Весна была на улице. Весна настоящая: солнышко, птички, тепло, но не жарко, ветерок слабенький. Солнце слегка пригасить и получится идеальная погода для занятий лёгкой атлетикой. Но ай-ай-ай. Сидели дома и раздел "Лёгкая атлетика" изучаем дистанционно и на пальцах. Да, так и было всего три с половиной года назад! А теперь унас весьма тёплая осень (только вчера столбик термометра пополз вниз и заморосило дождём). В общем, раздел "Лёгкая атлетика" можно было весь сентябрь изучать "в натуре". Раздел "Лёгкая атлетика" в 4 классе делю на несколько тем: бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, метание (мяч, копьё, толкание ядра), прыжки в высоту. Прыжки в длину не провожу. Банально негде. Не то, чтобы у меня не было желания или возможностей сотворить прыжковую яму. Её действительной негде разместить.
Бег на короткие дистанции.
В 1-й четверти ограничиваюсь повторением материала 3 класса. Это 5 правил скоростного бега и некоторые специальные беговые упражнения (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлёстыванием голени назад, бег на прямых за счёт разгибания стопы). Гораздо больше работаю со спринтом в четверти 4-й. Техника высокого старта и многочисленные стартовые выбегания. Причём не только с высокого старта, но и из других стартовых положений. Например, из положения спиной к направлению бега (стартовый сигнал - поворот), из упора лёжа и др. Добавляю число специальных упражнений. Пытаемся соединить в "колесо" бег с высоким подниманием бедра и бег с захлёстыванием голени. Используем много вариантов многоскоков и скачков. Все специальные упражнения использую в начале основной части урока.
Много использую соревновательных заданий. Например, такое. Класс делится на 2-3 команды. Каждая команда делится пополам и строится во встречные колонны на расстоянии 15-30 м друг от друга. По команде стартуют первые номера команд. Касанием ладони о ладонь передают эстафету во встречную колонну. Каждый участник пробегает 4-8 отрезков (это зависит от задачи урока).
Бег на средние дистанции.
С бегом на средние дистанции картина обратная. Ему я большее внимание уделяю в 1-й четверти. Начинаем с непрерывного бега в темпе ниже среднего. 400 - 1200 м во второй половине основной части урока. Если все учащиеся основной физкультурной группы могут поддерживать темп, переходим к тренировке скоростной выносливости. Для этого использую пробегание отдельных отрезков (120 - 500 м) с различной скоростью. Часто ставлю контрольное время на пробегание отрезка. Контрольное время вычисляю опытным путём для каждого класса. У меня круг на площадке 120 м. "Контрольку" определяю по худшему результату в классе при пробегании этой дистанции с максимальной скоростью.
Вариантов подобной интервальной тренировки очень много. Например, такой. Пробегаем 120 м с "нижней" планкой в 45 секунд. Затем 240 м (два круга) с планкой 1 минута 35 секунд. 360 м с планкой 2 минуты 25 секунд. Для тех, кто скажет, что это не нижняя планка, а ерунда, отвечу, что круги у меня маленькие (по малому кругу бежать тяжелее, потерь времени больше) и ориентация идёт по самому слабому в классе (основной группы, конечно). Варианты подбираю отдельно для каждого класса и конкретного урока. В 4-й четверти тренировочных уроков меньше. В основном использую равномерный бег с ускорениями по сигналу. Ускорения можно выполнять по времени или по расстоянию (помогают звуковые и зрительные сигналы).