Мы не всегда понимали, насколько детям нужны ранние социальные взаимодействия с взрослыми.
Основная задача родителей была накормить, помыть, спать уложить.
Но как оказалось этого недостаточно. Необходимо обеспечить ребенку не только физическое благополучие, но и эмоциональную поддержку.
Какие были проведены исследования в вопросах эмоциональной привязанности- читайте в моём Телеграмм канале, ссылка в шапке профиля.
В данной статье будет рассмотрено, как формируется эмоциональная привязанность (ЭП), как она проявляется в здоровом состоянии и какие изменения происходят в поведении ребенка при возникновении нарушений в формировании ЭП.
Когда ребенок родился, у него нет информации о себе, о мире, о том, что вообще происходит с ним и вокруг него.
С этого момента, начинается его исследовательский путь и первый шаг на этом пути - установить эмоциональную привязанность, чтобы выжить!
Ребенку надо её сформировать ‼️
Она не возникает от факта рождения.
Потребность на формирование эмоциональной привязанности заложена природой, но как она будет сформирована - зависит от мамы( опекуна).
Как мама будет отвечать на потребности и сигналы ребенка, с какими чувствами она будет реагировать на ребенка, как будет выражать свою любовь и заботу к нему, таким образом и будет формироваться эмоциональная привязанность.
Это первый и самый важный шаг в развитии ребенка, который определяет его будущие отношения с окружающим миром и другими людьми.
Ребенок стремится к близости и уходу, и если эти потребности удовлетворяются, он чувствует себя защищенным и любимым, что является основой для его исследования и познания мира. По сути своей, чтобы ребенку выжить, ему надо сначала понять, я могу доверять этому человеку?
Если да- тогда здорово, я начина свой путь.
Какие же фазы проходит формирование эмоциональной привязанности?
1. Первая фаза называется “Предпривязанность».
В этот период новорожденные привлекают к себе внимание взрослых.
Они могут плакать, улыбаться, чтобы взрослый оставался рядом! Чтобы чувствовать его тепло, биение сердца, его эмоции.
Младенцы могут узнавать маму, но пока ещё, они не проявляют предпочтения к ней перед другими людьми.
Этот этап продолжается примерно до 6 недельного возраста.
В этот период важно быть внимательной и отзывчивой к потребностям и сигналам своего новорожденного.
Важно быть рядом с младенцем, успокаивать его при плаче, общаться с ним во время кормления, петь, говорить, улыбаться. Мама -это ощущение комфорта и безопасности.
Важно быть рядом всегда , когда ребенок нуждается в утешении или поддержке. Важно осознавать своё состояние, с каким откликом вы подходите и берете на руки ребенка, когда кормите, когда купаете и так далее.
2. Следующая фаза называется «Формирование привязанности».
Младенцы находятся в этой фазе примерно с 6 недель до 7 месяцев возраста.
Они уже разделяют и выделяют маму.
Быстрее успокаиваются, если мама берет их на руки и если слышат её голос. Но так же улыбаются и радуются, когда к ним подходит и кто-то другой из семьи.
Важно устанавливать контакт глазами, петь, читать, кормить, дарить ощущение тепла и спокойствия. Не отвлекаться на тревоги из вне, быть всецело с малышом и в гармонии с собой.
3.Третья фаза - это стабилизация привязанности.
Она длится примерно с 7 месяцев до 18-24 месяцев возраста.
Здесь младенцы и малыши уже явно привязываются к маме.
Они начинают использовать маму как надежную опору.
Что-то пошло не так( упал, испугался) я знаю куда бежать, вот моя мама!
Сейчас обнимет меня, поцелует и пойду дальше исследовать мир.
Но так же когда их надежная опора уходит, дети в этот период очень расстраиваются.
Вы, вероятно, видели, как плачущий малыш прижимается к матери , когда его оставляют у ворот в детский сад. Тревога при разлуке является отличительной чертой этой фазы и это нормально.
Маме важно быть доступной для ребенка, поддерживать его эмоционально, утешать и успокаивать в моменты тревоги и беспокойства.
Важно также устанавливать ясные ритуалы и режим дня, чтобы создать предсказуемость и стабильность в жизни ребенка.
Если мама работает и не может быть постоянно рядом с ребенком в этот период( что тоже нормально, так как у всех жизненные условия разные!), важно создать максимально комфортные условия для ребенка в отсутствие матери.
Не стоит даже в шутку говорить : мать кукушка, бросила тебя! Тем кто остался с малышом.
Важно обеспечить ему эмоциональную поддержку, пока мама не вернулась.
Можно установить ритуалы прощания и встречи с ребенком, чтобы создать предсказуемость и уверенность в том, что мама всегда вернется. Можно оставлять любимый мамин свитер, чтобы ребенок ощущал мамино присутствие.
А вернувшись важно уделить качественное внимание ребенку. Говорить и смотреть в глаза, читать , петь песни, лепить вместе и так далее, делать всё то, к чему тянется ребенок.
Не из чувства вины, а из радости, что вы снова вместе.
4.Последняя фаза - наступает целенаправленное партнерство.
Примерно к двум годам происходит изменение в языковых и когнитивных навыках детей.
Теперь они способны понять, почему их мама уходит и что она вернется.
Дети больше не плачут, чтобы протестовать против ухода родителей.
Малыши и дети дошкольного возраста могут вместо этого обсуждать или уговаривать родителей остаться.
И с ними уже всегда на этом этапе можно договориться♥️
Конечно только в том случае, если предыдущие 3 этапа прошли без искажений.
На каждом этапе формирования эмоциональной привязанности важно обеспечить эмоциональную поддержку для мамы!
Именно эмоциональная привязанность будет влиять на всё дальнейшее развитие ребенка и ваших с ним отношений! Насколько безопасно ему будет изучать мир, строить отношения с окружающими людьми, справляться со стрессом, реализовать свои таланты и быть уверенным в себе! Зависит эмоциональная привязанность.
Мамам в этот период важно уделять внимание своим эмоциям.
Насколько экологично я умею с ними справляться? Умею ли я их замечать?
Что помогает мне восстановить свои силы?
Какие у меня страхи? Как я умею с ними работать ?
Есть ли у меня надежная опора?
Ответы на эти вопросы лучше найти ещё до рождения малыша.
Здоровая эмоциональная привязанность характеризуется:
✔️ Ребенок отвечает улыбкой на улыбку
✔️ Он не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,
✔️ Он стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»,
✔️ принимает утешения родителей,не отталкивает,
✔️ испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании, но нет истерик и ужаса,
✔️ испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей,
✔️Ребенок обычно спокоен и уверен в присутствии родителей,
✔️ Он проявляет интерес к окружающему миру, исследует его,
✔️ Ребенок спокойно переживает разлуку с родителями на короткое время, зная, что они вернутся.
Нарушения привязанности у детей:
1. Невротическая привязанность - когда ребенок постоянно ищет внимания у родителей, даже негативного, вызывая провокации и стараясь раздражить их. Это часто происходит, когда ребенок испытывал пренебрежение или жестокое с ним обращение. ( отойди, уйди, достал, надоел)
2. Двойственная привязанность - ребенок постоянно демонстрирует смешанные чувства к близкому взрослому: то проявляет привязанность, то отвергает, то ласкается, то грубит. Перепады в поведении часты, отсутствуют полутона и компромиссы, и ребенок не может объяснить свои действия, страдая от них. Это типично для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны. ( Точно такое же поведение и у родителей. То заботятся, то кричат и ругают, не понятно мне безопасно с ними или нет?!)
3. Избегающая привязанность - ребенок угрюм, замкнут, не стремится к близким отношениям, но может показывать любовь к животным. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Это может быть следствием болезненного разрыва с близким взрослым или восприятия разрыва как предательства.( Часто развод родителей, часто отсутствующие родители)
4. Размытая привязанность - часто встречающееся поведение у детей из детских домов, когда они легко обращаются к взрослым как к "маме" или "папе", но также легко отпускают. Это стремление получить внимание и тепло за счет количества контактов.
5. Дезорганизованная привязанность - дети, которые научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, предпочитая силу привязанности. Они не хотят, чтобы их любили, им важнее, чтобы их боялись. Это типично для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию.
Родителями не рождаются, родителями становятся научившись!
И лучше учиться не на своих ошибках, а обращаясь к специалистам.
Я не устану повторять!!!
Нет детей «плохих».
Хватит делить мир на плохие / хорошие!
Есть родители, которые так и остались сами детьми и не хотят взрослеть.
Есть дети, которые остались без поддержки взрослых и «взрослеют» сами по себе, как умеют.
Дети с нарушенной эмоциональной привязанностью могут испытывать большую потребность в поиске замены отсутствующей эмоциональной связи с родителем.
Они могут проявлять:
‼️ повышенную зависимость от других людей,
‼️искать поддержку и защиту в отношениях со сверстниками,
‼️Не понимать как жить, испытывать высокий уровнь тревоги и поэтому уходить в избегание жизни- зависимости.
Потому что здоровая эмоциональная привязанность- это базовая потребность, которая к сожалению в большинстве случаев формируется с искажениями.
Люди, оставшиеся без здоровой эмоциональной привязанности в детстве, будут продолжать искать эту связь во взрослой жизни через созависимые отношения и зависимое поведение.
Если вы мама и обнаружили нарушение ЭП в отношениях со своим ребенком- важно начать работу со своим эмоциональным состоянием, своими потребностями ,чтобы сформировать здоровую ЭП с ребенком и стать ему доверительной опорой.
Если вы взрослый и обнаружили у себя нарушение ЭП- важно так же, начать выстраивать здоровую ЭП с самим собой, так как жизнь взрослого человека- это уже его ответственность, которую он может взять в свои руки.
По вопросам индивидуальных консультаций- к автору канала.
@lanaZinkevich Телеграмм.
#дети #родители #детство #воспитание #эмоции #чувства #эмоциональнаяпривязанность #психолог #психология #нашмозг #материнство #мама #семья #исследование #психика #педагог #педагогика #детскийпсихолог