В немецком городе Шпайер (Speyer) находится Музей техники. Это филиал ещё более крупного частного Музея техники в Зинсхайне.
Чего там только нет! Самолеты, старинные автомобили, подводные лодки, механические музыкальные инструменты, паровозы, мотоциклы...
Но гордость коллекции, которая на сайте музея значится под № 1 - это предварительный вариант "Бурана", а также уменьшенная для испытаний модель БОР 5 № 505. Подлинник!
БОР 5 № 505
БОР = Беспилотный Орбитальный Ракетоплан - был тестовой версией космолета Буран, построенной для испытаний в масштабе 1:8. Успешное испытание именно этого образца, № 505, состоялось 22 июня 1988 года на аэродроме Капустин Яр. А всего полетов таких моделей было шесть: первый неудачный, пять удачных (с 1984 по 1988), и соответственно, номера у этих БОРов - 501-505. Стало быть, БОР № 505 - непосредственный прототип Бурана, во всем подобный будущему космолету в отношении аэродинамики и прочих свойств.
Всё это замечательно, но сразу встает вопрос: почему он оказался в Германии? Когда и каким образом?..
Музей ничего не пишет на сайте о провенансе раритета.
Я начала рыться в сети и нарыла вот что, в одном ЖЖ за 24 ноября 2009 года.
По свидетельству Вадима Лукашевича аппарат был продан в январе 1999 года за 300000 $ наличными, причём как и в случае с БТС-002 - это тёмная криминальная история. Любопытно, что был продан всего-лишь посреднику, а настоящего покупателя по всей видимости нашёл только сейчас.
Вадим Лукашевич (р. 1963) - авиаконструктор и авиаэксперт, В 2014 г. за критику реформы Роскосмоса исключен из состава Экспертного совета при вице-премьере Дмитрии Рогозине. Создатель портала buran.ru, который в 2017 году по требованию обладателя товарного знака "Буран" был закрыт.
Да уж, история действительно темная и с нехорошим душком...
В Википедии в статье про БОР 5 написано, что
один из БОРов недавно был выставлен на продажу во Флориде за $155 тыс.
Дата в статье не приводится, но, очевидно, что это тот самый проданный и перепроданный БОР. Последний владелец - добросовестный приобретатель, и никто не оспаривает право музея гордиться таким экспонатом.
В конце концов, у нас и свой БОР есть. Модель с № 502 (испытана в 1985 году) хранится в Музее ВВС в Монино, в крытом ангаре. Только я ее почему-то не видела - либо ее куда-то задвинули, либо... ну, не знаю, почему, я же интересуюсь прежде всего мирной воздушной техникой, и особенно космической, каким образом я могла не разглядеть модель Бурана, ума не приложу.
Приведу чужое фото как доказательство реальности экспоната.
"Буран", то есть БТС-002 ОК-ГЛИ
В Музее Шпайера имеется и полноразмерный вариант "Бурана", самолёт-аналог, предназначенный для наземных и атмосферных испытаний, проводившихся в 1985-1988 годах (всего было 24 испытания, включавшие рулежки и полеты).
После закрытия программы "Буран" судьба этого аппарата оказалась достойной авантюрно-детективно-криминального романа. Относительно подробно ход события описан в Википедии.
1999 - НПО «Молния» отдала БТС-002 в лизинг только что созданной австралийской (?!) компании Buran Space Corporation
2000 - австралийская компания объявила себя банкротом, НПО «Молния» расторгло контракт, но из-за финансовых трудностей БТС-002 не могли вывезти из Австралии до 2002 года.
2002 года НПО «Молния» продало БТС-002 за 160 тысяч долларов сингапурской компании Space Shuttle World Tour, и некоторое время корабль работал выставочным экспонатом, после чего сингапурская компания денег так и не выплатила и попыталась присвоить корабль себе.
2008 - в результате многолетних международных судебных процессов БТС-002 приобрел Герман Лайр - владелец Технического музея в Зинсхайме, филиал которого располагается в Шпайере.
Буран, или БТС-002 торжественно провезли по морям, рекам и каналам в Шпайер и установили в специально для него сооруженном самом крупном ангаре музея. Ныне это гордость коллекции и приманка для туристов.
В самом деле, можно порадоваться: раритет оказался в хороших руках. Только не в наших. Ибо в Германию ныне не каждый желающий может попасть.