В 1870 г. с 15 мая по 1 августа в Санкт-Петербурге проходила Всероссийская мануфактурная выставка, где было представлено свыше 2 тыс. различных экспонатов, включая модель канатной дороги — изобретение П. П. Мосолова.
«Ожидаем от изобретения большой пользы»
Перевозка грузов по неподвижным параллельным канатам через столбы, изобретенная П. П. Мосоловым // Мануфактурная выставка 1870. — №5-6 (Приложение к журналу «Всемирная иллюстрация», №77). — С. 19:
«По означенному пути, при проволочных канатах, около дюйма в диаметре, можно перевозить в одном вагоне до ста пудов и более груза... На одной из двух станций помещают паровую машину, которая приводит в движение вагоны с помощью бесконечного каната, двигающегося между двух линий канатов каждого пути... По такой канатной дороге со временем могут перевозиться пассажиры в вагонах... Эта дорога не требует ни мостов, ни насыпей, не подвергается снежным наносам... Мы ожидаем от него [изобретения], если оно осуществимо, большой пользы, если только канаты окажутся на столько прочными, что вынесут груз, который предназначено по ним отправлять».
Первые канатки России
Реализована эта задумка была через три года после выставки — подвесную дорогу построили в Москве для вывоза нечистот. Прослужила она недолго, как и два других аналогичных объекта, сооруженных в том же десятилетии, правда, по системе Годжсона, которая несколько отличалась от идеи Мосолова.
Один из канатных путей длиной чуть более 400 м протянули через водную преграду в Белокаменной на ситце-печатной фабрике Гибнер и К°. А другой, считающийся первой подобной дорогой в России — в районе железнодорожной станции Покров Владимирской губернии. Эту 9-километровую канатку сконструировали в 1871 г. для перевозки леса. Работала она за счет парового двигателя, а вагонетки передвигались по линии со скоростью около 7 км/ч. Менее чем через десять лет после начала эксплуатации ее демонтировали.
К сожалению, в источниках содержится крайне мало информации, однако можно с уверенностью говорить, что именно выше перечисленные проекты стали первыми успешно реализованными на территории России.
Сотни подвесных дорог
Подвесные дороги стали постепенно распространяться в разных частях страны уже в 20 столетии. Преимущественно их использовали на предприятиях для перевозки грузов — в 1960 году общая протяженность канатных линий составляла около 600 км. Для реализации подобных проектов разрабатывались и применялись различные системы.
Первая подвесная дорога в СССР // Огонек. — М., 1925. — №15 (106). — С. 11:
«На Северных ж. д. близ Вологды построена первая подвесная однорельсовая дорога в СССР системы Диканьского. Дорога представляет собой один ряд вкопанных в землю, с промежутками в полторы-три сажени, столбов, на которых лежит непрерывная линия бревен, несущих рельсовую линию... За этой дорогой в СССР большое будущее, особенно в лесистых районах».
Во второй половине столетия появились десятки туристических маршрутов. В общей сложности к середине 1980-х на территории Советского Союза было уже более 500 канатных дорог различного назначения.
Сегодня в стране насчитывается свыше 400 таких объектов. На стадии разработки или в процессе реализации на данный момент находится несколько интересных проектов, включая строящуюся первую Трансконтинентальную канатную линию между Россией и Китаем — Благовещенском и Хэйхэ. Ее открытие ожидается до конца следующего года.