Предыдущие публикации цикла "Легенды VHS 90-х" - в каталоге "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ.
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!
- Мы давно уже миновали 90-е, когда - вместе с водкой "Распутин", с этикетки которой лукавый бородач не менее лукаво нам подмигивал, разноцветными ликёрами и сигаретами, сервелатами и "дольчиками с лукрой" - на нас обрушился вдруг Голливуд. Ранее лишь слышавшие о "Крёстном отце", "Рэмбо", "Терминаторе", "Последнем танго в Париже" и "Чужом", мы вдруг получили доступ к "самому массовому из искусств" в неограниченном количестве. Наконец-то настали времена, когда нами жадно дюжинами скупались пиратские VHS с практически любыми… подчеркну – любыми заокеанскими новинками и классикой. Чёрт его знает – как они там это делали, но видеть хотелось ВСЁ… буквально – ВСЁ… или – ПОЧТИ ВСЁ. Это было как болезнь… как поветрие. Пока мы не объелись всем этим до диатеза и аллергии. И пока постепенно Голливуд - начиная прямо с "нулевых" - сам не разучился делать "просто хорошее кино", впав в маразм толерантности, засилья комиксов, дефицита умных, оригинальных идей и актёров, на которых хочется смотреть. И было это еще не так давно. Это удивительное волшебное время называлось ДЕВЯНОСТЫЕ.
Фантазия авторов голливудского кино 90-х поражает: каким-то непостижимым образом они умудрялись, используя существенный скачок в возможностях компьютерных технологий, выдумывать даже не новейшие сюжетные навороты, а и сами идеи, и, объединив всё это в один компот, выдавать ежегодно по несколько качественных проектов, удивляя и радуя мирового кинозрителя. Сейчас же ощущение такое, что «люди кончились». Или мозги у всех кончились. Или требовательные зрители преставились в конце «нулевых», массово подавившись чипсами под Гарри Поттера и бесконечные реинкарнации человеков-пауков. Делаются только римейки римейков. Или перезапускаются старые франшизы. Что – по сути – одно и то же. В 90-е же же таким «находкам» никто особо не удивлялся – это воспринималось как само собою разумеющееся. Это ж фабрика грез, мать твою, это – в порядке вещей. И даже средняя по качеству поделка смотрелась вполне мило – если это не откровенный трэш с каким-нибудь Лоренцо Ламасом или Марио Ван Пибблсом.
Одним из таких «негромких», но примечательных фильмов был «Мутанты» (Mimic) 1997 года. Ниже попробуем разобрать - почему есть смысл пересмотреть этот не самый громкий, в общем-то, в принципе фильм ушедшего тысячелетия.
Аргумент козырный. «Мутанты» - первый голливудский проект Гильермо дель Торо. Уже снят заслуживший признание в Мексике и замеченный в Голливуде малобюджетный ужастик «Хронос». Впереди – «Хребет дьявола», «Лабиринт фавна» и целая куча типичной американской халабуды нового тысячелетия вроде «Тихоокеанского рубежа». Вундеркинд, отдавшийся во власть синема с 10 лет, сумел привнести в мировое кино свой взгляд на вещи и изрядно напугать даже привычного зрителя, а хорошая привычка выходца из страны «третьего мира», экономя, делать добротные вещи, всегда приветствовалась большими боссами. «Мутанты» с бюджетом в 30 млн$ смотрятся значительно дороже, сними их кто-нибудь сейчас – едва ли уложился бы даже и в 70.
Повод второй. Если у вас инсектофобия и вы содрогаетесь от одного только вида таракана, клопа, моли или божьей коровки – ищите «Мутантов» на просторах Инета, об остальном позаботился Гильермо дель Торо, воплотив в жизнь все ваши кошмары. Еще будучи ребенком, я, ловя бабочек на просторах Приморского края, обратил внимание на их жуткие мордуленции. Иными словами – бабочки (как и совы) – не то, чем они кажутся. Что уж говорить о гигантских зловещих тараканах, оккупировавших в фильме нью-йоркскую подземку. Да, такого, судари, вы еще не видали, разве что в «Мухе» Кроненберга очаровательный мухоперерожденец предстал во всей своей красе, а «Мутанты» подняли эту планку на недосягаемую высоту. «Мистер Смешные ботинки» ждет вас, любители натуралистических ужасов.
Это вам не какой-нибудь потешный Фредди Крюгер, здесь иной счет, в известной мере - даже интеллектуальный. Кстати, занятное совпадение – в том же 1997 вышел еще один «насекомый" фильм – «Звездный десант» Верховена (или, как настаивают специалисты-языковеды, - Ферхуфена), в котором любой инсектофоб – помимо дежурного панического ужаса – смог проникнуться еще и ненавистью к жукам. Лучшая фраза – «Простите, что не смог убить еще жуков для вас, сэр!» - окончательно закрыла тему.
Довод следующий. Продемонстрировав в 1992 году своих динозавров, Спилберг открыл новую эпоху. С помощью компьютеров мы избавились наконец-то от скучных как хор моравских ложкарей резиновых инопланетян, пористых как шоколадные батончики Годзилл, кукольных монстров и одетых в ростовые костюмы Кинг-Конгов корпулентных мужиков. Спецэффекты в «Мутантах» предельно реалистичны, во всяком случае, сейчас фильм смотрится совершенно нестыдно, и уж точно - никто не скажет, поморщась, «старье», хоть с выхода на экраны прошло уже куда больше четверти века. А вот потому что снимать умели в 90-х – раз, но использовали технологии как «приправу» к фильму, а не наоборот – как сейчас. «Мутантам» дель Торо в неглупой сценарной «подкладке» точно не откажешь, тем более, что среди авторов числится и Роберт Родригес, а в главной роли задействована тогдашняя длинноногая пассия Тарантино Мира Сорвино – китаистка и выпускница Гарварда с коэффициентом IQ140, что гарантировало зрителя от созерцания обычной голливудской глупой визжащей блондинки - типичнейшего персонажа, которого обычно в первые же полчаса съедают или режут бензопилой. Тоже, знаете, весьма весомое достоинство.
Ultima Ratio. Вот это объяснить будет сложнее всего, но попробуем… Американское кино 90-х качественно отличается от Голливуда нынешнего самим подходом. Если Спилберг и сделал свой «юрский» аттракцион, то задав такой уровень, что и тридцать лет спустя на нём «покататься» не зазорно. Как правило, в 90-х и к сценариям подходили с куда большей серьезностью, нежели сейчас, и дураков с прыщами вместо мозгов из зрителя не делали, и спецэффекты как сюжетный двигатель не использовали, а если и использовали, то ингредиентно, не пересаливая и не переперчивая. Давайте без байды, не идеализируя: каждый месяц выходил фильм-два, которые неизменно оказывались в виде VHS на полке российских видеоманов. Пофантазировав, можно самому себе честно задать вопрос: вот как будто сейчас нет Интернета и даже DVD… Стали бы вы покупать кассету с «Красавицей и чудовищем»? Или со «Спасателями Малибу»? А – свят-свят - с «Чудо-женщиной»? А вот в том же 1997 вышли «Адвокат дьявола», «Пятый элемент», «Секреты Лос-Анджелеса», «Люди в черном», «Без лица», «Воздушная тюрьма»… Мало? Тогда еще: «На грани», «Шакал» (с этими двумя мы уже познакомились в рамках цикла), всё тот же «Звездный десант», «Лучше не бывает», «Донни Браско», «Контакт»…Всё, одна из ваших полок кончилась, места больше нет. Что это – концентрация лучших умов и сил Голливуда, чтобы выложить все свои возможности именно в одном году, или всё же закономерность? А теперь давайте возьмем, например, 2016 год… Так-так, чем нас порадовали? «Зверополис»… Ну ладно, с кетчупом «МахеевЪ» потянет. «Ла-Ла-Лэнд»? Средненько, просто «Оскара» больше вообще давать было некому. «Прибытие»? Твердая тройка – если не уснуть посередине действа. «Доктор Стрэндж» и «Фантастические твари…»? Сорри, мне чуть больше шестнадцати… «Пассажиры»? Тоже на «троечку», никак не выше. Сейчас вообще кто-то помнит, что были такие фильмы? Всё, судари, привет семье! Плохой год? Да нет, обычный, скоромный. Просто кино уже не то. А вот как раз «Мутанты» это и доказывают.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самое занятное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE