Ju 87 «Штука» – символ пикирующего бомбардировщика, вошедший в историю как один из самых устрашающих самолетов Второй мировой войны. Его характерный внешний вид и иерихонские трубы сделали «Штуку» не просто боевой машиной войны, а инструментом психологического давления.
Этот пикировщик применялся на всех ключевых театрах военных действий, от Польши и Франции до Восточного фронта, играя решающую роль в первые годы и оставаясь в строю до последних дней войны.
Пикирующие бомбардировщики, такие как Ju 87, были созданы для одного — точного удара с высоты. Пикирование позволяло значительно увеличить точность бомбометания, что было важно в условиях маневренной войны, где ключевые цели могли быть замаскированы или защищены.
В 1933 году Эрнст Хейнкель взялся за разработку Ju 87, стремясь создать машину, которая могла бы наносить удары с пикирования. Конструкция содержала в себе немало инновационных элементов. Среди них можно выделить конструкцию внутренних триммеров, которые служили лётчику для облегчения управления самолётом, наружные же триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerät и тормозными щитками.
Интересным решением стало использование специальной сирены, получившей название "иерихонская труба". Она не только оказывала психологическое давление на цель, но и служила летчику ориентиром, так как при увеличении скорости в пикировании менялась и тональность звука.
Уникальная конструкция крыла «Doppelflügel» с щелевыми закрылками и элеронами позволяла самолету маневрировать в условиях пикирования, что давало опытному пилоту шанс уходить от истребителей на Восточном и Западном фронтах. Отличительной чертой были массивные обтекатели шасси, которые делали самолёт легко узнаваемым. За них Ju 87 даже получил прозвище "Лаптежник".
Двигатель Jumo 211Da обеспечивал мощность в 1200 л.с., что давало "Штуке" возможность развивать скорость до 410 км/ч. Это не было проблемой в условиях господства немецкой авиации на Восточном фронте в первые месяцы войны, но сделало Юнкерс оптимальной целью для истребителей, начиная с 1943 года.
Мы в ОК
Ju 87, в отличие от советского Пе-2, имел штатную броню: 50 мм бронестекло и броню от 4 до 10 мм. Вооружение описывать полностью бессмысленно, так как в разные годы самолет комплектовался полным набором от крыльевых пулеметов MG 17 до экспериментальных 75 мм пушек.
Есть сведения, что действенным оружием против бронетехники были 37 мм крыльевые пушки, которые поражали бронетехнику в уязвимую верхнюю часть брони. Безусловно, главным аргументом Ju 87 оставались авиабомбы весом более 1000 кг, что по современным меркам выглядит достаточно внушительно.
Несмотря на разнообразие вооружения, к концу войны Ju 87 стал лёгкой мишенью. Основные проблемы "Штуки" включали низкую скорость и уязвимость при выходе из пикирования, что делало её лёгкой целью для истребительной авиации и зенитной артиллерии.
Как итог, Ju 87 сыграл решающую роль в начале войны, став мощным инструментом воздушной поддержки немецкой армии.
Мы в Telegram
Однако на завершающем этапе боевых действий этот самолёт был безнадёжно устаревшим и стал лёгкой мишенью для более современных советских и американских самолётов. В последние годы войны роль штурмовой авиации со стороны Германии выполняли более скоростные самолёты Focke-Wulf Fw 190.
В целом, Ju 87 был надёжной, достаточно простой в производстве машиной, которая, тем не менее, безнадёжно устарела к финальному отрезку Второй мировой войны. Даже в сравнении с советским Пе-2, Ju 87 был менее скоростным и имел худшее защитное вооружение.
Американский Douglas SBD Dauntless, применявшийся на Тихоокеанском театре военных действий, был ближе по характеристикам к Ju 87, особенно по точности пикирования. Однако Dauntless был более сбалансированной машиной и применялся с большей результативностью.