Предыдущие публикации цикла "ЛЕГЕНДЫ VHS" ("Последний бойскаут", "Настоящая любовь", "День сурка") - в каталоге "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ.
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
- Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы вдруг получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.
Если вы заметили - мы несколько подзадержались в 1993-м году, чему я, признаться, очень рад: во-первых, стало быть, - есть тому причины, во-вторых же, это может означать только одно - нас снова нас ожидает что-то очень стоящее. Это - правда. Нынче у нас крайне смотрибельный фильм и для поклонников жанра "про ковбойцев", и для фанатов отдельных исполнителей вроде необычайно популярного у нас Курта Рассела, и для ценителей просто крепкого жанрового кино, не отпускающего зрителя до финальных титров. Всё это - «Тумстоун: Легенда Дикого Запада» (Tombstone) 1993 года. И у нас есть – как вы догадались – есть множество причин помянуть его.
«Тумстоун» - великолепнейший и чистопородный образчик жанра. Его постановщик Джордж Пан Косматос, к сожалению, скончавшийся в 2005 году от онкологии, к 1993 году снял 8 фильмов, самые известные из которых на сегодняшний день (если вы, конечно, не кинокритик и не киноман с 50-летним стажем) – «Рембо. Первая кровь II» и «Кобра», оба – со Сталлоне, так что уровень его – примерно понятен. Тем не менее, совершенно очевидно, что к моменту съемок "Тумстоуна" либо Косматос достиг вершин своего рукомесла, либо... Да просто звёзды сошлись – так тоже случается! В итоге зрителю было предложено крайне аппетитное, эффектное и динамичнейшее действо, в котором есть всё: «легенда Дикого Запада» Уайатт Эрп, харизматичные злодеи, не менее харизматичные положительные герои, любовь, а также вечный неубиваемый сюжет «месть и закон». Раз уж упомянули мистера Эрпа, то совершенно нелишним будет вспомнить и посвященный ему фильм Лоуренса Каздана 1994 года с названием... эээ... да, собственно, с немудрящим названием «Уайатт Эрп» - с Кевином Костнером в главной роли.
Попозже мы их обязательно сравним – раз уж так вышло, но, забегая чуть вперед, могу предположить, что Косматос уверенно забил своего более авторитетного и именитого коллегу Каздана как боксёр – алкаша-доминошника, и не только датой выхода на экраны, но и, как ни выспренне это звучит, искромётностью и лёгкостью восприятия конечного продукта. И дело даже не в хронометраже («Тумстоун» длится 134 минуты, тяжеловесный «Уайатт Эрп» - 191 минуту), а именно в некоем секрете, который Косматос учёл, а Каздан – нет.
Причина вторая. Потрясающий актёрский состав, которому, к тому же, есть что играть. Любимец российского видеомана (после «Побега из Нью-Йорка», «Танго и Кэш» и «Нечто») Курт Рассел. Сыгравший здесь одну из лучших своих ролей Вэл Килмер.
Всегда приятный глазу, увы, уже покойный Билл Пэкстон (до "Тумстоуна" мы запомнили его как рядового Хадсона из "Чужих"). Ещё не находившийся на тот момент в звёздном статусе необычно пухленький Билли Боб Торнтон в небольшом, но психологически удивительно точно разыгранном эпизоде. Без байды – творящий здесь чёрт-те что Майкл Бин, хорошо знакомый нам по первому «Терминатору» и тем же «Чужим». И даже - тогда ещё абсолютно неизвестный Стивен Лэнг, которого спустя шестнадцать лет мы узнали как полковника Куоритча из «Аватара».
Каждый из них настолько хорош, что (вот сейчас и сравним) вышедшему год спустя «Уайатту Эрпу» была уготована жалковатая участь невольно быть сравниваемым с «Тумстоуном», и - хм, не в лучшую сторону. Да-да, пришлось признавать, что Рассел – куда лучший Эрп, чем скучновато выглядящий Кевин Костнер. Что Вэл Килмер в роли Дока Холлидея вусмерть уделал Дэнниса Куэйда одной только дуэлью на чашках. И что Джонни Ринго Майкла Бина стоит целого десятка блёклых злодеев с узнаваемыми лицами из «Уайатта Эрпа». Сорри, парни, так получилось!
Повод следующий. Как и полагается в фильмах о Диком Западе, диалоги героев «Тумстоуна» лаконичны и ёмки. Давайте вспомним хотя бы немного (разумеется, точность зависит от перевода, у меня на VHS был такой):
- - Патрон, он говорит, что кто-то приедет отомстить за него. Что-то вроде больной лошади, которая убьёт тебя (Комментарий "РРЪ". Не знающие испанского головорезы Джонни Ринго именно так перевели фразу из Нового Завета: "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним")
- - Я твоя ягодка, Джонни!..
- - Много жестких парней и крепких орехов крутятся вокруг этого города, но никто из них не понимает, что происходит здесь на самом деле.
- - Может покер не твоя игра, Айк? - Я знаю, может, поиграем в орфографию?
- - Чёртов пьяница. Ты так нажрался, что в упор не попадёшь! У тебя в глазах всё двоится. — Поэтому у меня пара пистолетов, для каждого из вас найдётся
- - Ты не боец, Джонни. Никакой ты не боец. Ты просто перенервничал...
Отдельный плюс сценария и актёрского воплощения – своеобразная психологическая дуэль между главными стрелками – Джонни Ринго и Доком Холлидеем, как нарыв вызревавшая весь фильм и прорвавшаяся в замечательной по напряженности сцене дуэли настоящей на 110 минуте фильма. Оба знают, что они - лучшие, только здесь благородно палить в воздух никто не станет. "Чахотка" Док уверен в себе, а потому до самой развязки держится как хороший актер, знающий, что его финальный монолог порвёт зал в клочья. Такая манера поведения ещё незнакома прежде не ведавшему поражений Джонни, он насторожен и затаился, а от того - опасен вдвойне. Если бы кому-то вздумалось провести конкурс на лучшую злодейскую киносмерть, несомненно, конец Джонни Ринго был бы где-то в первой тройке – так уж это снято и разыграно.
Сейчас такого кино не делают. Почему? Последний ремейк «Великолепной семёрки» выявил очевидную слабину Голливуда: актёры – не те, расовая толерантность – гвоздь в крышку гроба «большого кино», ориентация на пубертатный зрительский возраст – путь в раскалённый киноад. И мы - уже не те. В 90-е мы были благодарнее и ненасытнее. Теперь – уже объелись. Да и кино – такого, как в 90-е – больше не увидим. Так что – давайте просто пересмотрим «Тумстоун»!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE