную смысловую гармонию. И если в контексте всего утверждения или сюжета появится повод увидеть в образе «посева» начало проповеди Евангелия, а в образе «жатвы» — последние дни ветхого мира (когда собираются воедино все плоды этой проповеди), такое понимание позволит вполне обоснованно перенести образные смыслы этих понятий на тот промежуток времени, который их разделяет. То есть прийти к выводу, что «семь дней» — это не буквальные календарные дни, а временно́й символ, который через библейский устойчивый образ «полной седмицы» указывает на полноту и завершенность времен новозаветного созидания (подобно тому, как семь дней из книги Бытие соответствуют сотворению «старого» мира).

Причем в том случае, если вариант образного прочтения, на котором в итоге останавливается читатель, принципиально верный, — ему становятся доступны другие отвлеченные смыслы, прямо или косвенно связанные с уже достигнутым пониманием.

Кроме того, верное «прочтение» образов и иносказаний, связанных с понятием «время», позволяет делать выводы более высокого уровня абстракции. Например, осознать то обстоятельство, что если фактически (по календарю) «семь дней» могут продлиться и сто лет, и несколько тысячелетий, то буквальная длительность этого периода не имеет существенного значения, — и что образ «семи дней» призван свидетельствовать не о буквальном времени, но о полноте и завершенности соответствующего ему смысла, значения и содержания.

Другими словами, иносказательный смысл времен и сроков, разделяющих некие образные события, возможно определить через соответствие этих сроков самим событиям, — а числовое значение подобных иносказаний имеет не буквальный, а знаменательно-символический смысл, дополняющий общую картину какими-то свидетельствами, деталями, обстоятельствами и т.д.

При этом для тех утверждений, в которых фигурирует период или срок, представляющий собой библейский устойчивый образ, возможен и «обратный» вариант прочтения, когда образы времён сами становятся основой для вполне определенного вывода. То есть в этом случае уже «иносказательное время» ложится в основу разумения какой-то череды неочевидных событий, разделенных, например, теми образными «семью днями», пророческий смысл которых был определен ранее как срок, проходящий между «посевом» и «жатвой» и обозначающий всю полноту новозаветных времен.

(Именно через такое взаимное свидетельство «узнаваемых» образных значений как самих событий, так и соответствующих им времен и сроков, и созидается единство пророческих смыслов Св. Писания)

А поскольку большинство «локальных» ветхозаветных событий помимо буквального имеют и образный смысл, свидетельствующий о грядущих изменениях физической и духовной реальности в масштабе всего мироздания (сравн. – 1 Кор.10:11), — образные смыслы «ветхозаветных» времен и сроков воспринимаются в Церкви в том числе и как указания на определенные периоды (этапы) совершения во вселенной глобального Божественного Замысла.

(В этом контексте весьма показательно, что те люди, которым недоступны возвышенные новозаветные смыслы, не могут толковать библейские времена и сроки иначе, чем буквально или абсолютно произвольно.

К слову, именно по этой причине приведенные выше рассуждения не являются попыткой описать «технологию» образного толкования времен и сроков Св. Писания и книги Откровение так, чтобы сделать ее общедоступной и гарантированно привести всех к совершенно одинаковым выводам, — но имеют цель показать, что христианское разумение символов и образов, неприемлемое для тех, кто не разделяет «ви́дения» и «слышания» Церкви, имеет под собой вполне рациональную основу.

Более того, при определенном умственно-чувственном навыке верное понимание библейских образов может быть легко отделено от «образных фантазий», — то есть от произвольных толкований, никак не связанных с подлинными смыслами и свидетельствами книги Откровение)

В дополнение ко всему вышесказанному можно отметить, что в священных текстах нет прямых утверждений, предписывающих воспринимать обозначенные в них времена и сроки не только в буквальном смысле, но и как иносказания.

Однако на то обстоятельство, что многие «временные промежутки», упомянутые в Св. Писании, имеют вполне определенный образный смысл, указывает множество косвенных библейских свидетельств.

Так, например, ап. Петр во Втором Соборном Послании говорит о ничтожности буквальных времен и сроков:

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет.3:8-9)

А ап. Павел в Первом послании в Коринф прямо свидетельствует о том, что времена и сроки ветхозаветных событий есть неотъемлемая часть новозаветных пророческих иносказаний:

Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор.10:11)

И такие же смыслы обозначены в Послании ап. Павла к Галатам, где апостол предостерегает слушателей от буквального соблюдения (наблюдения) временны́х и календарных установлений, связанных с законом Моисея:

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал.4:9-11)

Причем в самом буквальном прочтении наставления из Гал.4:9-11 и вовсе выглядят так, как будто ап. Павел осуждает любые действия, связанные с исчислением и «наблюдением» общепризнанного календарного времени. Однако в соответствии с основными смыслами Послания к Галатам предостережение апостола следует относить исключительно к попыткам буквального соблюдения тех ветхозаветных установлений, которые в реалиях Нового Завета утратили назидательный смысл.

(То есть наблюдение и соблюдение определенных «дней, месяцев, времен и лет» является не причиной, а следствием неверного разумения галатами самой сути ветхозаветных законов и уставов, которые в свете Совершенного Закона Христа следует воспринимать «немощными и бесполезными», сравн. – «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности», Евр.7:18)

При этом Сам Господь прямо упрекал некоторых в неумении узнавать «лице времени» (Лк.12:56, сравн. – Иер.8:7), и призывал Своих слушателей верно определять перемены времен (Мф.24:32-33), — так что если бы ап. Павел предлагал просто отказаться от наблюдения «дней, месяцев, времен и лет», подобный отказ никак не помог бы уверовавшим осознать те глобальные знаменательные перемены, на которые указывал Господь и Спаситель.

Однако ап. Павел мыслит по-христиански, — и поэтому отвергает несовершенное только для того, чтобы предложить взамен нечто лучшее, то есть направить своих слушателей на путь усовершения и возрастания в познании. А это означает, что целью апостольских наставлений являются не формальные отказы и ограничения (по принципу «просто не делай этого»), — но оставление буквального отношения к ветхозаветным датам и срокам ради возможности приобрести нечто более значимое, более важное и более совершенное.

Другими словами, ап. Павел свидетельствует о том, что «подзаконное» отношение к ветхозаветным временны́м символам делает невозможным рассмотрение и осознание прорисованных в них вселенских предначертательных смыслов, — а, значит, наносит ущерб самой вере во Христа, которая предполагает устремление человека к самым возвышенным новозаветным истинам, включая прямо связанные с этими истинами «небуквальные» времена и сроки, исчисленных в отношении всего мира и всего человечества.

Продолжение следует...

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Что обозначает десятидневная скорбь, возвещенная в книге Откровение (Откр.2:10)?

Предыдущая статья: Что возвещают библейские «великие землетрясения»?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #образы времен в Священном Писании # зачем наблюдать дни месяцы времена, Гал.4:9-10 #образы времен в книге Откровение Иоанна #времена в книге Откровение буквальные или образные