Предыдущие публикации цикла "Легенды VHS 90-х" - в каталоге "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ.
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
- Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы вдруг получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.
Да, не без того... Снимались в 90-е фильмы весьма спорные, даже при наличии приличных бюджетов и звездного кастинга потерпевшие сокрушительное фиаско. Но у всякой монеты - две стороны. То, что тогда - при наличии серьёзнейшей конкуренции качественного и просто удачного кино - казалось провалом, сегодня выглядит не так однозначно... Отличным примером такого дуализма можно назвать нашего сегодняшнего "виновника" - "Остров доктора Моро" (The Island of Dr. Moreau) 1996 года. И у нас - даже не сомневайтесь - непременно найдётся целых три повода вспомнить его.
Строго говоря, «три повода» для пересмотра «Острова...» имеют ровно столько же противопоказаний к тому, чтобы его не смотреть вовсе. Я нарочно устроил себе киносеанс, чтобы освежить в памяти актерскую игру, сюжетные кунштюки и качество спецэффектов. Но сперва пробежимся по тому, что или не удалось, либо смотрится неважнецки. Скандалы, сопровождавшие съемочный процесс, неизбежно сказались и на постановке. Несложившиеся личностные отношения между Вэлом Килмером и Марлоном Брандо. Оба - как известно - те ещё мастера создать атмосферу съёмочного процесса буквально невыносимой для всех. Их пребывание в одном кадре сокращено до минимума... иной раз даже кажется, что между ними не то, чтобы пресловутой "химии" нет вовсе, а словно каждого по отдельности снимали, а после искусник-монтажёр вместе сложил то, что вышло. Исполнитель главной роли Дэвид Тьюлис порой будто недоумевает, глазами и растерянной физиономией обращаясь к партнерам и зрителю: боги, что я тут делаю? Смена постановщика, как ребёнка выносившего идею экранизации романа Уэллса, произошла в самом разгаре съемок, что затем вылилось в «протестное движение» участников съемочной группы. И все эти злосчастия нет-нет, да и почувствуются в фильме... Да господи, уже одного перечисленного было достаточно, чтобы несчастный «Остров...» пыхнул вулканом и обратился в пепел, похоронив вместе с собой карьеры всех, причастных к его созданию. Однако же сейчас – по прошествии без малого тридцати лет – фильм, как некоторое старое вино неизвестного происхождения, неожиданно приобрёл букет и заиграл. А вот теперь – подробнее...
Повод первый. А вот знаете... атмосфера! Всё-таки режиссёр, в чьи руки попало скандальное детище после увольнения первого постановщика Ричарда Стэнли, Джон Франкенхаймер – крепчайший профессионал, имевший к 1996-му году за спиной почти тридцать картин, среди которых... ну, чтобы точно понять – кто это?.. «Манчжурский кандидат» с Синатрой и «Французский связной-II» (на мой взгляд – ничуть не слабее первого). Атмосфера «Острова доктора Моро» от Франкенхаймера – тягучая и жутковато-приторная, как запах мертвечины на пекле. Вдумчивый зритель кожей ощущает неумолимо и исподволь надвигающуюся опасность отовсюду– из-за деревьев, из сумрака, просто от угрожающей звериной гримасы очередного кошмарного существа... И Ад разверзнется, и тот, кто думал, что он Бог, станет ничем, и новые божки захотят занять место Бога Главного, которого сами же и низвергнут, и на месте пепелища родится новая Религия, и новая Жизнь... Получилось, право!
Повод следующий. Удивительный, да чего там – просто потрясающий грим от кудесника жанра Стэнли Уинстона. Просто напомним некоторые его работы: два «Терминатора», «Бэтмен», «Эдвард Руки-ножницы», оба «Хищника», «Парк Юрского периода». Люди-звери в «Острове» пугающи, каждый индивидуален по-своему и опасен – тоже по-своему. Добавим к этому натуральные «животные» звуки – у каждого свои – и... Честно, смотреть на Человека-Леопарда с его сдержанной пластикой монстра перед смертельным прыжком и Человека-Гиену откровенно страшновато, холодок по коже нет-нет, да и пробежит.
Точно также, как всплывает предательское «мимими» со щекотанием в носу, когда на экране появляются трогательнейший карлик Нельсон Де Ла Роза и «друг человека» М`Линг. И уж в полный восторг приходишь, когда уже в титрах читаешь имя Марка Дакаскоса – в роли Человека-Леопарда. Это его хриплое «Faaather!..» Да, действительно: мы - те, кто мы есть, точнее и лапидарнее Глашатая Закона не скажешь!
Повод третий. Несмотря на тяжкие роды картины и почти неприкрытую неприязнь ведущих актёров друг к другу, посмотреть на них в таком составе всё же любопытно. Одна из последних ролей Брандо. Престранный, какой-то «кислотный» персонаж Вэла Килмера: текста - минимум, зато колоритен и эффектен, как, впрочем, и во всех своих ролях эпохи 80-х - 90-х. Любимчик артхаусного кино (вспомните хотя бы "Полное затмение" Агнешки Холланд) Дэвид Тьюлис - актёр с невнятной внешностью и как бы несколько "притушенный". Влюбившая в себя зрителей 90-х (и в России - тоже) после «Колдовства» и «Чем заняться мертвецу в Денвере» кошечка Фейруза Балк. С затруднениями, но всё же узнаваемый в роли Глашатая Закона Рон Перлман. Куда же больше? Разве что Брюс Уиллис? Впрочем, он и должен был изначально играть роль Тьюлиса, возможно, и к лучшему, что не сыграл, - Тьюлис здесь вполне к месту. Старина Брюс только бы всё испортил - эта роль в "Острове" не предусматривала столь яркой харизмы.
Что хочется сказать в финале нашей памятной вечерины? Закономерны ли были аж шесть номинаций на «Золотую малину» и «победа» Марлона Брандо как «Худшего актера второго плана»? А кассовый неуспех? Наверное, да... Но сейчас... Что-то остается от просмотра «Острова доктора Моро» такое... щемящее и искреннее. Настоящее. Сейчас так кино уже не делают, а от просмотра нынешних «шедевров» остаются в лучшем случае.недоумение или досада. «Остров...» своё время таки пережил, и сейчас – вполне себе годен к просмотру. Хотя бы как визуальное доказательство того, что Голливуд 90-х способен был делать многое, оставляющее в душе ностальгические занозы не только от наших воспоминаний о том, какими мы были три десятка лет назад, но и от всего раз увиденного когда-то...
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE