Образование, членство в профессиональных ассоциациях, регулярные супервизии, практический опыт, подход — казалось бы, вот он, необходимый минимум. Однако я бы хотела рассмотреть данные пункты детальнее, а еще объяснить разницу между настоящим коучингом и тем, что вы можете встретить под названием "коучинг" на рынке.
Обучение коучингу
Как правило, профессиональному коучингу чаще обучаются в качестве дополнительного образования. Если рассматривать вузовские программы, то это всегда повышение квалификации или курсы переподготовки (зависит от длительности программы). Серьезные программы длятся несколько месяцев, содержат много практических часов и предполагают обязательную аттестацию (экзамен). Достойное образование по коучингу в формате переподготовки (то есть на базе уже имеющегося высшего образования) можно получить в Российском Университете Дружбы Народов, Московском институте психоанализа, РАНХиГС, Высшей школе экономики, СКОЛКОВО и др.
При этом в вузах уже появляются программы по коучингу в составе высшего образования (например, в Московском институте психоанализа или в Высшей Школе Экономики уже есть магистратура по коучингу). Обучение в магистратуре обычно длится 2 - 2,5 года.
Кроме вузовских программ есть учебные центры и организации с лицензией на образовательную деятельность, которые также обучают коучингу и выдают дипломы о дополнительном образовании. Здесь я хочу упомянуть Международный Эриксоновский университет — к этой организации можно относиться серьезно, она действует на территории России давно и была основана Мэрилин Аткинсон. Также коучингу обучают в онлайн-университетах и на онлайн-курсах переподготовки типа Психодемии, Среды обучения и др.
Отдельно обозначу, что есть заточенные на ICF* программы разных небольших негосударственных коучинговых школ, они также имеют лицензии и выдают дипломы, но целесообразность обучения по данным программам на текущий момент под вопросом (*ниже в блоке "Членство в профессиональных организациях" описала текущую ситуацию со статусом ICF в России). Я знаю несколько случаев, когда после подобных школ люди шли доучиваться в вуз на курс переподготовки, потому что ощущали острую нехватку коучинговых инструментов и техник (при этом, надо отдать должное — программы под ICF хорошо оттачивают протокольный коучинговый подход по ICF).
Кроме того, на рынке есть авторские курсы по коучингу, вы можете видеть рекламу подобных в соцсетях или в контекстной рекламе. На мой взгляд, в плане "фундаментальности" знаний они сильно проигрывают вузовскому образованию. Я полагаю, что обучение на подобных курсах можно рассматривать как нечто дополнительное, освоение авторских подходов и т.п., когда у коуча уже есть хороший вузовский диплом о переподготовке, есть "база".
Ну и отдельно отмечу, что любое краткосрочное обучение коучингу скорее является введением в профессию и расширением кругозора, но не может всерьез гарантировать качество оказываемых услуг и соблюдение коучингового подхода.
Посещение семинаров, практикумов, тренингов, ретритов, выездных мероприятий у различных гуру и т.д. не может считаться полноценным обучением коучингу (даже если они вдруг содержат упоминание слова "коучинг" в названии). Это также что-то из разряда "для общего развития" (хотя зачастую и возможность развития там под вопросом).
Мой подход: при выборе специалиста в совокупности смотреть на его базовое высшее образование, профессиональный опыт и на дополнительное образование в области коучинга и на основании этого делать выводы. Если обучение было на базе вуза, очным и продолжительным — это, несомненно, плюс.
Очень многие коучи имеют сильную связку основного образования и дополнительного в области коучинга. Хорошо бы, чтобы для коучей, работающих в сфере бизнеса и карьеры, базовым было юридическое, экономическое, управленческое или инженерное образование в соответствии с той отраслью, в которой они специализируются в коучинговой работе. Для коучей, работающих в life-сфере, очень кстати придется базовое образование в области психологии или социологии. Хотя тут также отмечу, что многие мои коллеги, грамотные специалисты, обучившись коучингу, затем дополнительно углубляются в психологию и даже проходят обучение в этой области (также в формате дополнительного образования) — на мой взгляд, это сильная особенность российского рынка. У нас крепкая связь психологии и коучинга в целом (если мы, конечно, рассматриваем профессионалов).
Членство в профессиональных ассоциациях
АРК (Ассоциация русскоязычных коучей)
Членом Ассоциации Русскоязычных Коучей могут стать практикующие специалисты, которые ведут профессиональную деятельность в области коучинга или используют технологии коучинга в профессиональной и управленческой деятельности. Вот здесь можно найти Этический кодекс АРК, а тут список ее членов. Данная ассоциация развивает методологию русскоязычного коучинга и супервизии для повышения качества коучинговых услуг и видит своей миссией создание цивилизованного рынка и профессии коуча в России.
НФПМК (Национальная федерация профессиональных менторов и коучей)
Миссией федерации является развитие, передача, продвижение ценностей, философии и методологии коучинга и менторинга на территории России. Вот здесь вы найдете список членов данной федерации. Среди целей создания, в частности, упоминается защита потребителя коучинговых, менторинговых услуг через этические принципы профессии – Этический кодекс Профессионала-члена Федерации.
ICI (International Association of Coaching Institutes)
Крупная международная ассоциация, объединяющая институты, обучающие коучингу. На текущий момент российские вузовские программы по профессиональному коучингу (например, от Российского Университета Дружбы Народов или Московского института психоанализа) сотрудничают с данной ассоциацией и выпускники их коучинговых программ на основании пройденного обучения и дополнительных отчетных требований (количество часов обучения, практики и сессий с профессиональной супервизией) могут присоединиться к ней. Сертификаты ICI свидетельствуют, в том числе, о количестве часов обучения и практики профессиональному коучингу. Вот на этой странице можно найти специалиста-члена ICI.
ECA (European Coaching Association)
Европейская ассоциация коучинга была основана в 1994 году в Германии и в свое время была первым профессиональным объединением коучей в мире. Вот здесь можно найти более подробную информацию о данной ассоциации и ее этический кодекс. Как правило, вузовские программы (РУДН, МИП и др.) аккредитованы под стандарты ECA и выпускники подобных программ получают соответствующие сертификаты.
ICF (International Coaching Federation)
Есть раскрученный "бренд" — ICF (International Coaching Federation) — международная федерация коучинга, основанная в США. Необходимо иметь в виду, что данная организация с 18 марта 2022 года приостановила свою деятельность на территории России, и из России стать членом ICF нельзя. Сейчас официально получить данный сертификат можно, отучившить на аккредитованной ICF программе и выбрав ближайшее к России отделение, чтобы присоединиться к нему — например, в Казахстане или Грузии.
При этом членство ICF ничего не говорит об особой квалификации или статусе коуча — оно по сути говорит только о том, что он принадлежит данному профессиональному сообществу. Таким образом, чтобы начать работать с клиентами, не обязательно становится членом ICF. При необходимости, можно обучаться на программах школ, аккредитованных данной организацией (такие на территории России остались, но они преимущественно негосударственные). По итогам обучения по программам ICF в России коуч сейчас получает сертификат ACSTH или ACTP. Итак, наличие/отсутствие сертификатов и (или) членства в ICF не является обязательным или определяющим в профессии коуча на территории России. Ведь в случае возникновения каких-либо этических и любых других проблем данная организация не окажет содействия. При этом если коуч работает на международном рынке, то данный сертификат узнаваем и действительно может пригодиться.
ФПКиН (Федерация профессиональных коучей и наставников)
Эта федерация — сообщество профессионалов в коучинге и наставничестве, детальную информацию о ее членах вы можете найти на сайте. Стоит иметь в виду, что генеральным партнером данной ассоциации является частная коучинговая школа 5PRISM (фактически, основатели данной школы основали и эту ассоциацию с уходом ICF с российского рынка). По идее, кодекс данной федерации близок по содержанию к кодексу ICF. В целом, как и ICF в свое время, основатели очень много вкладывают в маркетинг и популяризацию бренда.
Резюмирую: при выборе специалиста стоит обратить внимание, является ли он членом каких-либо из перечисленных профессиональных сообществ, проверить информацию на соответствующем сайте. Участие в ассоциациях предполагает следование этическим кодексам и стандартам, что повышает доверие к специалисту. Если ваш коуч состоит в российской ассоциации, то это положительный фактор — так появляется возможность обратиться в нее в случае возникновения претензий в плане нарушения коучинговой этики.
Супервизии и интервизии
Супервизии – это совместная или групповая сессия коуча (супервизанта), которому требуется помощь, и опытного практикующего специалиста (супервизора), на которой первый получает помощь и рекомендации от старшего коллеги.
Интервизии – это представление обсуждение рабочих кейсов и моментов в среде коллег, равных по опыту, статусу.
Профессиональный коуч, согласно большинству этических стандартов, упомянутых выше, должен с определенной периодичностью проходить супервизии в целях своего профессионального развития. Фактически, он получает обратную связь , оценку и рекомендации для профессиональной деятельности.
Обратите внимание: если у специалиста есть сайт или профиль в социальных сетях, проверьте, упоминается ли им прохождение супервизий (а иногда и интервизий) в целях его профессионального роста и развития. Конечно, данную информацию проверить не всегда возможно, однако если коуч состоит, например, в АРК, то прохождение супервизий — обязательное требование для всех членов и ассоциация осуществляет за этим контроль.
Практический опыт коуча
Здесь все традиционно: ориентируйтесь на информацию о том, как коуч работает. Многие публикуют отзывы (скриншоты сообщений клиентов) на сайте или в своих социальных сетях, но зачастую это не очень информативно. Гораздо лучшее понимание складывается, если специалист может предоставить или рассказать кейсы, которые точнее описывают содержание запроса, техники, результат, оценку результата клиентом (важно – кейсы можно предоставлять только с согласия клиентов, без передачи персональных данных клиентов).
Также обращайте внимание на "докоучинговый" (или "внекоучинговый") опыт – из какой области вырос специалист, чем он занимался и занимается, какой профессиональный путь прошел, как преподносит информацию о своей карьере, образовании, проектах. Неконгруэнтно, когда человек, не имеющий предыдущего релевантного опыта или достойного профессионального обучения в корпоративной сфере берется коучить в бизнесе. Отсутствие понимания контекста может сказаться на скорости работы и на достижении результата.
Резюме: проверяя информацию о коуче, попросите рассказать о кейсах. Причем, не общими словами, а более детально – так у вас появится возможность услышать о техниках и инструментах, которые применяет специалист, оценить его системность, ход мыслей и составить впечатление о его профессионализме. Выбранная коучем ниша должна быть подкреплена чем-то (его практическим опытом или образованием, например), а не просто "модно называться" и "красиво звучать".
Коучинговый подход
Итак, конец статьи – самое время рассказать, а что же такое коучинг. Есть определения, которые вы можете найти в основных книгах по коучингу (авторства Тимоти Голви, Майлза Дауни, Джона Уитмора и т.п.). Я приведу некоторые из них, но сразу скажу, что они могут показаться не очень информативными для тех, кто впервые сталкивается с коучингом.
Поэтому сразу после определений я отдельно пропишу маркеры (признаки), по которым вы можете определить, что с вами работают именно в коучинговом подходе, а не в каком-то ином.
Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) в книге "Работа как внутренняя игра" дает такое определение:
Коучинг — раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.
Коучинг – это искусство создания с помощью беседы и поведения среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.
Майлз Дауни (Myles Downey) в книге "Эффективный коучинг" определяет коучинг вот так:
Коучинг — искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию человека.
Другие определения понятия "коучинг" вы можете найти в статье, которую я писала при подготовке к экзамену по бизнес-коучингу в Московском институте психоанализа (ссылку приведу ниже, в конце данного материала).
Коучинг это не ....
Итак, важно различать, что коучинг — это не консалтинг, не психотерапия, не тренинг, не наставничество, не менторство. Поэтому если в ходе работы прослеживаются характеристики других видов консультирования, значит, это не коучинг в чистом виде. Я уж не говорю о невозможности связи коучинга и каких-либо эзотерических практик, предсказаний, гаданий... (однозначно нет, это все не является коучингом).
