Найти в Дзене
Новое управление

Команда мечты

Что нужно, чтобы ее создать?

Людям свойственно объединяться в группы: большие, маленькие не важно. Такова человеческая природа – стремиться быть причастным к большинству. Даже индивидуалистический запад считает, что принадлежность к группе и социальные контакты требуются каждому из нас, чтобы чувствовать себя хорошо. Про восточную культуру не говорим: ориентир на группу там всегда на первом месте. Россия, как обычно, по середине.

Вот, например, офис. Или цех. Неважно. Мы ежедневно проводим на работе по 8 и больше часов – почти столько же, сколько со своими семьями. Конечно, хочется, чтоб это время прошло в комфортной обстановке, а не в жерле вулкана. Вспомните: наши родители и бабушки с дедушками гордились трудом на одном месте в течение нескольких десятилетий. Зачастую отношения складывались почти родственные, поддерживающие: «Мы всё делали вместе!», «Мы – как одна семья!».

Прошло время, изменился мир. Лозунг «Прежде думай о Родине, потом о себе!» ушёл в прошлое. В топ приоритетов вышли собственные значимость и интересы. Но если обратиться к корпоративным ценностям разных компаний (крупных, средних, малых, производственных, сервисных, строительных и т.д.), редко у кого нет ценности «Командная работа» / «Команда». То есть, времена изменились, а потребности остались. Просто немного изменили своё место в рейтинге и приобрели новые оттенки.

-2

Что важно сотрудникам сейчас?

Во-первых, хорошие отношения с коллегами, поддержка от них стабильно занимают первое место. Опрос от Русской школы управления наглядно это показывает. По мнению участников опроса, именно поддержка от коллег – главный фактор, положительно влияющий на рабочий климат. В топ-3 факторов, улучшающих рабочую атмосферу, ещё вошла гибкость со сторон руководителей (что ещё раз говорит о приоритетной важности отношений). В топ-5 факторов, создающих хороший климат в коллективе, включены возможность учиться, взаимоуважение и соблюдение баланса работа/личная жизнь.

Из этого следует, что «общественное» и «личное» в сознании наших людей, как минимум, равноценны. Это первый вывод.

-3

Отношения внутри: на что влияет босс?

Теперь – собственно про отношения в коллективе. Они, конечно, могут сложиться сами, стихийно, но не факт, что полученное будет помогать бизнесу достигать цели. Выстраивание конструктивных деловых отношений и поддержка их – целенаправленный управляемый процесс. Отсюда второй вывод: если хотите высокие бизнес-результаты – работайте над отношениями между подчинёнными.

Хорошим отношениям ощутимо мешают периодически возникающие конфликты. По статистике с конфликтами в работе сталкиваются до 90% сотрудников, и именно на конфликты приходится около трети причин всех увольнений. Топ-3 причины конфликтов, согласно всё тому же исследованию РШУ: различие в приоритетах (51%), нехватка ресурсов (41%), недопонимание (40%). То есть основная масса причин конфликтов (и как следствие – напряжённой атмосферы) лежит в поле влияния руководителей! Личные разногласия, несвязанные с работой составляют всего 22% причин, а собственные амбиции и того меньше – 11%. Это, кстати, тоже косвенно говорит об ориентирах сотрудников на общий результат и том, что своё «нравится / не нравится» отходит на второй план.

Грамотно планируйте процессы и организуйте работу, верное рассчитывайте и распределяйте ресурсы. Пусть не на сто процентов, но оснований для ссоры у сотрудников станет в разы меньше, а значит, отношения будут лучше. Прозрачность процессов, чёткость их параметров снижают напряжение у участников, показывают, какой результат от них ожидают и подчёркивают взаимосвязи. Так рождается то самое «мы вместе». Неудивительно, что прозрачность процессов – фактор, который влияет на рабочую атмосферу по мнению 30% опрошенных.

Ещё одна зона, представляющая буквально непаханое поле для улучшений – внутренние коммуникации: 69% респондентов оценили эффективность внутренних коммуникаций как весьма среднюю. Первое, что нужно улучшать и отстраивать, по мнению сотрудников – информационный обмен и обратную связь (оба эти пункта выбрали более 50% участников опроса). То есть для хорошей обстановки внутри коллектива мало быть хорошим человеком и поддерживать ближнего: надо постоянно обладать актуальной информацией о происходящем, понимать, что, когда и для чего делаешь. Только в этом случае помощь и поддержка коллегам будут уместными, верными и своевременными.

Руководителям нужно во что бы то ни стало взять процесс обмена информацией в свои руки и контролировать корректность того, что проходит через коммуникационные каналы. Про обратную связь не говорим – это то, что вам следует делать «по умолчанию» в фоновом режиме.

Обязательно научите своих сотрудников общаться. Они это точно оценят: более трети участников опроса отметили, что им не хватает навыков эффективной коммуникаций внутри команды.

Представляете, сколько «скользких моментов» и поводов напрячься исчезнут, если ваши люди научатся а) разговаривать и б) слышать друг друга?

А ещё, сотрудники – они ж как дети! И как с детьми, «правильное» поведение надо поддерживать, а «неправильное» - пресекать. Это, кстати, тоже в ведении руководителя. Заметили, что сотрудники ведут себя некорректно по отношению друг к другу (сплетничают, острят, провоцируют на агрессию и т.д.) – остановите их. Напомните о том, как надо себя вести. Потом с каждым индивидуально разберите произошедшее, выясните причины и возьмите на себя обязательство устранить их (если это в вашей воле). Пожурите конфликтёров, когда нужно. Расскажите о последствиях. И наоборот: видите, что коллеги помогают друг другу (сами, без принуждений и посулов!) – поблагодарите их, похвалите. Хвалите прилюдно, так эффект будет лучше.

-4

Меньше стресса – больше плюсов

Стресс на работе порядком портит настроение примерно трети сотрудников. Сложите это с тем, что написано выше, и станет ясно: с корпоративной культурой (а значит, и с атмосферой в коллективах) ещё работать и работать.

Начинать можно с любого пункта: отстройка бизнес-процессов, планирование и организация работы, отладка коммуникаций – всё принесёт результат. Стресс – это комплексное следствие того, что в компании что-то идёт не так. Когда всё функционирует чётко, без перегрузов, причин для стресса остаётся минимальное количество.

Меньше стресса – крепче команда, сильнее желание сотрудников достигать общие цели, выше вовлечённость в дела компании. А если отношения между сотрудниками улучшаются, то и атмосфера на работе становится лучше. Помните это, когда в следующий раз поднимете вопрос о корпоративной культуре.

-5

Итого

«Мы – команда!» - не пустой звук для подавляющего большинства работников нашей страны. И пусть коллектив уже не называют «семьёй», комфортные, поддерживающие отношения на работе, как и десятилетия назад, ценны и значимы. Отношения с руководителем, кстати, тоже не пустой звук: недаром говорят, что «приходят в компанию, а уходят от руководителя».

Когда в корпоративном кодексе компании «Командная работа» записана как ценность – важно, чтоб и на местах командное поведение и командные отношения поощрялись. Для людей это важно и действительно ценно. Потребность в «плече» и совместной работе – особенность отечественной культуры.

Поэтому, если вам нужны результаты, эффективность и команда – обязательно работайте над этим вместе со своими людьми. Мы в Новом Управлении разработали инструмент для улучшения коммуникаций в командах. Ведь гораздо приятнее приходить и творить, когда «погода в офисе» ясная, солнечная, без штормов и природных катаклизмов – результаты опросов нам в подтверждение.