Несколько ночей назад, во сне, я трижды испытала глубокий стыд. Мое тело словно проваливалось куда-то в пустоту («провалиться сквозь землю»), душа словно бы отделялась, чтобы дистанцироваться и не соединяться с этой «неправильной» собой. Я спала, но все три раза словно бы понимала, что стыд не мой, а прихваченный от одного из клиентов. В третий раз осознание пришлось на момент выхода из сна. Это помогло запомнить и ощущения, и смысл, и сделать выводы по дальнейшей стратегии работы.
Этот эпизод напомнил мне, насколько уязвим и беззащитен человек в своём стыде. Как сложно переживать эту эмоцию рядом с другим. Как хочется сбежать от психолога и не возвращаться к нему, когда обычные вопросы про себя заставляют чувствовать «не таким», «не соответствующим», «не дотягивающим» до каких-то идеалов…
Я давно хотела оформить в один материал несколько интересных рекомендаций от уважаемых мной гештальт-терапевтов по работе со стыдом, но все откладывала. Подумала, что пришло время сделать это. Вдруг ещё кому-то они пригодятся? Как психологам, так и людям, интересующимся, осознанным, пробующим использовать знания об эмоциях как подсказки о степени удовлетворения своих потребностей.
Описание телесных феноменов стыда, значение и основные приемы работы с ним можно найти в моем материале по ссылке
Итак, стыд…
Виктория Дубинская предлагает клиентам с токсическим стыдом метафору про очки как способ болезненного восприятия себя: дескать, вы сейчас смотрите на мир сквозь отравленные стекла и у вас возникают обманчивые, невротические чувства, которым нельзя доверять. Эту метафору держим в голове все время.
- В моменты, когда клиент выходит из стыда и не видит в себе ничего ужасного, возвращаем, что сейчас очки на макушке, а не на глазах, а значит, можно доверять именно этой картинке восприятия.
- Как только чувства и мысли, связанные со стыдом, приближаются, семафорим: “Это отравление! Вы снова надели очки! Вы снова смотрите на себя сквозь отравленные стекла!”
Таким образом, раз за разом, углубляется разрыв между невротическим состоянием и личностью.
Елена Петрова при работе со стыдом предлагает исследовать момент, предшествовавший этому чувству: “А что же было за 30-60 секунд до появления стыда?”
- Что хотел клиент до того, как появился стыд? Какой порыв и намерение было незадолго до этого? Что было важно сказать или сделать? (стыд останавливает действия по удовлетворению истинной потребности человека)
- Также интересно поисследовать окружение, которое “способствовало” появлению стыда. Кто эти люди, мнение которых так важно для клиента и к которым он лоялен? Какие общие ценности есть у этих людей и клиента?
- Поисследовав эти два момента можно провести ассимиляцию: кем клиент не был поддержан и в каком намерении?
Полина Гавердовская в книге “Страдаю, но остаюсь” предлагает интересный ход: помимо исследования состояния стыда, можно превратить его в вину и работать уже с ней.
Например, вы говорите себе: «Кажется, у меня горят лицо и уши. Я не дышу. Я готова провалиться сквозь землю от стыда. Все это потому, что подруга уговаривает меня позвонить ее другу и попросить его вернуться к ней. Я отказала ей, и мне так стыдно…». В том месте, где появляется «плохой поступок» (я отказала подруге) появляется и человек – автор плохого поступка. Появляется действие. Стыд превращается в вину. Вы навредили подруге, отказавшись мирить ее с другом? Этот поступок точно плохой? Вы точно виноваты перед ней? Теперь это точно вина, а не стыд.
В случае здоровой вины достаточно извиниться или компенсировать причиненный вред. В случае невротической, когда реальный ущерб другому человеку отсутствует, признать, что есть привычка чувствовать себя виноватым. Думаю, метафора про восприятие через отравленные стекла очков может подойти и в этом случае.
Автор: Мария Карташова
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru