Единого утвержденного определения понятия "коучинг" не существует. Можно запомнить одно или несколько определений из рекомендованной литературы и озвучивать то, что вам ближе.
Обобщая труды русскоязычных и зарубежных авторов, можно выделить несколько определений "коучинга".
Из разрабатываемого профстандарта профессии "Коуч" от Ассоцииации русскоячзычных коучей (АРК):
Коучинг — это организация самостоятельной деятельности взрослых по развитию и мобилизации внутренних ресурсов в контексте решения жизненных и профессиональных, и деловых задач.
Из записи видеолекций МИП (ссылка на Лабораторию МИП):
Коучинг — многофункциональный метод сопровождения преднамеренного изменения психологических феноменов человека и группы с целью гармоницации профессионального и личностного бытия человека.
Тимоти Голви (W. Timothy Gallwey) – автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга, из книги "Работа как внутренняя игра":
Коучинг — раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.
Коучинг – это искусство создания с помощью беседы и поведения среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.
Майлз Дауни (Myles Downey), "Эффективный коучинг":
Коучинг — искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию человека.
Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) – основатель Университета коучей, Международной Федерации Коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей:
Коучинг — четко структурированный процесс с точками "старт" (цель клиента) и "финиш" (заранее оговоренный результат). Коучинг ориентирован на действия, помогает реальным изменениям для достижения целей клиента.
Все виды консультирования можно рассортировать в зависимости от направленности во времени (прошлое/будущее) и способа коммуникации специалиста с клиентом (задавать вопросы/давать ответы).
В коучинге всегда фокус на будущее и ставка на реализацию потенциала клиента (коуч задает вопросы, а все ответы клиент знает сам). Проблемы, которые могли быть в рамках прошлого опыта и сейчас влияют на достижении цели, рассматриваются в коучинге как помехи и препятствия, не стоит задачи с ними разобраться, клиенту достаточно найти путь, как их обойти на пути к своей цели в будущем.
Коммуникация с клиентом в разных выдах консультирования происходит следующим образом:
- Психотерапия: что для тебя является проблемой в прошлом?
- Коучинг: Что в конкретной ситуации для тебя было бы решением в будущем?
- Менторинг (консалтинг, аудит): Я расскажу вам про ваши проблемы и допущенные ошибки.
- Тренинг: Существуют следующие способы решения ваших проблем...
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 2 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.