Предыдущие публикации цикла - в каталоге "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ.
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
- Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы неожиданно получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.
Славно загостевавшись в 1996-м, переходим в год следующий, потому что заждались уже нас сложенные стопкой VHS в потертых чуть-чуть коробках с фильмами, достойными того, чтобы помянуть их добрым словом или даже - чего уж! - пересмотреть... И нынче у нас - как раз один из таких, негромких, но весьма примечательных образчиков. «На гра́ни» (The Edge). И уж непременно – как всегда в этом цикле – найдётся несколько причин вспомнить его.
Повод первый. И не обсуждаемый. Сценарий. Его автор – Дэвид Мэмет – фигура если не легендарная, то, несомненно, пребывающая где-то поблизости... На его счету – около четырех десятков работ, и давайте-ка перечислим хотя бы самые знаковые: «Почтальон всегда звонит дважды» (с Николсоном и Джессикой Лэнг), «Неприкасаемые» Брайана Де Палмы (с Шоном Коннери, Робертом Де Ниро и Кевином Костнером), «Плутовство» Барри Левинсона (с Де Ниро и Дастином Хоффманом), разруганный критикой, но очень стильный «Ганнибал» Ридли Скотта... Вполне достаточно даже этого сильно кастрированного списочка, чтобы догадаться, что и «На грани» - фильм драматургически довольно крепкий. Так оно и есть! Основных героев, по сути, двое (остальные – достаточно эпизодичны и погоды развитию сюжета не делают): немолодой миллиардер и модный фотограф, по совместительству – удачливый любовник жены первого. Попадая в авиакатастрофу над Аляской, эти двое спасаются, но дальше у них – задачи покруче... Как выжить, когда нет пищи, холодно, по пятам за тобой рыщет отведавший человеческой крови медведь, а между вами – призраки недавнего прошлого и измена?
Довод второй. Сэр Энтони Хопкинс в расцвете своих возраста и таланта в дуэте с Алеком Болдуином – пока последний ещё не набрал лишний центнер, не раздавлен косвенным участием в случайном убийстве оператора и действительно выглядит на миллион долларов: «Побег» с Ким Бейсингер и «Тень» вышли всего три года назад, годом ранее появились спорные, но весьма пристойные «Присяжная» с Деми Мур (там Болдуин просто невероятно брутален и стилен к тому же) и «Пленники небес». Так что Болдуин в "На грани" – тот ещё красавчик, пусть даже обрастающий по ходу развития сюжета густейшей черной бородой.
В их поединке «молодость» vs «мудрость» побеждает... впрочем, на всякий случай не будем спойлерить – мало ли у кого возникнет желание посмотреть? Но развязка весьма неожиданная, хотя, если следовать логике сценариста, - во многом закономерная. Фильм – откровенно «мужской», поэтому присутствующая на экране в его начале знаменитая модель и актриса Эль Макферсон – всего лишь некий символ и почти призрак... Призрак недавнего прошлого, в котором можно было заблуждаться, лукавить и наивно полагать, что жизнь – это такая приятная и забавная штука, которой всегда достаточно. Всё оказалось много сложнее и – одновременно – проще: жизнь - лишь мелкая разменная монета, потерять которую - ничего не стоит.
Причина третья. Великолепные натурные съемки Аляски и... совершенно жуткий медведь.
Советские зрители, полагаю, помнят ещё довольно неприятного, отведавшего человеческих мяска и крови, мохнатого типа из картины семидесятых «Злой дух Ямбуя». В новом столетии нас порядочно напугала медведица, растрепавшая старину Ди Каприо почти в клочья (хотя долгожданный «Оскар», конечно, стал Лео заслуженной "ветеранской" наградой за годы игнора со стороны Академии). А между ними своё законное место занял дрессированный и очень воспитанный кадьяк Барт, снимавшийся в кино в роли, понятное дело, медведя аж с 1981-го года... в «Легендах осени», например. Роль матерого семисоткилограммового убийцы ростом 2.9 метра, преследующего двух (впрочем, сперва – трёх) напуганных мужчин, удалась Барту на славу, саспенс – тот ещё. В 1998 году ему был диагностирован рак правой лапы, лечение результатов не дало, и в 2000-м 23-летнего актёра усыпили.
Есть и еще одна причина выкопать старый DVD или же просто отыскать «На грани» на любом ресурсе и пересмотреть его... Но она очень и очень умозрительна и едва ли объяснима, хотя попробуем.
«На грани» появился в эпоху, когда кассу делали не прыщавые подростки пубертатного периода из Тик-Тока, а половозрелые взрослые люди. Кино тогда снималось, что называется, «по-честному» и от души. Вот смотрите, я здесь уже перечислял шесть фильмов 90-х годов – не самых великих шедевров на свете, но и не трэш – уж точно... Давайте ещё раз:
«Плутовство»
«Побег»
«Тень»
«Присяжная»
«Пленники небес»
«Легенды осени».
Какая из этих картин – фуфу и отстой? Правильно – ни одна. Даже обруганная всеми приличными людьми «Тень» - очень даже годна к просмотру и сегодня, многое не вышло, но – как аттракцион в духе "Индианы Джонса" – вполне себе, и уж точно лучше нынешних франшиз по дурацким комиксам. Дело даже не в том, что мы тогда ещё «отъедались» с постсоветской киноголодухи и, выражаясь фигурально, ели чёрную икру столовыми ложками из тазика. Это, разумеется, было. Но было и другое – определённый уровень качества продукта, падение ниже которого было уже редкостью и сразу шло по категории «В» - вроде фильмов с Лоренцо Ламасом и Синтией Ротрок. «На грани» - однозначно категория «А» по всем показателям. И – чертовски обаятельная вещь, не состарившаяся ни на год из своих немалых двадцати семи. Не верите? Вперёд... хотя бы попробуйте! Зафиналить же наш небольшой киносеанс хочется фразой воображаемого, беззубо шамкающего киноветерана:
- Охохо... Даавно это было... Ещё в те времена, когда в фильмах могли себе позволить первым съесть симпатичного негра, даа...
Так и тянет ехидно подтвердить: точно! Славные были времена. Геев называли... понятно как, а чернокожие запросто могли не дожить даже до середины фильма. Потому что раньше было совершенно неважно - какой у тебя цвет кожи, как это влияет на драматургию картины и "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна". А у нас тогда так и вовсе цинично пели про то, что "только мёртвый негр не идёт играть в баскетбол". И - знаете что? Мне те времена нравятся как-то больше. Хотя бы за то, что кино тогда делали хорошее! Вроде "На грани"...
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE