Предыдущие публикации цикла, а также кое-что занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
- Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы вдруг получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.
Нынче у нас внеплановый выход в эфир, объяснение которому лишь одно - календарная привязка. Фильм, кассета с которым с вероятностью 80% была на полке у каждого владельца видеомагнитофона. Фильм, название которого стало нарицательным понятием. Фильм, имеющий статус «культового в кубе». Фильм, который до сих пор некоторые (и я знаю таких людей!) пересматривают хотя бы раз в году – понятное дело, 2-го февраля. Фильм, который раздвинул границы в буквальном смысле до такой степени, что никому ранее неизвестный пенсильванский (это ваще где?) городок Панксатони (как-как?.. это ваще можно выговорить?) стал для россиян по градусу милоты чем-то вроде Тарусы или Переславля-Залесского. Фильм, который по праву стал вишенкой на торте из тучного кинонаследия голливудских девяностых. Да-да, «День сурка» сегодня будем вспоминать!
И у нас для этого есть километры, десятки пудов и вагоны поводов, перечислить которые в теле одной жалкой статейки, пожалуй, и невозможно, но отказать себе в удовольствии хотя бы анемичной рысцой пробежаться мимо них лично я решительно не в состоянии.
Самое первое, что припоминается о «Дне сурка» даже не слишком-то искушённому киноману – великолепные, остроумнейшие диалоги и фразы, процитировать которые при случае – точно означает заработать себе плюсик в карму от понимающих собеседников. При огромном изобилии современных переводов картины, в памяти таки остаётся тот самый - единственный и неповторимый, с пиратской кассеты, «автор неизвестен»...
- - У вас есть дежавю? – Не знаю, надо посмотреть на кухне!
- - Вы уверены, что раньше не играли на фортепиано? - Уверен. Но мой отец был грузчиком роялей.
- - Нэд Райерсон?.. – Вспомнил! – Вспомнил... А что ты ещё делаешь, кроме того, что свистишь из пупка?
- - Я думала, ты ненавидишь этот город. - Начинаю привыкать.
- - Хочешь узнать про погоду? Спрашиваешь не того Фила. Я дам тебе прогноз. Зима будет холодной. Серой. И она продлится до конца твоих дней.
- - Это Нэнси. Работает в магазине, а когда возбудится, урчит как бурундук.
Сделал для нас этот синефильский парадиз покинувший прекраснейший из миров в 2014-м режиссёр, актер и сценарист Харольд Рэмис: в различных ипостасях он потрудился на множестве проектов, самыми известными из которых «до «Дня сурка» были «Охотники за привидениями», а после - «Анализируй это», «Ослеплённый желаниями» и «Ледяной урожай». Если убрать из этого перечня «Охотников...», где Рэмис был сценаристом и актёром, становится ясно, что уровня интеллектуальной и визуальной шедевральности «Дня сурка» достигнуть ему более не удалось ни разу.
Хотя... знаете... представляя себя режиссёром, мысленно заранее соглашаюсь с таким раскладом: все вокруг на меня кивают и шепчутся – это же он... тот, который «День сурка»!.. Не самая плохая ассоциация, ей богу! Во всяком случае, гораздо лучше, чем «тот, который «Тот самый Карлосон»!..» Продавать душу диаволу за такой «ник-нейм» не стал бы, но уж точно призадумался бы.
А вот более или менее знакомый нам лишь по «Охотникам за привидениями» Билл Мюррей (хотя, теоретически, он отметился и в оскароносном и даже шедшем в прокате СССР «Тутси», но вот как-то визуально не отложился в памяти) для всех видеоманов СНГ девяностых стал «своим в доску» одномоментно. Я, например, знаком с господином, носившим пальто и шарфы, повязанные a la Фил Коннорс. Да ладно... и сам так носил – какое-то время!
А уж неповторимая, наводящая какие-то ассоциации со знаменитым комиком-«неулыбакой» Бастером Китоном, сдержанная актерская манера игры Мюррея произвела в своё время маленькую революцию в поведенческой манере наиболее интеллигентной части отечественной киноаудитории. Едко, афористично и колко острить с каменным выражением физиономии долго ещё было признаком отменнейшего бонтона. А сам Мюррей, окончательно закрепивший свой звёздный статус «мимического диссидента» и «комика без улыбки» чудными ролями в «Эде Вуде», «Трудностях перевода», «Водной жизни» и «Сломанных цветах», навсегда останется для нас Филом Коннорсом – циником, Филом Коннорсом – шутником, Филом Коннорсом, невозмутимо заказывающим гнавшемуся за ним через весь город полицейскому патрулю «три чизбургера, две большие порции картошки, два шоколадных коктейля и большую "Колу".
И, конечно, есть ещё одна причина того, почему «День сурка» пустил у России такие благодатные корни... В государстве, политическая дата в котором последнюю уже четверть века стабильно неизменна и несменяема, второе февраля обретает глубочайший подтекст. Мы приговорены год за годом видеть одни и те же неумолимо стареющие и явно прибегающие к услугам соответствующих специалистов лица, выслушивать одни и те же слоганы, и равнодушно (привыкли) уточнять очередной срок переноса заморозки накопительной части пенсий. Жизнь в «нашем большом Панксатони», несомненно, имеет и свои плюсы - особенно для ностальгирующих по временам СССР: ведь наш политический барометр неизменно указывает на «штиль», а это означает, что у нас и "курс верный", и наши ценности - неизменны и стабильны, они не зависят ни от чего. Как пел незабвенный Велюров - "У нас погода ясная, а в Лондоне - туман". Так им и надо!
И хотя кинооригинал как бы совершенно «не про это», только кухонные и привыкшие всё понимать с полуслова «мы», помнящие ещё кто Брежнева, а кто и Хрущёва, в состоянии оценить истинный смысловой потенциал «Дня сурка»! Если американцы вытаскивают сонную животину лишь для того, чтобы разъяснить приближение весны, нам эти зоологические экзерсисы - до лампочки, как и то, увидит ли Фил свою тень или нет.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE