Найти в Дзене
Brainy Child

Эмоциональная привязанность и её роль в формировании созависимого и зависимого поведения.

Мы не всегда понимали, насколько детям нужны ранние социальные взаимодействия с взрослыми. 

Основная задача родителей была накормить, помыть, спать уложить.

Но как оказалось этого недостаточно. Необходимо обеспечить ребенку не только физическое благополучие, но и эмоциональную поддержку.

Какие были проведены исследования в вопросах эмоциональной привязанности- читайте в моём Телеграмм канале, ссылка в шапке профиля.

В данной статье будет рассмотрено, как формируется эмоциональная привязанность (ЭП), как она проявляется в здоровом состоянии и какие изменения происходят в поведении ребенка при возникновении нарушений в формировании ЭП.

Когда ребенок родился, у него нет информации о себе, о мире, о том, что вообще происходит с ним и вокруг него. 

С этого момента, начинается его исследовательский путь и первый шаг на этом пути - установить эмоциональную привязанность, чтобы выжить! 

Ребенку надо её сформировать ‼️

Она не возникает от факта рождения. 

Потребность на формирование эмоциональной привязанности заложена природой, но как она будет сформирована - зависит от мамы( опекуна). 

Как мама будет отвечать на потребности и сигналы ребенка, с какими чувствами она будет реагировать на ребенка, как будет выражать свою любовь и заботу к нему, таким образом и будет формироваться эмоциональная привязанность. 

Это первый и самый важный шаг в развитии ребенка, который определяет его будущие отношения с окружающим миром и другими людьми.

Ребенок стремится к близости и уходу, и если эти потребности удовлетворяются, он чувствует себя защищенным и любимым, что является основой для его исследования и познания мира. По сути своей, чтобы ребенку выжить, ему надо сначала понять, я могу доверять этому человеку?

Если да- тогда здорово, я начина свой путь.

Какие же фазы проходит формирование эмоциональной привязанности?

1. Первая фаза называется “Предпривязанность». 

В этот период новорожденные привлекают к себе внимание взрослых. 

Они могут плакать, улыбаться, чтобы взрослый оставался рядом! Чтобы чувствовать его тепло, биение сердца, его эмоции.

Младенцы могут узнавать маму, но пока ещё, они не проявляют предпочтения к ней перед другими людьми. 

Этот этап продолжается примерно до 6 недельного возраста.

В этот период важно быть внимательной и отзывчивой к потребностям и сигналам своего новорожденного. 

Важно быть рядом с младенцем, успокаивать его при плаче, общаться с ним во время кормления, петь, говорить, улыбаться. Мама -это ощущение комфорта и безопасности. 

Важно быть рядом всегда , когда ребенок нуждается в утешении или поддержке. Важно осознавать своё состояние, с каким откликом вы подходите и берете на руки ребенка, когда кормите, когда купаете и так далее.

2. Следующая фаза называется «Формирование привязанности».

Младенцы находятся в этой фазе примерно с 6 недель до 7 месяцев возраста. 

Они уже разделяют и выделяют маму. 

Быстрее успокаиваются, если мама берет их на руки и если слышат её голос. Но так же улыбаются и радуются, когда к ним подходит и кто-то другой из семьи. 

Важно устанавливать контакт глазами, петь, читать, кормить, дарить ощущение тепла и спокойствия. Не отвлекаться на тревоги из вне, быть всецело с малышом и в гармонии с собой.

3.Третья фаза - это стабилизация привязанности. 

Она длится примерно с 7 месяцев до 18-24 месяцев возраста. 

Здесь младенцы и малыши уже явно привязываются к маме. 

Они начинают использовать маму как надежную опору. 

Что-то пошло не так( упал, испугался) я знаю куда бежать, вот моя мама!

Сейчас обнимет меня, поцелует и пойду дальше исследовать мир. 

Но так же когда их надежная опора уходит, дети в этот период очень расстраиваются. 

Вы, вероятно, видели, как плачущий малыш прижимается к матери , когда его оставляют у ворот в детский сад. Тревога при разлуке является отличительной чертой этой фазы и это нормально. 

Маме важно быть доступной для ребенка, поддерживать его эмоционально, утешать и успокаивать в моменты тревоги и беспокойства. 

Важно также устанавливать ясные ритуалы и режим дня, чтобы создать предсказуемость и стабильность в жизни ребенка. 

Если мама работает и не может быть постоянно рядом с ребенком в этот период( что тоже нормально, так как у всех жизненные условия разные!), важно создать максимально комфортные условия для ребенка в отсутствие матери. 

Не стоит даже в шутку говорить : мать кукушка, бросила тебя! Тем кто остался с малышом. 

Важно обеспечить ему эмоциональную поддержку, пока мама не вернулась. 

Можно установить ритуалы прощания и встречи с ребенком, чтобы создать предсказуемость и уверенность в том, что мама всегда вернется. Можно оставлять любимый мамин свитер, чтобы ребенок ощущал мамино присутствие. 

А вернувшись важно уделить качественное внимание ребенку. Говорить и смотреть в глаза, читать , петь песни, лепить вместе и так далее, делать всё то, к чему тянется ребенок. 

Не из чувства вины, а из радости, что вы снова вместе. 

4.Последняя фаза - наступает целенаправленное партнерство. 

Примерно к двум годам происходит изменение в языковых и когнитивных навыках детей. 

Теперь они способны понять, почему их мама уходит и что она вернется. 

Дети больше не плачут, чтобы протестовать против ухода родителей. 

Малыши и дети дошкольного возраста могут вместо этого обсуждать или уговаривать родителей остаться. 

И с ними уже всегда на этом этапе можно договориться♥️

Конечно только в том случае, если предыдущие 3 этапа прошли без искажений. 

На каждом этапе формирования эмоциональной привязанности важно обеспечить эмоциональную поддержку для мамы! 

Именно эмоциональная привязанность будет влиять на всё дальнейшее развитие ребенка и ваших с ним отношений! Насколько безопасно ему будет изучать мир, строить отношения с окружающими людьми, справляться со стрессом, реализовать свои таланты и быть уверенным в себе! Зависит эмоциональная привязанность. 

Мамам в этот период важно уделять внимание своим эмоциям. 

Насколько экологично я умею с ними справляться? Умею ли я их замечать?

Что помогает мне восстановить свои силы?

Какие у меня страхи? Как я умею с ними работать ? 

Есть ли у меня надежная опора? 

Ответы на эти вопросы лучше найти ещё до рождения малыша. 

Здоровая эмоциональная привязанность характеризуется:

✔️ Ребенок отвечает улыбкой на улыбку

✔️ Он не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,

✔️ Он стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»,

✔️ принимает утешения родителей,не отталкивает,

✔️ испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании, но нет истерик и ужаса,

✔️ испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей,

✔️Ребенок обычно спокоен и уверен в присутствии родителей,

✔️ Он проявляет интерес к окружающему миру, исследует его,

✔️ Ребенок спокойно переживает разлуку с родителями на короткое время, зная, что они вернутся.

Нарушения привязанности у детей:

1. Невротическая привязанность - когда ребенок постоянно ищет внимания у родителей, даже негативного, вызывая провокации и стараясь раздражить их. Это часто происходит, когда ребенок испытывал пренебрежение или жестокое с ним обращение. ( отойди, уйди, достал, надоел)

2. Двойственная привязанность - ребенок постоянно демонстрирует смешанные чувства к близкому взрослому: то проявляет привязанность, то отвергает, то ласкается, то грубит. Перепады в поведении часты, отсутствуют полутона и компромиссы, и ребенок не может объяснить свои действия, страдая от них. Это типично для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны. ( Точно такое же поведение и у родителей. То заботятся, то кричат и ругают, не понятно мне безопасно с ними или нет?!)

3. Избегающая привязанность - ребенок угрюм, замкнут, не стремится к близким отношениям, но может показывать любовь к животным. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Это может быть следствием болезненного разрыва с близким взрослым или восприятия разрыва как предательства.( Часто развод родителей, часто отсутствующие родители)

4. Размытая привязанность - часто встречающееся поведение у детей из детских домов, когда они легко обращаются к взрослым как к "маме" или "папе", но также легко отпускают. Это стремление получить внимание и тепло за счет количества контактов.

5. Дезорганизованная привязанность - дети, которые научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, предпочитая силу привязанности. Они не хотят, чтобы их любили, им важнее, чтобы их боялись. Это типично для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию.

Родителями не рождаются, родителями становятся научившись!

И лучше учиться не на своих ошибках, а обращаясь к специалистам. 

Я не устану повторять!!!

Нет детей «плохих». 

Хватит делить мир на плохие / хорошие! 

Есть родители, которые так и остались сами детьми и не хотят взрослеть.  

Есть дети, которые остались без поддержки взрослых и «взрослеют» сами по себе, как умеют.

Дети с нарушенной эмоциональной привязанностью могут испытывать большую потребность в поиске замены отсутствующей эмоциональной связи с родителем. 

Они могут проявлять:

‼️ повышенную зависимость от других людей, 

‼️искать поддержку и защиту в отношениях со сверстниками,

‼️Не понимать как жить, испытывать высокий уровнь тревоги и поэтому уходить в избегание жизни- зависимости.

Потому что здоровая эмоциональная привязанность- это базовая потребность, которая к сожалению в большинстве случаев формируется с искажениями. 

Люди, оставшиеся без здоровой эмоциональной привязанности в детстве, будут продолжать искать эту связь во взрослой жизни через созависимые отношения и зависимое поведение. 

Если вы мама и обнаружили нарушение ЭП в отношениях со своим ребенком- важно начать работу со своим эмоциональным состоянием, своими потребностями ,чтобы сформировать здоровую ЭП с ребенком и стать ему доверительной опорой. 

Если вы взрослый и обнаружили у себя нарушение ЭП- важно так же, начать выстраивать здоровую ЭП с самим собой, так как жизнь взрослого человека- это уже его ответственность, которую он может взять в свои руки. 

По вопросам индивидуальных консультаций- к автору канала.

@lanaZinkevich Телеграмм.

#дети #родители #детство #воспитание #эмоции #чувства #эмоциональнаяпривязанность #психолог #психология #нашмозг #материнство #мама #семья #исследование #психика #педагог #педагогика #детскийпсихолог