Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Субличности: какими бывают «персонажи в голове», и какие роли они выполняют? Объясняет психотерапевт

Оглавление

«Я спорю сам с собой», «У меня есть несколько разных «меня» в голове», «Порой я чувствую себя разными людьми»… Часто можно услышать о том, что здоровая психика — обязательно целостная, а вот наличие у нас каких-то внутренних «личностей» — это уже диссоциативное расстройство идентичности («раздвоение личности»). Но все гораздо сложнее и интереснее. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает об IFS-подходе и том, какие разные субличности могут существовать в сознании людей без «раздвоения личности» — и как они влияют на нашу жизнь.

Базовая троица субличностей: ребенок, родитель и взрослый

Некоторые модели в психологии основаны на том, что наше сознание — вовсе не «неделимое целое», а сложная система внутренних субличностей, или частей личности, которые могут взаимодействовать друг с другом и с окружающими людьми. И все это — в пределах нормы.

Согласно этой концепции, внутри нас могут «обитать» самые разные «персонажи» в зависимости от того, какие роли мы играем в социуме, какие задачи выполняем, кем себя представляем и что испытываем. Например: «друг», «работник», «жена», «муж», «сын», «художник» и т. д. Все эти субличности возникают в ответ на определенный жизненный опыт, воспитание, культурные и социальные модели, стереотипы.

Но есть и «центральные» субличности, характерные для всех нас. Так, еще в 60-е годы американский психолог и психиатр Эрик Берн выделил 3 базовые субличности, которые характерны для нас всех и отвечают за разные аспекты нашей «общей» личности.

Внутренний ребенок

Наш внутренний ребенок — эмоциональная основа личности. Он способен переживать огромный спектр эмоций и чувств. При этом он также «отвечает» за креативность, непосредственность, наше творчество и хобби.

Ребенок ориентируется на удовлетворение своих потребностей, открыто выражает свои чувства, активно и свободно познает окружающий мир.

Но у этой субличности есть и свои слабости. Ребенок весьма уязвим к внешней критике, может угождать другим в желании почувствовать себя в безопасности и заслужить похвалу, не умеет использовать рациональное мышление, может «бунтовать» и подвергать нас опасности, нарушая важные правила.

-2

Внутренний родитель

Внутренний родитель — куда более серьезный и ответственный «персонаж».

Он формируется на основе наших наблюдений за собственными родителями, и в нем концентрируются социальные нормы поведения, жизненные правила, устои и традиции той семьи и общества, в которых мы выросли.

И основная задача внутреннего родителя — следить за тем, чтобы мы соответствовали всем этим нормам и социальным ожиданиям.

Поэтому в его лексиконе часто можно встретить слова «мне надо», «я должен», «я обязан».

При этом в зависимости от того, какой опыт мы получили от собственных родных, у нас могут выстраиваться два состояния внутреннего родителя:

  • Критикующий. Такой внутренний родитель — очень строгий. Он запрещает нам аморальное поведение, заставляет выполнять свои обещания, помогает добиваться социального успеха. Но он также может заставлять нас соответствовать ожиданиям окружающих вопреки нашим собственным потребностям и интересам: например, когда мы слишком много работаем или учимся в ущерб здоровому отдыху, сну, питанию и т. д. Если же мы не соответствуем внутренним нормам и не добиваемся желаемого уровня успеха, критикующий родитель нас стыдит, заставляет заниматься самобичеванием. И это болезненно отражается на нашей самооценке.
  • Заботливый. В отличие от критикующего, заботливый внутренний родитель умеет поддерживать баланс между нашими внутренними потребностями и социальными ожиданиями. Он тоже охраняет нас от опасных поступков и безответственности, но при этом позволяет прислушиваться к своим нуждам. Он помогает нам вовремя жалеть себя и не допускает эмоционального выгорания от работы, учебы или хобби.
-3

Внутренний взрослый

Казалось бы, именно предыдущая субличность — внутренний родитель — это и есть наше «взрослое Я». Но как бы не так!

Именно третий «персонаж» — внутренний взрослый — делает нас уверенным в себе, спокойным и самодостаточным.

Он умеет критически мыслить, трезво оценивать себя, окружающих и ситуацию в целом. Он принимает важные решения, планирует наперед. А главное — он может приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и действовать без оглядки на других людей и их ожидания от нас.

-4

И если эти 3 субличности находятся в гармонии, наша внутренняя система работает, «как часы»:

  • ребенок эмоционирует, дает нам знать о наших потребностях и желаниях, увлеченно познает себя и мир вокруг;
  • родитель контролирует деятельность ребенка и реализацию его идей, помогает нам добиться успеха и адаптироваться в обществе;
  • взрослый решает возникающие «по пути» проблемы и помогает удовлетворять потребности личности даже в ситуации, когда они не сходятся с ожиданиями других людей.

Но, к сожалению, чаще в этом внутреннем «семействе» возникает «перекос». Например, внутренний Взрослый не смог полноценно сформироваться, ему не хватает уверенности, опыта и навыков для самодостаточности и решения проблем. Поэтому в личности доминируют или Родитель, или Ребенок, перехватывая контроль над нашей жизнью на короткие периоды или на долгие дистанции:

  • если доминирует Ребенок, мы начинаем жить сиюминутными удовольствиями, ведем себя безрассудно и инфантильно, постоянно нуждаемся в помощи окружающих, пытаемся угождать им в надежде на похвалу;
  • если доминирует Родитель (обычно критикующий), мы начинаем относиться к себе излишне строго, требуем от себя завышенных результатов, стараемся полностью подстраиваться под социальные нормы и прислушиваемся к советам окружающих даже в ущерб своим интересам.
-5

Травматичная троица субличностей: изгнанники, менеджеры и пожарные

Внутренние Ребенок, Родитель и Взрослый — далеко не единственные «базовые персонажи», которые могут жить внутри нашего сознания.

