Дорогой Читатель!
Здесь и сейчас вы становитесь участником потрясающего процесса — рождения новой науки. Прикоснуться к такому событию — это великое благо, потому что наука — это путь к прогрессу, путь к истине и пониманию того, что же происходит внутри скрытого от нас движения (процесса, явления и т.д.). И в данном случае — это возможность понять и изучить, что происходит внутри такого удивительного явления как изменённое состояние сознания (ИСС, ОСС).
Итак, мы продолжаем разработку теоретической и практической базы новой науки — гипнагогики — науки об изменённых состояниях сознания (ИСС, ОСС).
И сегодня предлагаю поговорить о творческом состоянии: является ли творческое состояние изменённым состоянием сознания? И если оно таковым является, то для кого, почему и зачем?
Чтобы говорить о творческом состоянии, мы должны чётко понимать — что такое творчество. И "взять на вооружение" определение творчества, звучащее ни с точки зрения культуры, традиций, метафор, поэзии и прочего великолепного багажа наших познаний, а брать к использованию простое и понятное определение. НАУЧНОЕ.
И такое определение, к счастью, у нас имеется.
Чтобы убрать сложность понимания — что же такое творчество — мы возьмём определение, данное автором науки Креативная педагогика — доктором А.Г.Алейниковым.
Творчество - это производство новизны (новый порядок вещей и процессов, новая организация).Однако творчество - это не просто производство новизны, но процесс ускоренного производства новизны.Научное определение творчества следующее: творчество - это человеческая деятельность по ускорению естественного процесса организации и / или замедлению естественного процесса дезорганизации, или даже короче: творчество - это человеческая деятельность по ускорению организации и / или замедлению дезорганизации. - А.Г.Алейников.
Таким образом, творчество по определению А.Г.Алейникова — это ускорение порождения новизны, ускорение организации, ускорение процессов и замедление дезорганизации.
Ускорение и замедление.
Если это ускорение, значит мы ускоряемся.
А если мы ускоряемся, значит у нас происходит некоторое изменение.
То же самое и с замедлением.
Мы замедляем некоторый процесс. В даном случае дезорганизации.
Сознательно и бессознательно.
И поскольку есть ещё одно определение:
Креативность (творчество) — это порождение новизны на психическом уровне.- А.Г.Алейников.
Значит мы ускоряем и замедляем прежде всего психические процессы.
Психика и сознание — это два взаимосвязанных понятия. Сознание — это часть психики, которая связана с осознанием и восприятием себя и окружающего мира.
Отсюда делаем простой вывод: в творческом состоянии наше сознание становится изменённым.
И рассмотрим ещё один момент.
Является ли творческое состояние изменённым для творческих людей? Или для них ИСС является нормальным состоянием сознания?
На этот вопрос можем подсмотреть ответ у Чарльза Тарта, так как он считается одним из ведущих исследователей ИСС.
"Индивид не может достаточно точно различить, насколько его состояние отличается от нормального". Вот это и есть ответ.
Для творческих людей, пребывающих большую часть времени в порождении новизны, в творческом состоянии сознания, сложно различить: является ли человек в момент начала, продолжения и завершения творческого акта в нормальном или изменённом состоянии сознания.
Как же легко различить?
Как правило, если мы — творческие люди — созидаем в глубоком изменённом состоянии сознания, то после завершения своего творения мы смотрим на него и думаем?
Это Я что ли сделал(а) (написала, нарисовала, сочинила, сшила и т.д.)? Вот это да!
И как Я это сделал(а)?
Литература:
1. Aleinikov A.G., Future Geniuses of the Earth. Montgomery, Alabama, 1996.
2. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading. — N.Y., 1969.
3. Белова Е.А. Креативной педагогике — 25 лет! // Всё для образования. 2014. № 2.
4. Aleinikov, A.G. Novology. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.
5. Aleinikov, A.G. Genius. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.
6. Креативная педагогика // Википедия.
7. Попов В.В. Креативная педагогика // Энциклопедический словарь «Техническое творчество: теория, методология, практика». М., 1995.
8. Белова Е.А. Креативной педагогике — 30: Три измерения для измерения неизмеримого // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 1.С. 23–30.
Автор: Белова Елена Анатольевна
Специалист (психолог), Основатель науки Гипнагогика
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru