Летом 2024-го в столице Татарстана с подготовительных мероприятий стартовал крупный проект по созданию новой транспортной системы протяженностью почти 3 км. По задумке инициаторов кампании, к 2026 году два берега Казанки будут соединены канатной дорогой. «Аэромост» пройдет от «Ак Барс Арены» до парка им. Горького, между которыми предусмотрена одна станция — экстрим-парк «Урам». На реализацию этой задумки выделено 4,5 млрд руб.
С октября до начала ноября проводятся общественные обсуждения, в рамках которых каждый желающий через специальную информационную систему может свободно выразить свое мнение относительно данного проекта. Заключение о результатах опубликуют 28 ноября на портале городской мэрии.
Стоит отметить, что о канатной дороге в Казани говорят давно. Как минимум, с начала 2000-х. В частности, в 2014-м был представлен аналогичный проект. Правда, предполагалась совсем иная трассировка, да и в роли инвестора выступала другая компания. Тогда «канатку» хотели протянуть от Казани до Верхнего Услона и перевозить по ней до 1,5 тыс. человек в обе стороны. В те годы власти громко заявляли, что объект станет самой длинной канатной дорогой в мире (8,5 км) и будет зафиксирован в Книге Рекордов Гиннесса. Открыть движение рассчитывали в 2016-м. Но дальше разговоров дело не двинулось.
В нынешнем виде инициативу представили в 2022-м. Тогда же приступили к подготовке соответствующих документов. В декабре следующего года местный исполком утвердил проект планировки и межевания территории «Аэромоста». А в июле 2024-го стартовали долгожданные работы. Всего предусмотрено возведение пятнадцати опор (четыре из них в р. Казанка).
Добраться из центра Казани до Ново-Савиновского района, благодаря новому виду транспорта, можно будет за десять минут. Однако некоторые эксперты считают, что дорога вряд ли станет популярной у местных. Скорее, ей будут пользоваться преимущественно туристы. Поэтому есть сомнения относительно окупаемости. Не нравится эта идея и экоактивистам, которые полагают, что установка опор в реке и близость стройки к особо охраняемой зоне «Русско-Немецкая Швейцария» может нанести вред окружающей среде.
Интересно, что будущий объект станет единственной, но не первой канатной дорогой в центре Казани. С 1979-го по 1984-й гг. парк им. Горького был связан «канаткой» с местным пляжем. Но при строительстве сооружения допустили серьезные просчеты, из-за чего дорога часто ломалась. В итоге, ее попросту закрыли. Окончательно конструкцию демонтировали при строительстве моста «Миллениум» в первой половине 2000-х.
Как рассказал в комментарии нашему каналу инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института Электродвижения МФТИ Дмитрий Пелегов, сегодня доля канатного транспорта в городской инфраструктуре невелика, особенно если ориентироваться на объемы перевозок. Однако в тех регионах, где данный вид транспорта все еще присутствует, он является весьма конкурентоспособным, отмечает эксперт.
Канатные дороги, по его словам, отличаются меньшим воздействием на окружающую среду (отсутствие вредных выбросов и минимальный уровень шума). Опоры занимают немного места, что позволяет сохранить природные зоны, такие как парки и леса. Пелегов полагает, что такой транспорт становится все более востребованным, предоставляя экономически целесообразные решения для транспортных задач.
Напомним, в текущем десятилетии аналогичные проекты планируют реализовать в нескольких российских городах, включая Нижний Новгород, Самару и Ростов-на-Дону. А летом 2025-го запустят первую трансграничную канатную дорогу между Благовещенском (Россия) и Хэйхэ (Китай).
В статье использовано изображение с сайта Правительства Амурской области / amurobl.ru