Сейчас уже не осталось людей, которые помнят советскую романтику тридцатых годов. Индустриальные гиганты, жилые новостройки, каналы, дороги, гидроэлектростанции. Вся страна с небывалым энтузиазмом садилась на самолет, на трактор, на автомобиль. А сев, устраивала соревнования, из разряда «быстрее, выше, сильнее». Применительно к автомобилю это выражалось во всевозможных пробегах.
Их целью было не столько показать технические возможности техники, сколько продемонстрировать всему миру, что отечественные автомобили ничуть не хуже западных. Идея масштабного автопробега по СССР носилась в воздухе с самого начала массового выпуска автомобилей на Горьковском заводе, и в 1933 году она получила реальное воплощение. 3 июля 1933 года из парка Горького стартовал Каракумский автопробег длинной 9500 километров. Прославлять советскую промышленность отправилось 23 автомобиля: 6 легковых ГАЗ-А, 6 полуторатонок ГАЗ-АА, 4 грузовика АМО, 2 опытных образца ГАЗ-ААА и импортные «Форды» для пущего сравнения.
Преодоление трудностей началось сразу же за Клязьмой. Пошло тотальное бездорожье — разбитые грунтовые и заросшие проселочные дороги, узкие и шаткие мосты, которые разваливались под тяжестью нагруженных под завязку автомобилей. Но главные сложности автопробег ждали впереди.
Мало кто из его участников знал, что Каракумы в переводе означает «Чёрные пески». Приятное место черным не назовут, а в те годы отдаленная пустыня на краю страны и вовсе была чем-то жутким и непроходимым. Так оно и вышло: машины зарывались по ступицы в песок, пыль забивала не только глаза и легкие, она проникала карбюраторы и картеры. Воды катастрофически не хватало, а температура внутри раскаленных кабин доходила до 50 градусов.
Зато все неурядицы компенсировались гостеприимством — местное население поило-кормило дорогих гостей, а взамен лишь просило передать привет в Москву своему лучшему другу и вождю товарищу Сталину. Вот с этим приветом автопробег с горем пополам (в иные дни скорость продвижения составляла 1 км/час) добрался до Самарканда и повернул обратно в Москву. Возвращались машины через Бухару, Красноводск, на пароме через Каспий и далее по Военно-грузинской дороге в Тифлис, Армавир и Воронеж.
Финишировал автопробег «Москва — Каракумы — Москва» в день сегодняшнего обзора — 30 сентября 1933 года. По этому поводу газеты и журналы захлебнулись в здравицах, трубя, что «Каракумский пробег окончательно доказал преимущества нашей техники перед иностранной». Только вот пока СССР испытывал новые образцы, западный автопром ушел вперед, оставив прессе лишь возможность вещать, что «советские машины лучше заграничных».