Предыдущие публикации цикла "Легенды VHS 90-х" - в каталоге "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ.
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
- Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.
А сегодня у нас, наверное, один из самых спорных «больших» фильмов девяностых: проклятый, оплёванный, высмеянный, получивший целую Фудзияму негатива, вывалянный в смоле и перьях... Кто знает ещё какие-нибудь нелестные эпитеты – давайте их сюда, у нас тут сегодня позорная, мать его, вечерина... «Шакал» 1997 года. Да-да, и давайте даже не будем сравнивать его с литературным первоисточником Форсайта, и даже с фильмом 1972 года «День шакала»... Все копья по этому поводу сломаны уже более четверти века назад, карандаши давно изгрызены, а чернильницы критиков, наполненные когда-то ядом древесных лягушек, доживают свой век, пылясь в провинциальных антикварных лавках. У нас тут другая тема – пережил ли «Шакал» своё время, или на вопрос «что он делает в нашем цикле» можно только недоуменно пожать плечами... мол, выбросьте его в канаву и закидайте сухим валежником? Но для этого надо фильм хотя бы пересмотреть, да? Пошёл на смелый эксперимент... и я сделал это!!! И прямо сейчас немедленно поведаю о собственном самочувствии после такого безумства!
Постановщик «Шакала» Майкл Кейтон-Джонс – тоже, наверное, мог бы встать в один ряд с собственным детищем и претендовать на звание «самого синусоидного» режиссёра девяностых. Вот как это можно – снять одновременно недурную «Жизнь этого парня» с Ди Каприо и совершенно бесподобный «Роб Рой» с Лайамом Нисоном и фантастическим Тимом Ротом (уже попадал этим годом в наши "Легенды VHS"), чтобы потом скатиться до «Последнего дела Ламарки» и... бррррр... «Основного инстинкта-2»? Что тебя так перепахало, парень? Неужели таки «Шакал»? Ох уж эти критики! Им лишь бы жизнь хорошему человеку сломать, крылья подрезать орлу... Видите, что вы натворили, латунские чёртовы?
Ладно, давайте откровенно! Все эти российско-бандитские завороты, конечно, нелепенько смотрятся... примерно, как засветившаяся в кадре вывеска «КЛУБ МОСОВСКИЙ»... ну «к» пропустили, подумаешь, делов-то... эти славянские буквы... кто их разберёт? Гораздо логичнее и интереснее было бы заменить россиянскую братву на каких-нибудь шахидов, нанявших убийцу-невидимку, чтобы отомстить за смерть своего брата по вере. К тому же, что с 1997-го до "9/11" не так и много осталось...
Очень бледно в «Шакале» смотрится Ричард Гир. Настолько бледно, что... Ну представьте себе, например, его Эдварда Льюиса из «Красотки», помещённого в одну камеру с низовой братвой, толкавшей ещё вчера дурь на улицах Эль-Пасо... Возможно, они ему ничего и не сделают, но, думается, успешному финансисту в такой компании будет... эээ, как бы это поделикатнее... немного дискомфортно. Вот именно такой дискомфорт ощущается в игре Гира... типа «блин, что я ваще тут делаю?»
При всем, при том, что Гир одинаково великолепен и любим как в той же «Красотке», так и в яркой отрицательной роли во «Внутреннем расследовании». Понятно, что в условном тандеме «злодей» и его «преследователь» при таких раскладах все симпатии зрителя, как ни крути, перепадут совершенно бенефисному тут Брюсу Уиллису. Старина Брюс уже в третий раз попадает под прицел нашего цикла «Легенды VHS» (до этого были "Герой-одиночка" и «Последний бойскаут») и, надо сказать, совершенно заслуженно... Именно Уиллис – главный срыватель актёрского джек-пота девяностых, и в «Шакале» он неподражаем – с постоянным переодеванием, сменой обличий и париков и, само собой, с фирменной ухмылочкой, после которой легко за пару секунд отправит оппонента в Царство Большой Охоты.
И да – без Уиллиса «Шакал» развалился бы как дворец из доминошек, из основания которого глупый мальчик выдернул одну единственную доминошку. Представь себе, что Шакала играет, например, Траволта... или Самюэль Л. Джексон... или тот же Ричард Гир... и признайся сам себе тихонечко: дануна!.. Правильно! Выбор Кейтона-Джонса в данном случае безупречен, и 150 миллионов $ сборов против 60 миллионов $ бюджета – честная заслуга Брюса. «Ты не можешь защитить своих женщин...» - с такой интонацией и гримаской это мог произнести только Уиллис. Ну, быть может, ещё Рутгер Хауэр - будь он помоложе. И даже сделанная в худших голливудских традициях финальная дуэль полумёртвого и апатичного Деклана и Шакала общего впечатления от игры Уиллиса не испортила. Собаки, такого сокола завалили!!!!!..
Потому что, как ни странно, ни малейшего сочувствия ни к трагически погибшей майору Козловой, ни к фрику Джеку Блэку, ни симпатий к бледненькому Гиру у меня и при вторичном просмотре не возникло... Только досадное «эх» при виде Брюса, дергающегося от выстрелов скучного зануды Деклана. Может, конечно, Кейтон-Джонс такое и запланировал не без ехидства?.. Вряд ли, это уж был бы откровенный плевок в сторону американского образа жизни. Вот, получается, потому и огрёб по полной...
Так что в итоге? А, знаете... прикоооольненько... При всей бредовости завязки и тоскливом кастинге – очень даже. Во всяком случае, на голову выше любой галиматьи «постнулевых», в которой позже снимался постаревший и потерявший зрительский кредит доверия Брюс. Посмотрел – и точно не жалею. И, знаете, вновь на какие- то пару минут ощутил себя на двадцать лет моложе, да! Тэк, в какой клуб я сегодня пойду, а? Где, чёрт возьми, мой клубный пиджак и... кому бы из давно уже вышедших в заслуженный тираж девчонок позвонить?..
- P.S. В нашем цикле больше не будет фильмов с ним - и не потому, что они кончились... просто от того, что - куда уж ещё-то? Как дань памяти физически де-факто существующему, но непоправимо больному Брюсу публикую ещё одно фото из "Шакала". Старик, ты был неизъяснимо хорош! И ты делал для нас fucking отличное кино. Как сказал поэт - "этот взгляд всё может выразить так чудно!.." Мы не забудем тебя, уж поверь!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE