Найти тему
Стимул Финанс

Утильсбор на машины в РФ вырос на 80%: разбираемся, чем это грозит автомобилистам

Утилизационный сбор призван повышать экологическую безопасность, по крайней мере формально. Фактически же он нацелен на защиту интересов отечественного рынка. Недавно власти приняли решение поднять утильсбор до 85%. В будущие годы сумма продолжит расти.

Утилизационный сбор появился в России в 2012 году. Сначала платить его обязывали импортеров легковых и грузовых транспортных средств, приехавших из-за границы. Отечественные производители были избавлены от этой необходимости, но в 2014 году льготу отменили.

В 2024 году за утилизацию платят все: производители, импортеры и покупатели (если ранее за ТС сбор еще не взимался). Закон предусматривает немного исключений. Сбор не платят владельцы подержанных машин (если предыдущий владелец уже заплатил), а также владельцы машин, которым уже больше тридцати лет.

Чтобы рассчитать величину утильсбора, нужно ставку умножить на коэффициент. Оба параметра задаются правительством. Приведем пример: человек купил автомобиль зарубежом, объем его двигателя не превышает 3 литра. В таком случае коэффициент составит 0,17. Базовая ставка для всех легковых ТС – 20 000 рублей. Умножаем 20 000 на 0,17 и получаем 3 400.

-2

Наибольшее значение при расчетах имеет тип транспортного средства и объем двигателя. Но есть и второстепенные факторы, влияющие на сумму. К примеру, если бы автомобилю из расчетов было больше трех лет, то коэффициент вырос до 0,26. Вместо 3 400 рублей новому собственнику пришлось бы заплатить 5 200.

Кажется, что сумма не так велика, но в Госдуме решили это исправить. С октября сбор вырастет на 70-85%. На этом власти не остановятся, т.к. в ближайшем будущем сбор продолжат увеличивать –на 10-20% в год. С точки зрения покупателя это означает одно: вместе с утильсбором поднимутся цены и на автомобили. Причем подорожание затронет как новые, так и подержанные модели.

Изменения не коснутся автомобилей, которые ввезли в страну до начала октября. С точки зрения автосалонов это отличная возможность начать продвижение автомобилей с прежними ценами на утильсбор. Экономисты отмечают, что на покупателей реклама подействовала – в последние неделю наблюдается оживление спроса на автомобили.

-3

Что касается машин, которые завезут в страну позднее, то их стоимость вырастет на 10%. Однако автодилеры не собираются шокировать покупателей сразу. Увеличивать цены будут постепенно. Благодаря запасу автомобилей на складах, первые изменения цен запланированы на ноябрь-декабрь. Следующая волна подорожания пройдет в новогодние праздники.

Как в случае с недвижимостью, подорожание новых автомобилей приведет к увеличению спроса на подержанные. И как в случае с недвижимостью, «вторичный рынок» транспортных средств адаптируется к переменам, после чего поднимает цены на модели с пробегом. Автоэксперты отмечают, что подорожание коснется не всех авто. Одни модели упадут в цене, другие вырастут.

С одной стороны, повышение утильсбора призвано мотивировать иностранных производителей открывать производства в России. С другой, покупателей ставят перед фактом: совсем скоро машины будут стоить как квартиры. А поскольку производителям не спешат давать льготы на новые проекты, ожидать открытия производств не приходится.

-4
Тем не менее, объемы продаж автомобилей уверенно растут. В конце сентября они ожидаемо побили рекорды, если брать промежуток с начала 2022 года. По аналогии со сворачиванием льготной ипотеки, причиной покупательского бума стало желание заскочить в последний вагон. За осенним периодом последует постепенное охлаждение потребительского спроса.
Авто
5,66 млн интересуются