Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Легенды VHS 90-х - ПЕРЕЗАГРУЗКА. "Роб Рой". Год 1995-й

Предыдущие публикации цикла - в каталоге "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ.

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

  • Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы вдруг получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.

Продолжая перезагружать старый цикл РУССКАГО РЕЗОНЕРА "Легенды VHS", хочу перенести нас из 1993 года, в которым мы подзадержались изрядно, на пару лет вперёд - чтобы познакомиться с фильмом из несчастливого разряда "несправедливо обделённых". Обделённых всем: зрительским вниманием - вне очевидных достоинств картины. Одновременным появлением более удачливого и более состоятельного в финансовом плане конкурента. Просто - стечением обстоятельств: ибо как могла вполне себе эпичная, и к тому же буквально искрящаяся великолепными актёрскими удачами постановка пройти "мимо кассы" - загадка. Однако всё это случилось: фильм британца Майкла Кейтона-Джонса хоть и занёс нас в несколько экзотичную для русских глаза и восприятия мироустройства Шотландию 1712-го года, и явил редкое жанровое ассорти из местечковых политических игрищ, захватывающих дуэлей и вовсе уж вкусную и острую историю мести, но... Впрочем, давайте по порядку!

Вот он каков - Роб Рой МакГрегор из клана МакГрегоров... и его верная Мэри
Вот он каков - Роб Рой МакГрегор из клана МакГрегоров... и его верная Мэри

Режиссёр Кейтон-Джонс - постановщик крайне неровный, посудите сами - в списке его работ и "Жизнь этого парня" с Ди Каприо, и разруганный вдрызг "Шакал" с Уиллисом, и - о боги! - "Основной инстинкт-2", и грехопадение Де Ниро в "Последнем деле Ламарки"... Так уж вышло, что "Роб Рой" стал (и вполне заслуженно!) вершиной его творчества, за что, собственно, и оказался в каталоге "Легенд VHS". Не бог весть какая награда, но всё лучше полузабытья, в котором наш сегодняшний предмет пребывает и поныне.

Итак, чем сегодня - спустя без малого пару тридцать лет - хорош "Роб Рой"?

А вот это, Арчибальд, уже чересчур... Ты знаешь - чья она жена?
А вот это, Арчибальд, уже чересчур... Ты знаешь - чья она жена?

Для начала - глядя на него много после оглушительного триумфа "Игры престолов": это великолепно и вкусно выполненный образчик "средневекового жанра", хотя, строго говоря, 1712-й год - никакое не Средневековье, но все необходимые атрибуты наличествуют. Холодное колюще-режуще-рубящее оружие, насилие, кровища, смертельные схватки, ужасные циничные козни и брутальные мущщины.

Это у вас тут точно лучший фехтовальщик? Ну не знаааююю...
Это у вас тут точно лучший фехтовальщик? Ну не знаааююю...

Выйди "Роб Рой" сегодня (а хоть бы и в повторный прокат, лучше - в виде мини-сериала на каком-нибудь Netflix), думаю, несколько миллионов просмотров ему было бы обеспечено. Интрига фильма в паре фраз: глава клана горцев МакГрегор, жёстко "подставленный на бабки" коварным хозяином герцогом Монтрозом, пытаясь доказать свою невиновность, вынужден встать на непростой путь бунтаря, восстановить своё честное имя, а заодно и отомстить за поруганное достоинство жены. Лихо закрученный сюжет мастеровито подкреплён звёздным актёрским составом.

Как говорилось в "Леоне" Бессона... "Привет, Матильда, как дела?" - "Сегодня не очень..."
Как говорилось в "Леоне" Бессона... "Привет, Матильда, как дела?" - "Сегодня не очень..."

Прежде всего, это Лиам Нисон, двумя годами ранее буквально осыпанный премиями за "Список Шиндлера" - тут и "Оскар", и BAFTA, и "Золотой глобус". Сегодня он по-прежнему не сходит с экранов, снимаясь главным образом в ролях жилистых моложавых пенсионеров, постоянно кому-то за что-то мстящих. Реноме такое! Его экранная партнёрша - Джессика Ланг (она же Лэнж - кому как нравится) - более чем знакома нам по целому списку голливудской классики 80-х - 90-х: "Кинг-Конг", "Весь этот джаз", "Почтальон всегда звонит дважды", "Тутси" и "Фрэнсис".

Ещё одна безусловная звезда "Роб Роя" - ветеран английского кинематографа, четырежды обладатель премии BAFTA и единожды - "Золотого глобуса" Джон Хёрт, сразу ставший популярным среди отечественных видеоманов как "тот самый чел, из живота которого в первый раз вылез Чужой". В одной из ролей второго плана засветился ещё один "полукультовый" персонаж - Эрик Штольц из "Мухи-2", "Убить Зои", "Анаконды" и "Криминального чтива" (помните "варщика", у которого подруга - Розанна Аркетт "с дерьмом на лице"?)

И уж безусловно, самая бенефисная роль в "Роб Рое" - у Тима Рота. Уже к тому времени сверкнув своим талантом в "Повар, вор, его жена и её любовник", "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и, конечно, в "Бешеных псах" и "Криминальном чтиве", здесь он просто поразителен. Его бастард Арчибальд Каннингем накрашен сверх меры (уж не проповедует ли нетрадиционные ценности? хотя - от жены Мак-Грегора не отказался...), невелик ростом (даже субтилен) и на первый взгляд - совершенно безобиден.

Эти поединки так утомительны... А впрочем - есть ещё желающие?
Эти поединки так утомительны... А впрочем - есть ещё желающие?

Но когда в его руках шпага... Крадущиеся, почти неуловимые движения Каннингема с паучьей какой-то пластикой завораживают. Противник - какого бы роста и сложения ни был, чем бы ни был вооружён, обречён заранее: он будет окончательно измотан словно порхающим вокруг него Арчибальдом, а острие шпаги неминуемо окажется перед его горлом. Да кто ты такой, чёрт тебя побери?!!.. И каким неприятным, со зрачками-буравчиками, делается его взгляд за секунду перед тем, как соперник окажется повержен смертельным ударом! Обычное любезное выражение лица делается жёстким, словно облекаемое в маску неминуемой Смерти.

Они как-то сразу не понравились друг другу
Они как-то сразу не понравились друг другу

Спойлер, конечно, но даже у жилистого рослого бычары Роб Роя не было ни малейшего шанса выстоять против этого дьявольского отродья, выучившегося фехтованию, скорее всего, у самого аццкого сотоны. Надо видеть лицо Нисона, понимающего, что с таким бойцом он ещё ни разу не бился... По уровню напряжения и нарастающего драйва эта сцена легко может быть сравнима с, например, сценой дуэли Джона Ринго с "Чахоткой" Доком в "Тумстоуне", или, чего уж, - с битвой принца Оберина с Григором Клиганом в "Игре престолов", да-да!..

Финалочка этого эпического побоища. Кстати, лёгкий и резвый Оберин совершил ту же ошибку, что и Каннингем. Полностью вымотав противника, не забывай - он ещё жив! Итог - почти одинаков...
Финалочка этого эпического побоища. Кстати, лёгкий и резвый Оберин совершил ту же ошибку, что и Каннингем. Полностью вымотав противника, не забывай - он ещё жив! Итог - почти одинаков...
Лицо Роба, когда он понимает: кажется, это - всё...
Лицо Роба, когда он понимает: кажется, это - всё...
Если Каннингем снимает свой огромный парик, едва ли это предвещает для противника что-то хорошее. Вернее - вообще ничего!
Если Каннингем снимает свой огромный парик, едва ли это предвещает для противника что-то хорошее. Вернее - вообще ничего!

Думаю, не ошибусь, если персонаж Тима Рота (собравшего, кстати, за роль Каннингема рекордный урожай из "Оскара", BAFTA, "Золотого глобуса" и "Сатурна") легко мог бы войти в TOP-5 самых негодяйских негодяев Голливуда. Эй, поклонники комиксов! Забудьте уже про своих Лексов Люторов, Веномов, Октопусов... Ладно, Джокер Хита Леджера пусть будет! Кто не видел Тима Рота в "Роб Рое" - тот просто не знает, что такое Воплощённое Зло! А уж сцену гибели его от клинка МакГрегора непременно можно посмотреть как минимум дважды - и в замедленном режиме... Так уж это сделано!

Бедный Арчибальд! Никогда нельзя недооценивать противника
Бедный Арчибальд! Никогда нельзя недооценивать противника

Снятый за 28 млн$, "Роб Рой" собрал 58,7 млн$. Технически, это не так уж и много (впрочем, бывает и меньше), но тут есть один нюанс. Вышедшее в том же 1995-м "Храброе сердце" (на ту же "шотландскую" тематику) при бюджете 72 млн$ собрало 210. Видимо, этим и объясняется "негромкость" "Роб Роя": Мэл Гибсон своим протяжным "FREEEEEEDOOOOOOM!!!" попросту украл у него заслуженные лавры, кассу и отзывы критики. Более того, думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня о "Роб Рое" вообще мало кто помнит, а жаль! Зрелище вышло отменнейшее, абсолютно годное к повторному просмотру и - уж точно - к первому (ежели раньше не сложилось). Не пугайтесь его "старости" - 29 лет для "Роб Роя" не возраст, а возможности увидеть почти не изменившегося и сегодня Лиама Нисона в смертельном поединке с Тимом Ротом, полагаю, более нам никогда не представится! И, кстати: если вы думаете, что Леонардо Ди Каприо в "Выжившем" 2015 года, отогреваясь во вспоротом брюхе павшей кобылы, сделал что-то уникальное, то глубоко ошибаетесь! Сперва этот фокус выполнил Нисон, правда вместо кобылы был дохлый бык, так что Иньярриту наверняка видел "Роб Роя" и подумал нечто вроде "какая прикольная фигня... надо бы это использовать!" Ещё одна - и последняя рекомендация!

По сути дела, "Роб Рой" - лишь ещё одна голливудская история о Большой и Великой Любви. Просто густо замешанная на крови, исторических нюансах, первоисточнике Вальтера Скотта и великолепной актёрской игре. И хоть Голливуд нынешний куда как более технологичен, но старую гвардию - не переиграешь! И исполнители уже не те, и сценарии теперь пишут будто и не люди вовсе, а нейросети, и смотреть такое уже не хочется. В чём был фокус киношников девяностых - бог знает. Но только делать кино надо именно так!

-12

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE