Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Легенды VHS 90-х - ПЕРЕЗАГРУЗКА. "Жанна д`Арк" (The Messenger: The Story of Joan of Arc) 1999 г.

Предыдущие публикации цикла "Легенды VHS 90-х" - в каталоге "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ.

ИЛИ ЖЕ ТАК:

1. "Последний бойскаут". Год 1991-й

2. "Настоящая любовь". Год 1993-й

3. "День сурка". Год 1993-й

4. "Тумстоун". Год 1993-й

5. "Путь Карлито". Год 1993-й

6. "Роб Рой". Год 1995-й

7. "Английский пациент". Год 1996-й

8. "Герой-одиночка". Год 1996-й

9. "Остров доктора Моро". Год 1996-й

10. "Связь". Год 1996-й

11. "На грани". Год 1997-й

12. "Разворот". Год 1997-й

13. "Шакал". Год 1997-й

14. "Мутанты". Год 1997-й

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

  • Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы вдруг получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.

Сегодняшняя публикация станет последней в нашем цикле. И не от того, что, следуя математической логике, на 1999-м девяностые заканчиваются. И даже не потому, что достойных фильмов больше нет - вот уж с этим-то как раз всё в порядке! Просто... довольно! Хорошенького понемножку. Может быть, мы пойдём дальше и "Легенды VHS" когда-нибудь забредут, скажем, в 70-е - отчего бы и нет, по-моему, было бы весьма любопытно... Ну а пока, "давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло". И у нас сегодня - как мне кажется - весьма удачный предмет для этого!

- Женщина, уйди отсюда, не мешай взрослым дядям совещаться!
- Женщина, уйди отсюда, не мешай взрослым дядям совещаться!

Безусловно, эпик Люка Бессона – один из последних фильмов-грандиозо уходящего сто- и даже тысячелетия, которые нужно было... да чего уж там! – обязательно надо было смотреть на большом экране. И – так уж вышло – это была последняя значительная картина маэстро, до того порадовавшего нас «Голубой бездной», удивившего «Никитой», окончательно убившего наповал «Леоном» и приобретшего культовый статус после "Пятого элемента". «Жанну» не поняли. «Жанну» разругали, а некоторые даже и оплевали, после чего разочарованный Бессон и вовсе на долгое время забросил режиссуру, ударившись в продюсирование. Если вы чего-то еще не поняли о 90-х или искренне полагаете, что и сейчас Запад способен делать Большое Кино, - посмотрите «Жанну Д`Арк». Почувствуйте разницу между Истинным Стилем и, например… хе-хе… «Бен Гуром» 2016 года окончательно разучившегося снимать что-то кроме рекламы зубной пасты "Поморин" мистера Бекмамбетова. После просмотра не покидает чувство удивления – неужели четверть века назад все хулители и критики «Жанны» были настолько «приемшись» и слепы, что не разглядели того самого «большого», которое, как известно, видится только на расстоянии?… Только это их и оправдывает – и то далеко не сполна.

Господь сомнительным подарочком призывает Жанну повоевать за родину
Господь сомнительным подарочком призывает Жанну повоевать за родину

Милла – в пик своего расцвета, Милла, уже очаровавшая всех в «Пятом элементе», но еще не докатившаяся до «Обителей зла»… Милла еще с лицом юного непорочного ангела, а не искушенной Femme Fatale. В «Жанне» она – как будто в перманентной лихорадке, словно в полусне. Живая игрушка. Небесное создание, в силу чрезмерной болезненной религиозности и чрезвычайных обстоятельств сумевшее стать символом своего времени, и так же – в силу тех же обстоятельств – преданное теми, кому стала не нужна. Слава Богу, Бессон не стал делать героического байопика – со всей сопутствующей этому жанру атрибутикой: вроде "она была неграмотной крестьянкой, но когда пришло время… патриотка… умру за своего короля… за Францию… бла-бла"… По Бессону Жанну вёл случай, Провидение, интриги «сверху» и религиозный экстаз, в котором прекрасная Йовович столь же прекрасно пребывает весь фильм. И такая трактовка, надо сказать, тоже прекрасна!

- Устала я что-то... никакого понимания...
- Устала я что-то... никакого понимания...

Если вы думали, что знаете, что такое батальные сцены «за деньги» и не видели «Жанну д`Арк» - хочется вас, как говаривал Глеб Жеглов, «огорчить до невозможности»… ибо вы не видели настоящей средневековой войны. Таких орудий «в действии», такой кровищи, такого «запаха напалма по утрам», такого ужаса до Бессона, ежели задуматься, еще не снимали. За год до «Жанны» Спилберг поразил всех кошмарами войны почти современной в «Спасении рядового Райана». В 1999-м точно так же поступил Бессон, и поверьте – даже если вам глубоко наплевать на Миллу (ну так… к примеру… вкус, скажем, другой…) и на причины, побудившие её пройти собственным путем на собственную Голгофу, - то «Жанну» следует посмотреть хотя бы ради сцены штурма средневековой крепости. Это, знаете ли, дорогого стоит! "Все, кто любит меня, - за мной!" "Жанна, у тебя стрела в ноге!.."

-5

После "Жанны д`Арк" при всём желании вы не сможете идеализировать Средние века. Это была жутковатая Эпоха. Эпоха немытых тел, редких желтых зубов, вони, болезней, невежества, религиозного фанатизма и грязи. Примерно то же, что сделал в 1999-м Бессон, после до эталонной отвратнейшей стерильности довел Герман в «Трудно быть богом». Посмотрите оба этих фильма (ну, можно еще, например, «Плоть и кровь» Верховена) и поблагодарите Создателя, что живете здесь и сейчас. В времена Жанны вы бы прожили значительно меньше и – хорошо еще – если б покинули этот мир лет в сорок естественным путем и безболезненно. Впрочем, шансов на это практически не было ни у кого.

Одни называли её фанатичной дурой, другие - святой
Одни называли её фанатичной дурой, другие - святой

Актерский состав в «Жанне Д`Арк» силен именно своей интернациональностью и любопытным кастингом. Перечислим только самое занятное:

- Джон Малкович – как и Милла, он здесь на пике карьеры. Уже позади «На линии огня», «Воздушная тюрьма» и «Человек железной маске», только что вышел экспериментальный «Быть Джоном Малковичем», где в голову Малковича как на экскурсию заходят Джон Кьюсак и Кэмерон Диаз. "Малкович-Малкович? Малкович!" Это уже – культовый статус, в каковом Малкович и пребывает в «Жанне Д`Арк»;

История Жанны - ещё одно доказательство вечного постулата: ПОЛИТИКАМ ВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ
История Жанны - ещё одно доказательство вечного постулата: ПОЛИТИКАМ ВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ

- Дастин Хоффман в роли то ли Бога, то ли Сатаны, то ли Совести Жанны (тот самый сценарный наворот, за который Бессону более всего досталось от критики)

- три бесподобных француза в зубодробительном трио сподвижников Жанны - Паскаль Грегори, Венсан Кассель и Чеки Карио. Ну – красавцы, чего там!

-8

- словно сошедшая со средневековых полотен Фэй Данауэй - кто помнит её зверски расстрелянную из нескольких автоматов стильную штучку малышку Бонни?

-9

- отдельно хочется отметить англичанина Винсента Ригана. К тому времени мы уже видели его на VHS в довольно популярном (правда - в очень узком кругу) тогда британском боевичке a-la Тарантино «Братва», много после он стал известен как исполнитель одной из главных ролей сподвижника Джерарда Батлера в «300 спартанцах». Белые от ужаса глаза Ригана, когда он понимает, что сколь безумная, столь и безнадежная попытка осады Орлеана столь же безумной Жанной сейчас увенчается успехом, - это надо видеть!

- Дануна!..
- Дануна!..

К слову сказать, актеры в «Жанне» хороши решительно все, никто не переигрывает, не «изображает» и – уж тем более – полностью отсутствуют «ряженые» (вечная беда российского кино, в котором – как ни одень боярина или холопа, а всё одно – ряженый). Прически, лица – полная аутентичность. Главное достоинство исторического фильма – когда понимаешь: вот таким и было то время! После Бессона европейское средневековье только таким и представляется.

Страшная несправедливость провала последнего мощнейшего фильма 90-х (а ещё - столетия... а ещё - тысячелетия!), возможно, объясняет и появление невнятных (ни рыба, ни мясо - жалкие отголоски золотой эпохи Голливуда) "нулевых", убогих "десятых" и вовсе уж полную деградацию нынешнего десятилетия... Смотреть практически нечего... да и не хочется даже. "Жанна д`Арк", как мне кажется, закрыла тему окончательно. Кованые многотонные двери в Большое Кино и в Большой Стиль с тяжелым грохотом закрылись, лязгает стальной засов... Всё! Толерантность, Me Too, отсутствие новых идей, человеки-пауки с чудо-женщинами, вымирание талантов убили и Большое Кино и Большой Стиль. И на заманчивое когда-то предложение "Пойдём в кино, Оксана" поумневшая и повзрослевшая Оксана вероятнее всего ответит просто "... ....... .........!!", что в переводе с матерного на дозволенный прозвучит примерно как "Сам иди!"

Завершаю наш сегодняшний обзор и сам цикл "ЛЕГЕНДЫ VHS 90-Х" очень точным определением - практически вердиктом - одного из читателей под ником Jackpot days:

Великий фильм, испорченный самим Бессоном... И при этом этот фильм навсегда или очень надолго закрыл тему, переснять уже невозможно, образы из этого кино определили этот сюжет навсегда.

Согласен!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE