Маниакальная защита* и обращение к параноидальным жалобам – не единственное средство справиться с депрессивной тревогой.
* Термин «маниакальная защита» стремится охватить человеческую способность отрицать депрессивную тревогу, свойственную эмоциональному развитию, тревогу, которая относится к способности индивида чувствовать вину, а также к осознанию ответственности за инстинктивные переживания и за агрессию в фантазии, которая эти инстинктивные переживания сопровождает. См. Дональд В. Винникотт «Маниакальная защита».
Кляйн думала, что есть еще один, возможно, более трудный, путь к преодолению.
Эта альтернатива – сталкиваться с депрессивными тревогами повреждений и потерь.
Психоаналитики используют термин «проработать» для этого процесса встречи с худшим.
В данном случае это означает: «Ну, если ущерб и смерть уже состоялись, я должен сделать что-то, чтобы попытаться исправить ситуацию, какой бы странной она ни была».
Если такой подход возможен в процессе развития, то депрессивная вина может развиваться в двух формах.
Это движение начинается с убеждения, что за проступок и причиненный ущерб положено тяжелое наказание; в то время как альтернатива этой идее - то, что необходимо приложить усилия, чтобы исправить положение вещей.
В этом различие между библейским подходом «око за око» и подходом «искупление».
Восстановление того, кому был нанесен ущерб, может произойти во внутреннем мире.
Это предполагает борьбу за то, чтобы реконструировать свои личные чувства внутри; это влечет за собой как можно более точное признание «хорошего» и «плохого» в отношениях человека с теми, кто близок и нужен.
В обычных терминах это часто выражается как «цените, что имеете», что легче сказать, чем сделать на бессознательном уровне, который мы рассматриваем.
Не менее важны и усилия, предпринимаемые во внешнем мире по отношению к другим людям (и вещам – включая планету и ее климат).
Те люди во внешнем мире, по отношению к которым нам приходится делать какую-то репарацию, занимают место внутренних объектов, которые считаются повреждёнными – старыми, страдающими или мертвыми.
Люди прибегают к «поддерживающим» [помогающим] профессиям, в том числе к психоанализу, как к форме попытки излечения тех, кому, по их мнению, они причинили вред.
И это может быть проблемой возникшей в определенном возрасте – например, смерть или даже болезнь родителя, когда он был ребенком.
Родительская болезнь может быть причиной психической травмы или даже значительной депрессией.
Например, обычно матери страдают от так называемой шестинедельной депрессии после рождения ребенка, с различными гормональными изменениями и семейными перестройками, но ее старшие дети могут быть очень чувствительны к ее плохому настроению и чувствовать необходимость вернуть ее к старому «Я».
Эти события воспроизводятся во внешнем мире, хотя и происходят из драматических фантазий бессознательного.
Внутренние аспекты этих фантазий не только меняют реальную жизнь с другими, но и внутренние конфликты могут разыгрываться по-другому – в литературе, драме, музыке и искусстве в целом.
Эта эстетическая репрезентация внутренней работы, исходящей из драмы бессознательных фантазий и является творчеством.
Человек действительно побуждается к творчеству под влиянием депрессивной тревоги и желания репарации.
Но мы, похоже, так же находим удовольствие в создании репрезентаций и символики самой по себе.
З. Фрейд называл это «сублимацией» и видел в ней отличие инвестиции инстинктивной энергии от моторной разрядки в чисто интеллектуальную деятельность, ставшее возможным благодаря эволюции нашего мозга.
Сублимация – это форма игры, это сублимация – это подмена одного объекта, представляющего интерес на другой.
Фрейд считал, что инстинктивная энергия особенно гибка в своей способности перенаправляться на новые объекты, представляющие интерес, и поэтому она является одним из корней, из которых исходят цивилизация, культура, символизация и эстетика.
М. Кляйн видела в этом не инстинктивную энергию как таковую, а то, что она проистекает из беспокойства о важных объектах, которые мы любим, и необходимости жить с ними испытывая сложные чувства.
Внутренняя репарация ощущается как реальная, отчасти потому, что ситуация на самом деле может быть символизирована во внешнем мире.
Эта эстетическая репрезентация внутреннего акта, проходящего через драмы бессознательной фантазии, сама по себе является формой творчества.
Замена (substitution), по мнению Кляйн, является движением, в котором страх разрушительных атак может быть направлен на:
(i) менее важных других, и
(ii) тех, кто находится во внешнем мире, а не на внутренние любимые объекты.
Таким образом, эти трудные ситуации приводят к двум типам творческих задач: во-первых, к необходимости восстановления, а во-вторых, к движению к замещению/сублимации.
Источник: MELANIE KLEIN THE BASICS. R.D. Hinshelwood and Tomasz Fortuna. First published 2018 by Routledge
#психоанализ
#кляйн
#депрессия
#проработка