В 80-х годах доктор психологических наук и психотерапевт Ричард Шварц обнаружил некоторую закономерность у своих пациентов с психологическими травмами: они описывали внутренние развернутые диалоги, споры и конфликты с отдельными «частями себя». Изучив эту особенность, доктор Шварц разработал собственный подход — системную семейную терапию субличностей ( Internal Family Systems Model, или IFS-терапия). Он предположил, что субличности внутри одной личности похожи на родственников, которые живут вместе и вынуждены налаживать между собой отношения.

И в рамках IFS-метода доктор Шварц выделил особые группы субличностей, которые формируются у людей после пережитого психотравмирующего опыта.

Изгнанники

Изгнанник — это уязвимая часть личности, которая появилась после отрицательного опыта в детском или подростковом опыте: например, если ребенок переживал жестокое обращение в семье, психологическое, физическое или сексуальное насилие, травмы, предательства, гибель близких людей.

Изгнанник несет в себе сложные негативные переживания, которые человек не смог полноценно прожить: страх, злость, тревогу, стыд и вину, боль, обиду и т. д.

-6

И так как наша психика не смогла справиться с этими тяжелыми чувствами, мы осознанно или неосознанно подавили пережившую этот опыт часть своей личности. Так появился изгнанник — субличность, все еще переживающая ту «старую» боль, но как бы отделенная от нас.

При этом изгнанник (или изгнанникИ, если таких «отщепленных» частей получилось много) не уходит «насовсем», скорее наоборот — он может часто давать о себе знать под воздействием триггеров: болезненных воспоминаний и\или ситуаций, которые запускают эти воспоминания.

И когда изгнанник «просыпается», он зачастую негативно на нас воздействует: напоминает нам о травмирующем опыте и всех «законсервированных» болезненных переживаниях, заставляет нас чувствовать себя слабыми, беззащитными, одинокими и отвергнутыми.

Менеджеры

Это субличности-помощники. Они формируются вместе с изгнанниками и помогают нам избегать тех самых болезненных ситуаций, которые в прошлом причинили нам сильную душевную боль, или от триггеров, которые могут вызвать тяжелые воспоминания и «пробудить» изгнанника.

Поэтому менеджеры могут быть довольно строгими, требовательными и гиперопекающими — ведь они, по их мнению, оберегают нас от столкновения с подавленной старой болью или новыми похожими проблемами. И действовать они могут очень по-разному:

  • игнорировать негативные мысли;
  • избегать определенных людей, ситуаций, мест, звуков и запахов, музыки и кино;
  • вести себя в отношениях определенным образом (например, холодно-избегающее или тревожно-угождающее поведение);
  • контролировать все, что только возможно — от собственной жизни до жизни членов семьи и близких друзей, детей, коллег и подчиненных;
  • быть перфекционистом и «достигатором», выставлять завышенные требования к себе, заниматься самокритикой, чрезмерно много работать и учиться, чтобы обеспечить себе лучшие условия жизни.
-7

И хотя мотивы менеджеров — благие и «полезные», эти субличности могут серьезно нам вредить. Например, мы действуем по одному и тому же «защитному» шаблону, и поэтому не можем создать здоровые отношения. Или мы чрезмерно нагружаем себя и страдаем от выгорания, «зарабатываем» себе психосоматические нарушения.

Пожарные

Субличности-менеджеры справляются не всегда. И тогда наши изгнанники выходят из-под контроля — мы погружаемся в тяжелые негативные переживания, на нас обрушивается волна «законсервированных» эмоций.

И тогда в игру вступают пожарные. Это субличности, которые помогают нам справиться с тяжелыми эмоциями и снова подавить изгнанника — чаще всего весьма нездоровыми способами:

  • аутоагрессия — пожарный направляет накопленную злость на нас самих, и мы наносим себе травмы, пьем и курим до тошноты и тяжелого похмелья, много работаем без сна и отдыха;
  • зависимости — пожарный толкает нас к перееданию, играм, сериалам, шопоголизму, алкоголю и другим психотропным веществам, чтобы отвлечь от негативных эмоций;
  • экстрим — пожарный подталкивает нас к экстремальным развлечениям, чтобы отвлечься на адреналин и «выпустить пар»;
  • импульсивные решения — пожарный позволяет нам вносить кардинальные перемены в свою жизнь: резкая смена имиджа, увольнение с работы, переезд, разрыв отношений и т. д.

При этом изгнанники, менеджеры и пожарные могут конфликтовать между собой, перехватывать управление.

Например, пробудившийся изгнанник «рыдает и просит пожалеть», строгий менеджер приказывает «немедленно садиться за работу и перевыполнять план», а пожарный предлагает «плюнуть на все и устроить сериальный запой».

И помочь им договориться в норме помогает наиболее зрелая часть личности — Селф, целостное ощущение своего «Я». Селф может выслушать разные субличности, понять их потребности и мотивы, вовремя дать обратную связь, примирить — и выбрать оптимальный план действий.

Но, к сожалению, при психотравмах именно эта часть личности не развита полноценно, не имеет достаточного опыта и навыков для контроля субличностей. Для этого и нужна IFS-терапия: помочь нашему внутреннему «Я» изучить самое себя и всех остальных «персонажей», научиться их слушать и контролировать, чтобы поддерживать мир и гармонию в этом семействе.

А вам знакома концепция субличностей? Знаете ли вы своих «внутренних персонажей»? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

«Кодекс невротика»: 12 убеждений, которые вызывают тревогу и разрушают жизнь

Дисфункциональная семья: виды, признаки и последствия

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!