Коучинг это ...
Коучинг — это партнерские взаимоотношения, в которых четко разграничены роли и ответственность. Он предполагает собой процесс, направленный на раскрытие потенциала клиента при достижении им важных для него целей и изменений в будущем. При этом:
- Коуч отвечает за создание безопасного, конфиденциального пространства, за выбор техник и инструментов, направленных на достижение клиентом его целей.
- Клиент обладает всем необходимым потенциалом и личной ответственностью за действия (или бездействие), которые он проявляет как в ходе коучинговой сессии, так и за ее пределами.
Признаки коучинга
Я бы выделила следующие маркеры, указывающие, что происходит именно коучинг:
- Клиент определил цель, к которой хочет прийти в будущем ("мне нужно понять, почему такое случилось в прошлом" — это не про коучинг).
- Коуч задает вопросы клиенту, руководствуясь определенными схемами (макромоделями GROW, SCORE и др. в зависимости от запроса и подхода). Вопросы коуча связаны между собой и касаются контекста ситуации клиента, запроса клиента, их цель — способствовать тому, чтобы клиент нашел оптимальную для себя стратегию для достижения своей цели. Бессистемная бомбардировка вопросами или, наоборот, использование какого-то систематизированного опросника с однозначными трактовками — это не коучинг.
- Вопросы в ходе коучинга задает именно коуч, не клиент. Если клиент задаст коучу вопрос в ходе сессии, то коуч "вернет" вопрос клиенту ("а как вы сами считаете?"). Если специалист начинает отвечать на вопрос клиента, делиться своим мнением, оценкой, анализом, взглядом на ситуацию — это не коучинг.
- Коуч не знает "как лучше?", он работает в картине мира клиента, не привнося в неё свои ценности и собственный взгляд на вещи. Если специалист в ходе сессии использует наставления и формулировки «я бы поступил таким-то образом» – это не коучинг.
- Коуч не анализирует ситуацию за клиента и не критикует его ("вот тут вы допустили такую-то ошибку, вот это было неправильно" — это не коучинг).
- Коуч не дает советов, не наставляет, не делится экспертным мнением ("вот тут вам надо сделать так-то и так-то" — это не коучинг).
- Коуч не оценивает клиента ("вы молодец!", "вы не молодец!" — это не коучинг).
- Коуч не использует мотивационные внушения ("вы точно сможете, я в вас верю! скажи жизни "да!" и прочие заявления в стиле Тони Робинса — это не коучинг).
- Коуч не ставит за клиента цели ("вы должны сделать то-то и то-то к такому-то числу" — это не коучинг).
- Коуч не дает обязательных заданий (он может предложить какие-то упражнения в рамках каких-то вспомогательных техник, но при этом задания не являются обязательными — только клиент сам решает, насколько они ему актуальны, коуч не будет осуществлять оценку и контроль).
- Коучинг ориентирован на будущее, на цель клиента в будущем. Какие-то вопросы коуча могут касаться прошлого опыта, однако только в той связи как этот опыт может пригодиться (или повлиять) на достижение цели в будущем. В коучинге нет задачи разобраться в травмах прошлого, однако могут быть выработаны какие-то определенные стратегии того, чтобы прошлый опыт (страхи, установки, ограничения) перестали мешать клиенту.
- Коуч не использует каких-либо предсказательных инструментов (ТАРО, астропрогнозы, руны, кофейная гуща и др.— это не коучинг). Если в ходе коучинга используются трансформационные инструменты (например, работа с образами или МАК-картами), то коуч не трактует их за клиента, не использует каких-либо предопределенных значений.
Надеюсь, данный материал пригодится вам в выборе грамотного специалиста, если вы решите попробовать профессиональный коучинговый подход для достижения ваших целей. Увы, много есть тех, кто пишет слово "коуч" у себя в профилях в соцсетях, но далеко не каждый такой персонаж является профессиональным коучем.
Приходилось ли вам работать с профессиональными коучами? А сталкивались ли с теми, кто называл себя «коучем», но при этом не отвечал описанным признакам?
Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями и опытом в комментариях.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов в отношении коучинга: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.
Смотрите также: